Требования к элективному курсу профильного обучения

Информационное письмо

Департамента общего и дошкольного образования

№ 14-51-277/13 от 13.11.2003

Элективные курсы в профильном обучении

А.В. Баранников

Элективные курсы (курсы по выбору) обязательны для старшеклассников. Они входят наряду с базовыми и профильными курсами в систему организации профильного обучения в старшей школе.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки учащихся.

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Они как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов.

Одни из них являются как бы «надстройкой» профильных курсов и призваны обеспечить для наиболее способных учащихся повышенный уровень изучения того или иного предмета.

Другие курсы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные предметы на профильном уровне (например, курс «История искусств» для гуманитарного профиля)

Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где этот предмет изучается на базовом уровне, подготовиться  к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.

Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, «Делопроизводство», «Деловой английский» и др.).

Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет «внепредметный», «надпредметный» характер подобных курсов (например, «Основы рационального питания», «Подготовка автолюбителя»)

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных их задач, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т. д.

Элективные курсы реализуются за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идет о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но и по-другому построенный учебный процесс.

Поэтому в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10 – 11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость деления класса, как минимум, на две подгруппы.

Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, вызванное нехваткой педагогических кадров и отсутствием учебно-методического обеспечения. В этом случае особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования.

Готовится публикация сборника программ (программы, учебные и методические материалы по 8 – 10 элективным курсам по каждому учебному предмету), которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Федерации. Заканчивается работа над рекомендациями по коррекции учебных и методических пособий и в начале 2004 года начнется их издание.

В качестве учебной литературы по элективным курсам могут служить учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Рекомендуется региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

ОУ принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

 Общие требования к составлению программы элективного курса

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно.

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:

1)                   ориентация на современные образовательные технологии;

2)                   соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;

3)                   соответствие принятым правилам оформления программ;

4)                   наличие пособия, содержащего необходимую информацию;

5)                   краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).

Правила оформления программ

Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы:

-            титульный лист;

-            пояснительную записку;

-            учебно-тематический план;

-            содержание изучаемого курса;

-            методические рекомендации;

-            литературу.

Титульный лист включает:

-            наименование образовательного учреждения;

-            сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

-            название элективного курса;

-            класс, на который рассчитана программа;

-            ФИО, должность автора (авторов) программы;

-            название города, населенного пункта;

-            год разработки программы.

Пояснительная записка включает следующие компоненты:

-            аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе;

-            указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения;

-             цель и задачи элективного курса (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей );

-            сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

-            основные принципы отбора и структурирования материала;

-            методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

-            предполагаемые результаты;

-            инструментарий для оценивания результатов.

Учебно-тематический план включает:

 перечень разделов, тем; количество часов на изучение каждой темы; вид занятий.

Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание

Методические рекомендации включают:

-            основные  содержательные компоненты по каждому разделу или теме;

-            описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;

-            дидактические материалы.

Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся.

 

Критерии оценки программы элективного курса

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.

4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

5. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; прослеживаются связи между частными и общими знаниями.

6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.).

7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.