ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССАХ:

                                          

"БУДЬ ТВОРЦОМ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ"            

 

Автор программы: Данилова Мария Николаевна,

 учитель биологии СШ № 36,

п. Балакирево округ Александров

 

Здоровье означает не просто отсутствие

болезней. Это состояние полного физического,

психического и социального благополучия.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

       Цель элективного курса в 9 классах - заинтересовать ребят в дальнейшем углублённом изучении биологии как предмета нужного для осознанного выбора профессии. Показать важность заданий по физиологии как науки о сохранении здорового тела; психологии науки о том, как привести свои мысли в порядок, как управлять своими эмоциями, как определить свои способности; имея знания по этим дисциплинам, ребята смогут заботиться о собственном здоровье, выбрать профессию в соответствии со своими возможностями и способностями, так как каждый человек индивидуален.

      Дать понять о социальной стороне здоровья. Помочь найти своё место в жизни, быть в согласии самим с собой. Выбрав профессию врача или психолога, помочь людям сохранять их здоровье. В программе два основных раздела, посвящённых изучению физиологии и психики человека. Теоретический курс даёт знания, а практический поможет осуществить изучаемое на практике.

       Познакомить с методами научно – исследовательской работы, развивать экспериментально-психологическое  мышление, основанное на стремлении к объективности, точности, достоверности.

       Содержание программы позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий от лекционных до самостоятельной подготовки учащимися докладов. Экскурсия в медицинское учреждение также по выбору: или это больница, или это поликлиника. Оборудование для практических работ доступно.

 

ЖЕЛАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

Учащиеся должны знать, что:

 

-    здоровье – это не только отсутствие болезней тела, но и психическое благополучие человека;

-    имеющиеся способности можно и нужно развивать;

-    научные открытия делают люди, чьи биографии нужно знать;

-    профессия врача и психолога – необходима для поддержания не только собственного здоровья, но и оказания помощи многим людям. Это самые гуманные профессии.

 

Учащиеся должны уметь:

 

-     выполнять и проводить простейшие методы исследований, анализов, делать выводы, анализировать документы;

-     работать с микроскопом и другими техническими средствами;

-     соотнести собственные способности с выбором будущей профессии;

-     определить предмет для дальнейшего изучения в профильном классе.

 

РЕЦЕНЗИЯ

На авторскую программу элективного курса в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения составленную учителем биологии Даниловой М.Н. (СОШ №36 п. Балакирево)

 

 

Программа содержит необходимые разделы: пояснительную записку с целеполаганием, основное тематическое содержание, ожидаемые результаты и список литературы.

Удачно подобран эпиграф к программе, он соответствует основным разделам программы; т.е. здоровье – это не только хорошее физическое состояние (1 раздел программы – 6 часов), но и психическое и социальное благополучие (2 раздел – 3ч+3ч)

Содержание программы соответствует поставленным целям в объяснительной записке, вызывает интерес у учащихся, содержит материал, основанный на знаниях учащихся по биологии, но не повторяет его.

Программу отличает своевременность предлагаемого материала, позволяет знакомиться с биографиями ученых, что очень важно.

Сочетание теоретического и практического курса обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию ребят.

Практические работы предполагают активные методы: исследование, сравнение, игровые моменты (представь, что ты врач... психолог...)

Самое главное, что, эта программа очень реалистична с точки зрения материально–технических средств. Дело за знаниями учителя.

Слабой стороной программы можно назвать степень контролируемости ожидаемых результатов.

В целом программа может вызвать повышенный интерес к предмету и профессиям, связанным с биологией.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

1. История медицины – 2 часа

-    Медицина от античных времён до наших дней (Гиппократ, Гарвей, Авиценна, И.М. Сеченов,           И.П. Павлов, И.И. Мечников, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, Н.А. Семашко,      В.П. Филатов, А.А. Вишневский, Н.Н. Бурденко, Федоров)

-     Организация здравоохранения

-     Успехи современной медицины

-     Народная медицина. Знахарство.

 

2. Здоровье и патология – 4 часа

-     Понятие о форме и патологии тела.

-   Организм – самостоятельно существующая единица. Роль наследственности и окружающей   среды      на организм.

-     Многообразие форм взаимодействия организмов.

-   Патология – одна из древнейших наук, изучающая болезнь, её сущность и закономерности развития.

- Практическая работа – 1ч

   Рассматривание под микроскопом крови человека с нормальными эритроцитами, лейкоцитами, с  патологическими эритроцитами, лейкоцитами.

- Экскурсия в больницу – 2ч

  Знакомство с медицинским оборудованием.

  Методы диагностики: анализы, кардиограмма.

  Встреча с врачами – специалистами и медсёстрами.

 

3.Психика человека – 6 часов

1.Психология и практика – 1ч

Актуальность психологических знаний в современном мире.

Общая психология. Психология труда. Педагогическая психология. Психотерапия. Юридическая психология. Спорт. Бизнес. Творчество. Социальная психология.

2. Ощущения –2ч

Чувствительность. Пороги чувствительности. Болевой порог. Раздражительность. Адаптация. Гипноз. Наркоз.

Практическая работа.

Измерение порога чувствительности слухового анализатора.

Опыт по контрастной температурной чувствительности (субъективные ощущения: “холодная” и “горячая” вода)

Оборудование: Звуковой генератор, наушники, ванночки (3 – 4 шт.) с водой разной температуры, термометр, карандаш, бумага.

 

3. Человек – личность, индивидуальность – 3ч

 Методы изучения личности:

Экспериментальная психология. Наблюдение. Метод опроса (беседа, интервью, анкета) Анализ документов, продуктов деятельности человека. Тесты. Эксперимент: лабораторный и естественный.

Темперамент. Характеристика типов темперамента (активность, темп реакций, пластичность и ригидность, проявление эмоций) Характер. Шкала тонов. Хронический тон. Социальный тон. Стереотип. Упорство и упрямство. Способности. Талант.

Практическая работа.

Оценка типов и особенностей темперамента по педагогическим характеристикам школьников.

Проведение анкетирования друг друга. (Взятие интервью. Составление личного психологического портрета)

Оборудование: различные виды анкет, тексты педагогических характеристик отдельных учащихся, психологические тексты на выявление способностей.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Резанова Е.А.        «Экология человека»  М., 1998 г

Башкирова Г.         «Наедине с собой» М., 1972 г

Русаков Б.А.          «НОТ школьника»

Пекелис В.             «Твои возможности, человек»   М., 1973 г

Селиванов Ф.А.    «Истина и заблуждение»  М.,1982

Платонов К.К.       «Психология»   1977 г

Уемов А.И.             «Истина и пути её познания»   М., 1975 г

Реймерс Н.Ф.         «Основные биологические понятия и термины»  М., 1988 г

Анкеты и тексты из центра занятости

Статьи из журналов Медицина, Наука и жизнь

к списку авторов