Игра «Что происходит с осликами»
В работе с детьми очень
важно показать им, что существует множество способов разрешить конфликт, не
прибегая к насилию. Для обеспечения 'эффективного общения необходимо тренировать
детей в применении этих способов на практике и расширять их поведенческий
диапазон в отношении улаживания конфликтов.
Опыт показывает, что дети, как правило, в состоянии оценить
ситуацию и определить, честно ли был разрешен конфликт, и обе ли стороны
остались «в выигрыше». Во время ролевых игр можно часто наблюдать традиционный
переход от конфликта к «миру», например, двое поссорились, затем один из них
предлагает: «Давай помиримся!» — и конфликт исчерпывается. Детская мирилка
«мирись, мирись больше не дерись...» — хорошее подтверждение этому. Тем не
менее, в учебный процесс необходимо вводить игры и упражнения, в которых дети
учатся разрешать конфликтные ситуации. При этом следует помнить, что скорых и
радикальных перемен в реальном поведении детей относительно конфликтов не будет.
Это длительный и сложный процесс. Существуют различные концепции, игровые и
тренинговые программы по разрешению конфликтов. Одним из примеров является игра
«История двух осликов» (Дж. Валкер), которую можно считать своеобразной моделью
ненасильственного разрешения конфликтов.
Материал для игры: увеличенная копия рисунка-истории про двух
осликов.
Ход игры.
Закройте две нижние
картинки, повесьте рисунок-историю на видное место.
Спросите детей, что происходит с осликами. В чем их проблема?
Что привело к этому? Сформулируйте суть конфликта и спросите, как эта ситуация
может развиваться. Какие возможности есть у осликов, чтобы решить проблему?
Обсудите с детьми все плюсы и минусы предложенных решений. Затем откройте нижние
рисунки и спросите, какое решение нашли ослики. Как стало возможным, что они
пришли именно к этому решению? (Например, они остановились и обсудили свою
проблему; они вместе подумали над тем, как выйти из положения.) Можно ли
чему-нибудь научиться у этих осликов? Важно, чтобы дети четко поняли, что думали
и испытывали ослики, прежде чем нашли это решение.
Опыт.
При решении задачи про осликов дети каждый
раз высказывают новые и совершенно неожиданные идеи:
• ослики вместе съедают сначала одну кучу сена, затем вторую; при этом следует
учитывать опасность, что они опять могут поссориться из-за того, что один ест
быстрее, чем другой;
• они вдвоем передвигают одну кучу ближе к другой, чтобы одновременно есть
каждый свое сено;
• они перегрызают веревку и едят каждый свое сено;
• они перетягивают «канат», и победитель ест первым;
• они перетягивают «канат», пока не поранятся и уже не смогут есть свое сено.