ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

КраеведениЕ

 

 

Автор:

 Есипова Ольга Александровна

Педагог дополнительного образования

 Центра внешкольной работы «Лад»

ЗАТО г. Радужный Владимирской области

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Программа элективного курса «Краеведение» ориентирована на  более глубокое и подробное изучение истории родного края, в т.ч. истории владимирского краеведения и судеб  наиболее известных земляков. Постепенно  открывая для себя  неведомые доселе страницы истории Владимирской области, культивируя  в себе интерес к историческому поиску, юный гражданин  сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий  и  развития  страны. 

В отличие от школьного курса истории, где чаще всего история Владимирской области дается как история древнего мира, история белокаменного зодчества и т.п., этот курс предполагает более подробное изучение развития нашего края  в XX веке.

Данная программа должна быть интересна учащимся, которые увлекаются историей и видят в ней свое будущее призвание, а также тем, кто мечтает развивать индустрию туризма в одной из жемчужин Золотого кольца России. 

Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и  к совсем скромной истории родного города, посредством формирования навыков поисковой работы.

Цель курса  – патриотическое и гражданское воспитание, формирование активной гражданской позиции, общее и творческое развитие личности, подготовка к активной социальной жизни.

Задачи курса:

-         социально-педагогические (формирование гражданского и патриотического мировоззрения, культуры общения с микро- и макроколлективом, воспитание чувства гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию русского народа);

-         обучающие (углубленное изучение истории родного края, изучение основ поисковой, музейной и журналистской работы как допрофессиональная ориентация);

-         познавательные (формирование навыков поиска информации и получение знаний об исторических особенностях развития родного края, закрепление основ культуры  восприятия информации в музее);

-         развивающие (развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через обучение грамотной формулировке игровых вопросов  с учетом  различных  параметров игр, как-то возрастные особенности играющих, тематика игры; с последующим обучением правилам корректного интервью);

-         мотивационные (создание комфортной обстановки и атмосферы сотрудничества, посредством диалога с учащимися по поводу необходимой глубины изучения материала, формирование желания продолжить образование по выбранной дисциплине).

К ожидаемым результатам следует отнести:

-          факт осознанного продолжения  изучения  истории края и истории вообще;

-          участие и  победа  команды учащихся данного элективного курса в  исторических интеллектуальных играх;

-          высокий уровень познавательной активности;

-          толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.

 

Метод контроля полученных учащимися знаний, выраженный в форме  интеллектуальных игр по типу «Что?Где?Когда?» или «Брейн-ринга», будет  интересен учащимся  и педагогу, при этом последний, кроме определения уровня усвоения знаний, сможет акцентировать внимание учащихся на  недостаточно усвоенном материале. Поскольку цель интеллектуальных игр – не столько  определить самого эрудированного, сколько дать знания тем участникам, кто затрудняется с ответом на вопрос. Такой  метод  определения степени усвоения изучаемого материала используется педагогом постоянно, т.к. все занятия проводятся именно в игровой форме. Результативность  команды  учащихся на общешкольных или городских интеллектуальных играх по вопросам истории и краеведения будет  лучшей иллюстрацией  усвоения этого элективного  курса. Качество полученных знаний может быть также оценено  незаинтересованными лицами, если  организацию проведения одной из городских исторических интеллектуальных игр доверить учащимся после завершения  данного  элективного курса. 

Для реализации данной программы  требуются:

  1. Бумага  писчая.
  2. Часы песочные на 50 секунд и на 10 секунд  (Или электронный секундомер).
  3. Помещение, оборудованное столами и стульями.
  4. Историко-краеведческая литература, обилие которой в библиотеках школы и города не требует дополнительных комментариев.

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

  1.  

Наши знания о родном крае.

1

  1.  

От  ростово-суздальских князей до Ивана Грозного.

1

  1.  

Владимирский край и  реформы Петра Первого.

1

  1.  

Владимирская губерния в составе Российской империи.

1

  1.  

Влияние российских революций на развитие нашего края.

1

  1.  

Владимирский край в годы Великой Отечественной войны. Образование Владимирской области.

 

2

  1.  

Восстановление народного хозяйства.

1

  1.  

Владимирская область на пути к социализму.

1

  1.  

Современная история нашего края.

1

  1.  

Геральдика Владимирской земли.

1

  1.  

История владимирского краеведения.

1

  1.  

Наши знаменитые земляки.

1

  1.  

Надежды земли Владимирской.

1

  1.  

История нашего города.

1

  1.  

Известные жители нашего города.

1

итого

16

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

Программа рассчитана  на учащихся 9 классов общеобразовательной школы, проявляющих интерес к изучению истории и краеведения.

Материал предполагается давать в игровой форме, предполагающей на первом этапе поиск ответов на вопросы преподавателя и затем переходящей к самостоятельной подготовке вопросов после изучения соответствующих материалов.  И в том и в другом случае ребенок может опираться на знания, полученные в школе, равно как и на знания, почерпнутые им из соответствующей литературы, но при этом  он научится определять место события или личности  в  истории города, области, страны, отдельного вида искусства или науки, мировой цивилизации в целом. Именно на таких знаниях может сформироваться исторически грамотный гражданин великой страны.

На первом занятии планируется  определить уровень знаний  учащимися  основных вех истории  Владимирской области с тем, чтобы  грамотно построить дальнейшее изучение материала: акцентировать внимание на недостаточно изученных событиях. При этом важно создание доброжелательной обстановки в процессе игры.

Изучение каждой темы подразумевает рассмотрение истории края в следующих аспектах: хронология, событийность, персоналии.

Первоначально планируется  посвящать рассмотрению каждой темы 1 (один) академический час, что, безусловно, катастрофически мало, однако, по решению учащихся  о более глубоком изучении какой-либо конкретной темы, срок изучения  может быть увеличен. В соответствии с этим возможна коррекция учебного плана, возможно  с  формированием у учащихся  стремления продолжать занятия по данному курсу в следующих  учебных четвертях.

Список используемой литературы.

 

1.      Система краеведческого образования и краеведческой деятельности учащихся (на примере Санкт-Петербурга). Под ред. В.И. Аксельрода, СПб, 2001.

2.      Н.В. Благово, Советы начинающему генеалогу, СПб, 2003.

3.      Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, 1'2001.

4.      Сборник «О крае родном», Ярославль, Верх.-Волж.кн.изд., 1978.

5.      Русь Владимирская, спец. выпуск газеты «Новая вечерка» от 13.03.1998г.

6.      История Владимирского края, под ред. Копылова Д.И., Владимир, 2000.

7.      М.П. Попова, И поиск длится целый век…, Издательство «Нива», Владимир, 2002.

8.      Альманах «Памятники Отечества» № 53 «Колыбель России», М., 2002.

9.      Альманах «Памятники Отечества» № 54 «Страна городов», М., 2002.

к списку авторов