ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Земледелие XXI века»
«Мы не получаем землю в наследство от
родителей, мы берем ее в долг у наших
детей и внуков» - девиз эколога-земледельца.
Пояснительная записка.
В июле 2000г. в г. Суздале прошел 3-й съезд Докучаевского общества почвоведов Российской Академии наук. На съезде было подчеркнуто, что «если продолжать хозяйствовать на земле теми же методами, как сейчас, то через пару десятков лет, наши земли могут оказаться бесплодными и пустынными». Почвенный покров – это не только сельскохозяйственный ресурс, но и фундамент всего живого на Земле.
Большинство земель территории села неплодородные или малоплодородные. Возникла необходимость внедрения эколого-биологической системы земледелия, которая позволит земледельцам села возродить плодородие почвы и получить чистую пищевую и кормовую продукцию.
Программа элективного курса «Земледелие XXI века» призвана помочь школьникам сделать правильный выбор научно-обоснованных решений по экологическому земледелию и представляет возможность их личного участия в восстановлении плодородия почв своих приусадебных участков.
Главная цель курса – воспитание экологической культуры подростков на основе теоретических знаний, наблюдений и практических действий. Программа нацелена на решение следующих задач:
- содействовать становлению у школьников знаний о способах создания системы экологического земледелия;
- формировать экологический способ мышления, мотивы экологической деятельности перехода на биологическое (органическое) земледелие;
- выращивать на землях, удобренных биогумусом, более высокие урожаи экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологического воспитания. Программа рассчитана на 24 часа (2 часа в неделю) во 2-полугодии и включает в себя следующие разделы:
1. Введение (1 ч.)
2. Почвы территории села (6 ч.)
3. Культурные растения и плодородие почв (4 ч.)
4. Дождевые черви и экология земледелия (11 ч.)
Расширение программы возможно до 36 часов за счет проведения исследовательских работ следующего направления:
- зависимость скорости роста и плодовитости технологических червей от характера перерабатываемого субстрата;
-проведение опытов на приусадебном участке или на УОУ с целью выяснения влияния биогумуса и/или гуминовых препаратов на развитие и урожайность сельскохозяйственных культур, на обильность цветения и/или окраску декоративных цветов.
Программа предусматривает основные формы и методы работы: экологические исследования, практические и самостоятельные работы, наблюдения, практическая деятельность в природе, моделирование, мозговой штурм.
Подведение итогов работы курса осуществляется в форме анкетирования и тестирования (2ч.)
Основное содержание программы
1. Введение (1 ч.)
Предмет, содержание и задачи элективного курса. Методы экологических исследований. Техника безопасности и пожарной безопасности при проведен6ии исследовательских работ и практической деятельности в природе. Почва – основное богатство России. Выявление актуальных проблем сельского хозяйства и поиск решения путем и методом мозгового штурма.
2. Почва приусадебных участков села (6 ч.)
Характеристика почв различных типов (глинистая, суглинистая, супесчаная, песчаная), общие физические свойства почвы (механический состав, структура, влажность, кислотность, засоленность). Антропогенное воздействие на почву.
Практические работы.
1. Оценка экологического состояния почвы по ее составу.
2. Оценка экологического состояния почвы на основе определения общих физических свойств.
3. Самостоятельные работы «Мой приусадебный участок».
Консультации по выполнению и обработке результатов.
1. Определение антропогенных нарушений.
2. Определение плодородия почвы методом почвенных раскопок по степени заселенности участка дождевыми червями.
3. Обследование почвы на зараженность проволочником.
3. Культурные растения и плодородие почв (4 ч.)
Зеленые удобрения-сидераты, их экологическая роль и способы использования. Севооборот – сердцевина экологии земледелия. Моделирование наиболее рациональных схем севооборота. Решение экологических задач «культурные растения – часть агроэколсистемы».
Практическая деятельность на УОУ
1. Смешанные посевы и посадки.
4. Дождевые черви и экология земледелия (11 ч.)
Исключительная роль дождевых червей как почвенных животных (Ч.Дарвин)
Разведение дождевых червей и производство биогумуса в нашей стране.
Технологические черви и особенности их жизнедеятельности. Культивирование дождевых червей в лабораторных условиях и на садовом участке. Условия сохранения червей в почве.
Исследовательские работы.
1. Изучение реакции дождевого червя на различные раздражители с целью выяснения ухода за этими домашними животными.
2. Выяснение роли дождевых червей в почвообразовательном процессе (наблюдения в течение 1 месяца)
3. Влияние организма животного на рост и развитие растений.
4. Влияние биогумуса и «Гумистар» на обильность цветения комнатных растений.
Практическая деятельность в природе.
1. Заготовка «диких» дождевых червей.
2. Культивирование (размножение) дождевых червей на приусадебных участках (в течение лета)
3. Компостирование органических остатков.
5. Заключительное занятие (2 ч.)
Подведение итогов в форме анкетирования и тестирования.
Ожидаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- технику безопасности при работе в лабораториях и полевых условиях;
- основные направления системы биологического земледелия;
- особенности культивирования дождевых червей;
- определение понятий: севооборот, ротация, предшественник, чистый пар, пропашные культуры.
Учащиеся должны уметь:
-давать оценку экологического состояния почвы;
- написать схему 4-польного севооборота, схему севооборота для следующего года, перечислить хороших предшественников;
- культивировать дождевых червей с целью повышения плодородия почвы;
- выращивать на землях, удобренных биогумусом, более весомые урожаи экологически чистой с/хозяйственной продукции;
- пропагандировать новые знания и внедрение технологий органических систем земледелия.
Используемая литература
1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии – М.,АО МДС, 1996, с.98
2. Игонин А.М. Биогумус на садовом участке – «Биология». Приложение к газете «Первое сентября» №29/2000, с.10
3. Игонин А.М. Дождевые черви – Ковров, ООО НПА «МАШТЕКСТ», 2002
4. Миркин Б.М. Экология земледелия/ж-л «Биология в школе», №3, 1993
5. Сорокина Н.В. Растениеводство – «Биология»/приложение к газете «Первое сентября», №18, 22, 23 за 1998 г.