ЭЛЕКТИВНЫЙ  КУРС  ПО  ЭКОЛОГИИ

 ДЛЯ  9  КЛАССА

 

 ЭКОЛОГИЯ  С  ОСНОВАМИ  КРАЕВЕДЕНИЯ

  

 

                                                                                  Иванцова Т.И.,

                                                                                              учитель географии,

СШ  № 15 о. Муром

 

 

 

 

Объяснительная записка

Данный вариант программы курса «Экология с основами краеведения» разработан в соответствии современных направлений общего среднего образования.

Обновление и гуманизация современного образования создают объективные предпосылки для усиления эколого-краеведческой работы в школе.

    Цель данного курса — повышение уровня  экологической грамотности школьников,формирование системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде,развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества.

  Основные задачи курса:

-         овладение основами экологии;

-         формирование научных взглядов на  природу;

-         воспитание любви   и бережного  отношения  к природе и ресурсам нашего края;

-         развитие умений объективно оценивать хозяйственную обстановку на местности;

-         применение правил природоохранного поведения в повседневной жизни.

 

 

                          Основное содержание курса «Экология с основами краеведения»

Раскрыть экологическую ситуацию, складывающуюся в нашей  области;

Рассмотреть проблемы использования природных ресурсов;

Охарактеризовать состояние окружающей среды с учетом  ее влияния    на здоровье людей.

 

                        Ожидаемые результаты

Усвоение учащимися  содержания курса;

Осознание экологической  опасности и понимания необходимости своего реального участия в природоохранной деятельности.  

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  №  1

 

РАЗНООБРАЗИЕ  ЖИЗНИ  НА  ПЛАНЕТЕ  В  ОПАСНОСТИ

 

 

            Цель и задачи занятия состоят в том, чтобы, опираясь на ценностные свойства живых существ, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека.

            Занятие проводится в форме игры – симпозиума.

            Реальные люди, от лица которых ведется разговор, обращение не только к ученым, но и поэтам, художникам, должны создать настроение тревоги, желание узнать способы решения проблемы сохранения генофонда, найти свое место в экологической и миротворческой деятельности. Среди участников симпозиума академики АН России А.Созинов, Н.Моисеев, Ф.Геквард, президент «Всемирного фонда дикой природы», Н.Смирнов, доктор биологических наук, член Российского комитета по программе «Человек и биосфера»; Ю.Носков, представитель военно-политической академии; С.Багоцкий, специалист в области экологии водных систем.

            Занятие способствует развитию следующих умений:

  1. Объяснять, каким образом сельское хозяйство, использование ископаемого топлива и химическое производство способствуют загрязнению окружающей среды. Называть основные загрязнители и приводить пример действия одного из них.
  2. Приводить примеры возможных экологических последствий ядерной войны. Объяснять, почему наибольшая опасность грозит в этом случае млекопитающим.
  3. Описывать признаки вида, находящегося на грани вымирания, и перечислять виды деятельности человека, которые являются причиной вымирания видов или способствуют ему.
  4. Называть принципы, которые человечество выработало для преодоления экологической и ядерной опасности.
  5. Определять свое отношение к позициям специалистов, высказывая свою точку зрения.

 

Ключевые слова: антропогенный фактор, вымирание видов, глобальный экологический кризис, животный мир, лес, океан, растительность, разрушение территории, среда обитания, «ядерная ночь».

 

В е д у щ и й:

Человечество является свидетелем поразительного биологического явления в истории Земли. Один-единственный вид – человек разумный (Homo sapiens) – изничтожает разнообразие жизни на планете быстрее, чем это происходило когда-либо в прошлом, за исключением, быть может, тех немногих случаев геологических катаклизмов, когда происходило массовое вымирание видов. Одним из первых влияние человека на животных отметил русский ученый Карл Францевич Рулье (1814-1853). Говоря современным языком, он оценил деятельность человека в качестве особого фактора среды: «Конечно, человек имеет небольшое значение в природе как материальный ее деятель, однако же и он влияет на жизнь животных. С одной стороны, он изменяет физические условия, посреди которых живут растения и животные, почву, болота, воды, леса, а тем изменяет приволье в пище, приюте и климате для животных. С другой стороны, человек иногда действует и непосредственно на само животное, находя в нем или врага, или пищу. При этом часто сокращается число животных, а иногда оно исчезает и всем родом – вырождается».

Ученые считают, что к середине следующего века биосфера, по всей вероятности, лишится как минимум 1/4, скорее всего 1/3, а может быть, и половины или даже более из ныне живущих видов. И это произойдет всего за несколько десятилетий, что в масштабах эволюции лишь мгновение.

Это массовое вымирание является результатом одного из самых беспримерных актов невнимания со стороны современного человечества. Ибо немного найдется проблем, более глубоких по своим последствиям, чем эта, не получивших должной оценки ни со стороны политических деятелей, ни со стороны широкой общественности. Весьма вероятно, что к середине будущего столетия все известные запасы ископаемой нефти будут исчерпаны. Если за этот период виды животных и растений будут исчезать такими же темпами, что и сегодня, то нам трудно будет определить, какое из двух событий окажет большое влияние на судьбу наших детей и внуков.

Что же создает опасность катастрофического обеднения разнообразных видов биосферы?

 

Н. С м и р н о в :

Самым мощным разрушительным фактором из всех видов воздействия человека на окружающую среду всегда была война.

В самой полной мере это относится к современным военным средствам. Если в прошлом войны обладали сильным концентрированным, но локальным эффектом, то глобальная ракетно-ядерная катастрофа угрожает существованию не только человека, но и всей биосферы в целом.

Если мы обратимся к историческим факторам, то увидим, что войны были постоянным спутником человека. С 1496г. до н.э. по 1891г. люди воевали 3130 лет и только 227 лет жили в мире. В период 1890-1938гг. произошло 24 войны, а в 1946-1979гг. – 130 войн.

Со временем увеличивалось не только количество войн, но и размер территории, на которой они разворачивались. В Европе первая мировая война разразилась на площади 200 тыс.кв.км, вторая – охватила около 3,3 млн. кв.км. Современная война может охватить площадь многих государств целиком.

Помимо зон непосредственного разрушения, обширные площади бывают заняты военными укреплениями, что сопровождается большими разрушениями экосистем. Так, под Курском в 1943г. в полосе Центрального фронта было отрыто свыше 5 тыс. траншей и ходов сообщения, глубина обороны составляла около 300 км, было размещено 400 тыс. мин и фугасов.

Военное уничтожение леса представляет собой разрушение одного из главных компонентов и регуляторов биосферы. Так, во время Великой Отечественной войны в СССР было вырублено и повреждено 20 млн. га леса. В заповеднике Беловежская пуща в течение первой мировой войны площадь леса уменьшилась на 25%. Во время войны во Вьетнаме в период 1961-1973гг. США применили гербициды и уничтожили 568 тыс. га леса, сильно повредили 5,6 млн. га леса, уничтожили 36,3 тыс. га посевов сельскохозяйственных культур.

Растительность погибает не только в результате военных действий, но и при хищнической эксплуатации растительных ресурсов захваченных стран. Во время войн голодающее население вынуждено собирать дикорастущие съедобные и лекарственные растения, уничтожать диких животных. Война активно влияет и на ход  исторического преобразования экосистем. С древних времен войны сопровождались преобразованием природных сообществ, особенно местной флоры за счет разноса семян с фуражом и на транспортных средствах, за счет уничтожения или переноса культурных видов.

При поражении растительности разрушается та основная система, которая создает биологическую продукцию биосферы и является средой обитания животных. Если считать, что вероятное ядерное оружие имеет мощность в пределах 1-10 Мт и при потенциальном ядерном конфликте могут оказаться взорванными сотни таких устройств, то окажутся уничтоженными растения и животные на площади в миллионы квадратных километров.

 

В е д у щ и й :

Война вызывает гнев и возмущение народов мира. Наиболее выразительно протест против войны звучит в устах поэта.

Поэзия по-прежнему находит себе место в самой гуще проблем, стоящих перед обществом, потому что другие формы выражения – научные, политические, религиозные, административные, системы веры, восприятия и выражения – пока еще не исчерпали все возможности для осмысления нынешнего глобального кризиса. Поэты объявляют войну войне, противопоставляют идеи гуманизма военной агрессии.

Вот как звучит «Предупреждение» Арсения Тарковского:

 

Еще в скорлупе мы висим на хвощах,

Мы – ранняя проба природы,

У нас еще кровь не красна, и в хрящах

Шумят силурийские воды.

Еще мы в пещере костра не зажгли

И мамонтов не рисовали.

Ни белого неба, ни черной земли

Богини еще не назвали.

А мы уже в горле у мира стоим

И бомбою мстим водородной

Еще не рожденным потомкам своим

За собственный грех первородный.

Ну что ж, златоверхие башни смахнем,

Развеем число Галилея

И Моцарта флейту продуем огнем,

От первого тлена хмелея.

Нам снится немая, как камень, земля

И небо, нагое баз птицы,

И море без рыбы и без корабля,

Сухие, пустые глазницы.

 

            Продолжим разговор о разрушительной силе войн.

 

            Ю. Н о с к о в :

            При испытаниях ядерного оружия значительно поражаются растительность и животный мир. Зоны размещения военных частей и оружия в США в мирное время нарушают экосистемы на значительных площадях, угрожают существованию около 100 видов растений, 37 видам и подвидам рыб, птицам и другим животным на большой площади аридной зоны. Вместе с дорогами подобная зона занимает территорию площадью до 896 км, охватывающую 5 заповедников, 100 территорий, природная среда которых находится в критическом состоянии, 140 изучаемых территорий в чувствительной пустынной экосистеме.

            Война идет не только на суше, но и в океане. Океан представляет собой один из главных регуляторов биосферы, источник биологических ресурсов, но временами обращается в театр военных действий. Как известно, биологическая продуктивность океана резко упала за счет многообразной гражданской деятельности, испытаний ядерного оружия, затопления военных  материалов. Улов морских рыб и других животных составляет 65 млн. т в год (1978), намного превосходя, например, мировое годовое производство говядины. В морях ходят тысячи крупных военных кораблей, включая корабли на ядерном топливе. Как показал опыт мировых войн, значительная часть торговых судов в военное время переоборудуется в военные и вспомогательные. Во время второй мировой войны значительная часть глубинных бомб была сброшена на китов, которых принимали за подводные лодки. Надо иметь в виду, что типичная глубинная бомба убивает животных в радиусе 300 м. В этот период из затопленных танкеров разлились в море миллионы тонн нефти.

            Современные масштабы воздействия на океан очень велики. Нефть попадает не только в результате катастроф с танкерами, но преднамеренно выливается как акт военного воздействия (война в Ираке, нефтяной сброс с целью нарушения работы опреснителей в Саудовской Аравии). Нефть и поверхностно-активные вещества (ПАВ), используемые для борьбы с нефтью, губят жизнь в океане.

 

            В е д у щ и й :

            Мы до сих пор говорили об экологических последствиях прошлых войн, однако важно представить себе возможные последствия будущей ядерной войны.

 

            С. Б а г о ц к и й :

            Перечислю лишь наиболее опасные последствия ядерного конфликта. Это подрыв продовольственной базы, массовые эпидемии, рост числа генетических, физиологических и психических нарушений.

            В случае ядерной войны изменится экологическая ситуация на планете. Изменится климат земли, наступят «ядерная ночь» и «ядерная зима». Нарушится водный режим на планете, изменится химический состав атмосферы, почвы и водоемы окажутся сильно закисленными. Все это в целом приведет к экологической катастрофе. Недостаток света приведет к сильному ослаблению фотосинтеза, будет подорван продукционный процесс в биосфере. Возникнет кислородное голодание вследствие поглощения кислорода при пожарах и прекращения фотосинтеза. Погибнут многие экосистемы. На месте тайги возникнут болота, на месте лесов – сухая степь, радиация и ультрафиолетовое излучение приведут к подавлению иммунной системы человека и животных, что приведет к эпидемиям, и многие виды вымрут вследствие мутационных процессов.

            Наибольшая опасность грозит млекопитающим, так как узкая специализация, медленное размножение, приуроченность к зрелым экосистемам – эти качества окажутся вредными.

            В наиболее благоприятных условиях окажутся быстро размножающиеся всеядные животные, у которых высоко развита нервная система и гибкость поведения (серая крыса).

 

            В е д у щ и й :

            Загрязнение среды есть следствие и мирной, и военной деятельности человека.

            Из сырья, добываемого человечеством, используется пока всего 1%; 99% в искаженном, чуждом природе виде становятся отходами, загрязняющими среду. Загрязняющие вещества распространяются в биосфере. Чем это грозит в ближайшей перспективе, нетрудно представить, если вдуматься в такой факт: объем промышленной продукции на планете удваивается каждые 8 – 10 лет.

 

            Ф. Г е к в а р д :

            Биосфера может работать при условии сохранения своего разнообразия.

            Многие говорят, что человек так активно уничтожает живую природу, что есть опасность – в недалеком будущем он останется единственным видом на Земле. Боюсь обратного: человек может погибнуть раньше других. Ведь Homo sapiens – тоже вымирающий вид. Я его представитель. За мной идет охота. Это меня травит химическая индустрия. Это для меня заготовлено столько атомной взрывчатки, что ее, наверное, хвалило бы для уничтожения всей Солнечной системы.

            Сегодня на «человека разумного» надо посмотреть как бы с другой планеты. Что за странный, неразумный, сумасшедший микропорядок, ведущий его к самоуничтожению, он создал и считает его нормальным? Как опасно могущество человека, сравнявшееся с геологическими стихийными силами, если оно служит гонке вооружений, рвущейся во все новые сферы – от глубин океана до космического пространства, уничтожая на своем пути все живое!

 

            А. С о з и н о в :

            Да, палитра жизни теряет сегодня, может быть, лучшие свои краски. Любая экологическая проблема в основании имеет наследственность. И когда вредное воздействие нашей хозяйственной деятельности добирается до наследственного аппарата растений, животных, людей, когда опасные изменения происходят в нем под влиянием химических и других мутагенов, над жизнью загорается сигнал тревоги. Ибо генетическое загрязнение планеты опаснее всех других.

            Из многих миллионов видов растений и животных, обитающих в биосфере Земли, более или менее изучены лишь 1,5 миллиона. Сколько видов растений исчезнут, и мы даже знать не будем, что они нуждались в нашей охране! А между тем нельзя терять ни одного. И не только потому, что завтрашним селекционерам могут понадобиться самые разные генетические исходные материалы, в том числе и те животные и растения, которых сегодня считают бесполезными и даже вредными. Чем сложнее экосистема, чем богаче и многокрасочнее проявляется в ней жизнь, тем она устойчивее. Гибель даже одного вида, вызывая обрыв связей, порождает порой такие сильные, тревожные последствия, которые могут «сработать», как мина замедленного действия, - неожиданно и разрушительно.

 

            Н. М о и с е е в :

            Надо говорить о сохранении не только генетического, но и любого разнообразия – и культур, и технических навыков. Утверждение каждой новой технологии неизбежно лишает людей определенного количества полезных знаний, приобретенных ранее. Потеряны секреты дамасской стали, некоторых красок, знания северных и восточных народов, которые позволяли сохранять стабильность экосистемы. Грядущая роботизация может привести к потере очень важных для человека трудовых навыков. Все это не должно выпадать из нашего поля зрения. Потому что разнообразие всегда было защитой жизни от различных ее превратностей.

            Мир чрезвычайно разнообразен. И в этом счастье человечества. Новое мышление связано с признанием множественности культур и воззрений. Может быть, именно с этого надо начинать – с уважения к разнообразию взглядов. Точек зрения на мир, что, естественно, не исключает открытого и прямого утверждения своих жизненных позиций, идеалов.

 

            В е д у щ и й, заканчивая симпозиум, говорит о том, что глобальные проблемы как бы стягивают наш противоречивый и чрезвычайно многообразный мир в целостность, рождают новые идеи и проекты. Новая задача – разработка согласованных проектов по преодолению наиболее грозных проявлений экологического кризиса, сохранению систем жизнеобеспечения человека. Ученые, художники, общественные деятели призывают к сохранению мира на Земле.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2

 СПРАВОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ  ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ

 

            Всеми вопросами: как добывать, сколько брать у природы ресурсов, чтобы не нарушить равновесия и занимается наука природопользование. Это сравнительно молодая наука. Она отпочковалась от географии и экологии. В то же время она впитала в себя почти все естественные науки о Земле. Природопользование не может, как уже говорилось, обойтись без науки экономики. Очень близки ей и социальные вопросы.

            Ученые предложили пути выхода из экологического кризиса.

            Первое – необходимо за все ресурсы платить. В стоимость ресурсов и конечной продукции закладывать работы по восстановлению экологии района.

            Второе. За все природные ресурсы отвечают местные власти. Следует узаконить порядок выдачи разрешений на использование природных ресурсов в местном департаменте природопользования.

            Третье. Все отходы производства складировать и перерабатывать на месте, а не вывозить за пределы области. В этом случае не придется у себя перерабатывать отходы, привезенные из Германии или Франции.

            В нашей области широко проводятся работы по контролю за состоянием воздуха, воды и земли. Пробы воздуха берут около промышленных предприятий и в удалении от них, и устанавливают содержание вредных веществ в воздухе. Содержание этих веществ не должны превышать нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК4) в атмосферном воздухе. Все сведения о ПДК атмосферного воздуха регулярно публикуются в местной печати. В специальном сборнике сообщается о состоянии окружающей среды, о загрязнениях, о заболеваниях и мерах по устранению загрязнения и причин их вызывающих. В связи с изменением  природных ландшафтов, превращением оврагов в свалки мусора, появлением техногенных ландшафтов, порчей плодородных земель, ухудшением качества питьевой воды, обилием выхлопных газов от автомобилей и предприятий в городах существенное значение приобретает местное самоуправление и общественное мнение людей. Например, во всех крупных городах (с населением более 250 тысяч человек) назрела необходимость постройки окружных автодорог, с тем, чтобы транзитный транспорт не заезжал без надобности в город. Такая проблема есть у г. Владимира и  г. Мурома.  Построив  окружную автодорогу город избавится наполовину  от токсичных загрязнителей воздуха.

           

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 3

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ЗАМЕТКИ

 

                        Жители нашей области в последние годы ведут большое строительство на селе. Многие строят дома, обустраивают садовые участки и роют колодцы. Выбрать место для постройки дома и рытья колодца вопрос важный. Можно «угадать» место для дома, жить в нем и радоваться вкусной воде. Бывает и другое и дом не радует, и воды нет.  Решить эти вопросы помогут старинные способы выбора места для закладки дома и рытья колодца. Место для дома выбирают в июне-июле. Нудно пустить на участок босоногих детей. Где они приютятся на травке для детских игр, там и следует дом закладывать. Пройдите сами босиком по травке – она вам покажется ласковой. Это так называемые здоровые зоны земли. Больные зоны (геопатогенные зоны) земли сразу о себе заявляют – вам будет дискомфортно на них.

            Выбрать место для рытья колодца проще простого. Иной раз смотришь, у соседа есть вода, а у вас нет. Нужно найти линзу с водой. В старину поступали следующим образом:

 

            1 – брали медную рамку и шли с ней. Где рамка завертится там и вода. Но свойство идти по рамке не каждому дано.

 

            2 – взять медную проволоку толщиной 1,5 –2 мм, и длиной около метра. Накрутить  проволоку на кисть руки и оставить провисающий конец 20 – 25 см. Положить этот конец на тыльную сторону руки и идти медленно по участку. Там где проволока начнет сильно вибрировать и прогибаться к земле, и нужно рыть колодец.

 

            3 – возьмите ивовый прутик в виде рогульки. Держите ее в вытянутой руке. Над влажным местом концы веточек резко пригнуться к земле.

 

            4 – для тех кто «сквозь воздух смотреть может» предлагается еще способ. Летом, когда комариные «свадьбы» происходят, нужно понаблюдать за роем комаров. Столб комаров будет только над сырым местом. Комары роятся ближе к воде.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 4

 

  1. Ученикам очень хотелось, чтобы в их классе всю зиму зеленела березка. Весной они осторожно выкопали деревце, высадили в большую специальную посудину, принесли в комнату и поставили около окна. Березка прижилась, но осенью, несмотря на уход, листья ее пожелтели и опали. В чем причины этого явления?

 

  1. На опушке и вырубках в лесу среди кустов боярышника, шиповника иногда встречаются смородина, крыжовник. Каким образом  могли попасть в лес эти растения?

 

  1. Два растения были посажены в глиняные горшки с одинаковой почвой и уход за ними был одинаковый, но стенки одного горшочка были покрашены масляной краской. Где будет лучше развиваться растение?

 

  1. Некоторые растения в естественных условиях получают питательные вещества не из почвы. Какие это растения? Как осуществляется процесс их питания?

 

  1. После дождя часто можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. В чем его причина?

 

  1. По общепринятым правилам рубку и уход за деревьями в лесу осуществляют следующим образом: через каждые 10-12 лет вырубают 8-10% общей массы всех насаждений. Вырубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ является наиболее безболезненным для леса?

 

  1. В озере обитали только мирные рыбы. Случайно туда попала икра хищного вида рыбы. Какие последствия возможны в этом случае?

 

  1. Работая в степи, археолог сильно устал и лег спать. Проснувшись утром, человек обнаружил, что на его груди лежит степная гадюка. Осторожно, чтобы не побеспокоить змею, он сбросил ее. Гадюка уползла прочь. Почему ночью змея приползла к спящему человеку?

 

  1. Зимой в смешанных стаях большие синицы ведут поиск корма на деревьях, в кустах и на снегу. Синички-галчки обследуют преимущественно большие ветки, а длиннохвостые синицы ищут поживу на кончиках веток. Какое значение имеет разница в особенностях добывания корма между близкородственными видами?

 

  1. В случае опасности еж быстро сворачивается в клубок. Но несмотря на это он все же становится добычей некоторых хищников: лисица, например, сталкивает ежа в воду, сова пользуется острыми когтями. Почему лисица и сова используют именно эти приемы при охоте на ежа?

 

  1. Зимой на речках и озерах во льду пробивают проруби, в которые вставляют снопы из камыша, соломы. С какой целью это делается?

 

  1. Большинство лесных птиц сразу после появления птенцов, относят скорлупки яиц подальше от гнезда. Чем вызвано такое поведение птиц?

 

  1. Назовите животное по его описанию.

Пропускает через свою пищеварительную систему большое количество почвы, обогащая ее при этом органическими веществами. Ускоряет гниение органических остатков. Способствует проникновению в почву воды и воздуха.

 

  1. Ежегодно смывается дождями, выдувается ветром около 26 млрд. т плодородного слоя почвы. Площадь пустынь каждый год увеличивается на 6 млн. га. Какие мероприятия можно рекомендовать для защиты почвы в нашей стране (в вашем хозяйстве)?

 

  1. Каких земноводных и пресмыкающихся России и вашей местности необходимо охранять и почему?

 

  1. Нередко можно услышать: «Неужели современная наука и техника не могут найти способ уничтожения комаров, ведь они создают столько неприятностей!» Представьте, что такой способ найден. Правильно ли будет, если человечество воспользуется этим способом? Обоснуйте ответ.

 

  1. Среди травянистых растений леса преобладали кислица, ландыш майский. Сначала их вытеснила черника, потом появились мхи, кукушкин лен, сфагнум дубровный. Назовите описанный экологический процесс. Выскажите свои предложения относительно дальнейшей судьбы леса.

 

  1. Какими могут быть экологические последствия чрезмерного размножения водорослей и других растений в водоеме?

 

  1. Как-то в лесу вырубили все старые, дуплистые деревья. Прошло время и мощные молодые деревья были поражены вредителями. Лес погиб. Какая связь существует между этими явлениями?
  2. В среднем каждый человек употребляет 170 л воды в сутки при физиологической потребности 2 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют ученики вашего класса, жители села, города в сутки, в год.

 

  1. Представьте два пруда, один из которых загрязняется минеральными удобрениями, а другой – сточными водами с фермы. Какое влияние оказывает загрязнение на живые организмы в каждом из водоемов? Какие последствия может вызвать подобное продолжительное загрязнение?

 

  1. В крупных промышленных центрах в воздухе находится 125-500 мг/м3 СО2 при норме 3 мг/м3. Во сколько раз превышена норма? Объясните, почему содержание СО2 увеличивается зимой и уменьшается летом?

 

  1. Считаете ли вы целесообразным с экологической точки зрения сжигание прошлогодней травы и стерни на полях, обочинах дорог? Обоснуйте свой ответ.

 

  1. Во время работы двигателей на холостом ходу или при небольших скоростях увеличивается выброс СО2 и снижается содержание оксидов азота в воздухе. В воздухе какого района будет больше углекислоты: в центре города или на скоростной магистрали? Где будет больше оксидов азота?

 

  1. Довольно часто можно наблюдать такую картину: автомобиль или трактор стоят с включенным двигателем, водителя нет. Как вы считаете, какие экологические и экономические последствия имеет такое явление?

 

  1. В одном из районов находились два озера. На берегу одного из них построили гараж, около другого – хранилище минеральных удобрений. Какие процессы начались в первом озере, куда стекала вода с нефтепродуктами, какие – в озере, куда стали попадать минеральные удобрения? Чем, по вашему мнению, может завершиться каждый из этих процессов?

 

  1. В чем сходство и различия между заповедниками, национальными парками и заказниками?

 

  1. У российского туриста, возвращающегося из поездки в тропическую страну, таможенники отобрали коллекцию семян растений. Турист протестовал. Представьте себя в роли таможенника. Как вы бы объяснили причину изъятия коллекции у туриста?

 

  1. Какой вред может принести вырубка леса на берегах реки или озера?

 

  1. Установлено, что густые кроны липы, вяза, боярышника, ели поглощают до 25%  звуковой  энергии, а ее остаток рассеивают. Как показывают исследования медиков, превышение уровня шума способствует развитию нервно-психических заболеваний и гипертонии. Сопоставьте приведенные факты с условиями, в которых обычно находитесь вы. Какие практические выводы можно сделать из этого сопоставления?

 

  1. Еще три тысячи лет тому назад в Вавилоне и Иерусалиме системы водообеспечения, канализации и выделения твердых отходов, а также производства, связанные с применением огня (металлообработка, изготовление керамики и др.), во многих случаях выносились за пределы города. Почему была осознана необходимость соблюдения этих правил?

 

  1. Во времена Петра I категорически запрещалась самовольная вырубка деревьев, проводилась посадка деревьев вдоль основных магистралей, запрещалось также выбрасывать мусор в открытые водоемы, стирать и полоскать в них белье. За выбросы мусора с кораблей накладывался штраф, а за повторную провинность судно со всем грузом подлежало конфискации. Какова была цель этих мероприятий?

 

  1. Существуют проекты установок, позволяющих улавливать соединения серы и получать серную кислоту. При утилизации 90% сернистого газа, попадающего сегодня в атмосферу, можно получить до 170-180 т серной кислоты в сутки в период отопительного сезона в городе с 500-тысячным  населением. Какой естественный принцип учтен в таких проектах? Какое значение имеют они для здоровья человека, охраны природы?

 

  1. Около новостроек часто можно наблюдать застойные лужи, здесь плохо растут деревья. В чем причина этих явлений?

 

  1. Дайте оценку влияния на окружающую среду таких видов транспорта, как троллейбус, автобус, реактивный самолет, тепловоз, электровоз, метро, велосипед, электромобиль, моторная лодка, пневматичный подземный транспорт. Каким видам транспорта, по-вашему, принадлежит будущее?

 

  1. «Там правильно поставлено производство, где не пропадет ни один грамм горной породы, где нет ни грамма отходов, где ничего не вылетает в воздух и не смывается водами». О какой технологии говорит академик Ферсман? Почему такое производство считается правильно поставленным? Какие преимущества оно имеет?

 

  1. При циклональной или антициклональной погоде наблюдается наибольшее загрязнение воздуха? Объясните свой ответ.

 

  1. Воздух в лесу богат кислородом и фитонцидами. Гектар леса очищает за год 18 млн. кв. м  воздуха, поглощает углекислого газа за 1 час столько, сколько вдыхают 200 человек. Фитонциды березы и тополя убивают бактерии через 20 минут, а фитонциды сосны и дуба – через 15 минут. Как люди используют эти особенности?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Маршрут № 1

Муром – Нежиловский пруд – дамба ПМК-10 –озеро Солдатское

Нежиловский пруд расположен в 2.5 км от школы к северо-западу.

Его морфометрические показатели:глубина 1.5 –2 м,длина 84м ,ши-

Рина 21 м.Тип питания-смешанный.Режим водоема – межень.

Характер берегов –обрывистые,дно-глинистое.

Органический мир:водоросли,водокрас ,рогоз,улитки стрекозы ,водомерки лягушки,ласточки.

Прибрежная растительность:ива ,береза,лапчатка,одуванчик,клевер.мятлик,щучка дернистая,подорожник.

Физико-химический анализ воды:

Температура-+21,прозрачность-72 см, запах – 3б,рН среды-нейтральная,

Содержание свинца –отсутствует,содержание сульфатов-слабая муть,

Водопользование-сельскохозяйственные нужды,рекреация.

Уровень засоренности –средний.

Экологическая оценка – 5 баллов.

 

Дамба – ПМК-10

Расположена   в 800 м от Нежиловского пруда.Морфометрические показатели:длина 105 м,ширина – 77м ,глубина -  3м. Тип питания – смешанный.Характер берегов – пологие.

Режим водоема –межень (как и везде в дальнейшем)

Дно глинистое .имеются песчанные отмели.

Органический мир – ряска малая,рогоз ,осоки, брюхоногие,прудовик,

водомерки,стрекозы.лягушки,чайки,  стрижи.

Прибрежная растительность преимущественно луговая.

Физико-химический анализ воды :температура - +20,прозрачность-60 см

Запах – 6 б , рН –слабо кислая , содержание свинца – отсутствует (как и

везде в дальнейшем ),содержание сульфатов – слабая муть сразу ,

Водопользование – с/х нужды , рекреация,.любительская рыбалка .

Уровень засоренности – высокий.

Экологическая оценка –7 баллов.

 

Озеро Солдатское.

Расположено  в 5 км от Мурома к северо-западу.  Морфометрические показатели :длина –65м ,ширина – 49 м ,глубина – 2.5 –3 м.Дно –

песчанное, заиленное,берега – пологие.

Органический мир:ряска,стрелолист,водокрас ,осока,многочисленные водоросли,водомерки,стрекозы,земноводные и др.

Прибрежная растительность-смешанный лес .Физико-химический анализ:

температура-+20,прозрачность-93 см ,запах – 3 б,рН слабо –кислая,

Содержание сульфатов – слабая муть .Уровень засоренности – высокий,

Водопользование – с/х нужды ,рекреация.

Экологическая оценка – 7 баллов.

 

 

Маршрут №2.

Озеро Урвановское.

Расположено в 10км к югу от г.Мурома.Площадь 360 га.Озеро-старица .

Глубина  более 5 метров.Дно песчанное ,илистое.Берега различны: от пологих до обрывистых.Растительность преимущественно – луговая ,

Но встречается и древесно-кустарничковая:березы ,сосны ,осины ,ольха.

Богатый мир водных обитателей:плотва,уклейка,лещ, подлещик ,щука ,

судак ,карась,ротаны;из млекопитающих:бобры,выдра.

Физико-химический анализ проб воды:температура - +18 ,прозрачность 1.5 м

Запах – 2 б ,рН среды –нейтральная ,содержание сульфатов – слабая муть ,

Водопользование – с/х     нужды ,рекреация ,ловля рыбы.Уровень засоренности- ниже среднего ,встречаются – кострища.

Экологическая оценка – 3 балла.

 

Маршрут № 3.

Пруд Муром – 2.

Расположен к югу от школы в километре,в районе Вторчермета.

Морфометрические показатели :длина – 287 м ,ширина – 70 м,  глубина –3-4 м.Дно- частично заиленное.Берега – пологие.

Органический мир –прудовики ,водомерки ,стрекозы,осока, ряска.

Прибрежная растительность – тополь ,ясеневый клен.

Физико-химический анализ воды:температура - + 20 ,прозрачность – 110 см запах –5 баллов,рН среды – слабо кислая ,.содержание сульфатов –слабая муть сразу ,водопользование – любительская рыбалка,уровень засоренности

высокий.

Экологическая оценка – 7баллов.

 

 

 

Маршрут № 4

Река Ока – озеро Кривое

Ока расположена на востоке нашего края,принадлежит к бассейну реки Волги.Имеет среднюю глубину – 5 м ,.максимальную –17 м.,ширина 400-

600м.Дно песчанное ,заиленное у берегов.Скорость течения – 2..9м/с.

Органический мир :плотва,бычки ,судак ,  стерлядь (лов запрещен )

подлещик ,чехонь ,окунь,верхоглядка.

Физико- химический анализ воды:температура - + 17, прозрачность –48см

Запах – 3б.,рН среды –нейтральная , содержание сульфатов –слабая муть

Использование реки-перевозка грузов и пассажиров,с/х       и бытовые нужды рекреацияУровень засоренности –высокий..

Экологическая оценка – 6 баллов

 

Озеро Кривое

Расположено на территории  Нижегородской области в Навашинском районе

в 1.5 км от реки Оки.Озеро старичного происхождения ,длиной  около 3 км,

Ширина -  30-40 м,глубина – 3-5 м.Берега  различны:крутые и пологие.Дно

песчанное.

Органический мир:верхоплавка ,плотва ,подлещик ,моллюски ,стрекозы ,

водяной скорпион.Водная растительность –водоросли , осока ,стрелолист,

желтая кубышка.Прибрежная растительность преимущественно луговая-

клевер ,ежа сборная , щучка дернистая ,козлобородник ,мятлик луговой,

гвоздика – тра вянка ,    чина луговая ,  погремок ,цикорий ,конский щавель ,

будяг полевой.

Физико-химический анализ воды :температура - +19 ,прозрачность – 95 см ,

Запах – 4 б ,рН среды – нейтральная ,содержание сульфатов – слабая муть водопользование – с/х нужды ,ловля рыбы ,рекреация .Уровень засоренности – слабый .Экологическая оценка – 3 балла .

 

 

Маршрут № 5

Озеро Золотое -  о.Круглое –о.Овальное  - о.Песочное – о. Медное.

 

Озеро Золотое расположено  к северу от  г Мурома в районе ДПМК и соединяется с очистными сооружениями.Озеро – старица (как и все последующие на этом маршруте ) Имеет вытянутую форму,длина более 1 км,ширина – 4-6 м.глубина 2-4 м. Берега пологие ,заросшие древесно – кустарничковой растительностью (ива ,береза ,ольха)

Дно глинистое ,заиленное.Органический мир – ряска малая ,кубышка желтая

стрелолист ,осока.

Физико-химический анализ проб воды :температура - +20 ,прозрачность –

48 см, запах –5 б ,содержание сульфатов – слабая муть сразу ,рН среды –

нейтральная ,Уровень загрязнения – высокий  ,т.к. принимает городские сточные воды

Экологическая оценка   ---9 баллов.

 

Озеро Круглое

Расположено в 350 м от Золотого,диаметром  2 м пересыхающее,т.к.отсутствует питание подземными водами,дно песчанное глубина – 60 см.

Прибрежная растительность –луговая.Анализ воды :температура -+ 24 ,

Прозрачность –20 см ,запах – 3 б ,Рн среды –нейтральная ,содержание сульфатов –слабая муть , уровень засоренности – низкий 

Экологическая оценка – 5 баллов.

Озеро Овальное .

Расположено в 400 метрах  от о.Золотого.Длина  -70 м ,ширина – 40 м глубина – 2м . Дно  илистое .Органический мир – моллюски , водомерки ,

многочисленные водоросли .осока ,ряска.Прибрежная растительность – луговая .

Физико – химический анализ воды : температура - + 21 ,прозрачность –

90 см ,запах –5 б.,рН среды – слабо кислая ,содержание сульфатов – слабая муть ,водопользование – с/х нужды .Уровень засоренности  - средний .

Экологическая оценка – 6 баллов.

 

Озеро Песочное .

Расположено в 700 метрах от Золотого.Длина –107 м , ширина – 70 м глубина – 2.5 м .Дно песчанное .Органический мир – водоросли,водомерки , моллюски. Прибрежная растительность – луговая.

Физико – химический анализ воды :температура - + 21 ,прозрачность –

67см,запах – 5б. ,рН среды – слабо кислая ,водопользование - с/х нужды..Уровень засоренности – низкий .

Экологическая оценка – 4 балла.

 

Озеро Медное

Расположено в 170 метрах от Песочного.Морфометрические показатели :

длина 147 м , ширина – 54м ,глубина – 2.5 м.Дно песчанное , илистое.

Органический мир :кубышка желтая , водокрас ,стрелолист.ряска малая ,

осока ,многочисленные водоросли.;брюхоногие ,водомерки ,стрекозы ,

земноводные , ужи ;пернатый мир –чайки ,ласточки – береговушки.

Берега –обрывистые ,растительность – луговая.

Физико- химический анализ воды:темпетатура - + 20 ,прозрачность – 165 см запах –3 б. ,рН среды –слабо кислая ,содержание сульфатов – слабая муть

Водопользование – рекреация ,с/х нужды.Уровень засоренности   - средний.

Экологическая оценка  - 6 баллов.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Экопроект

« Родного края зеркала»

Подготовили  уч – ся  средней школы  № 15

Ковалева Марина

                                                           Еганов Евгений

                                                           Королева Ирина

 

                      Руководитель эколого-туристического отряда

                              «ЗУБР»

                 Иванцова Татьяна Ивановна

 

Цель проекта: описание внешнего вида водных объектов, характерных для

                          нашей местности ,определение количественных и качествен         

                                ных характеристик, оценка качества поверхностных вод,                

                                источники загрязнения их промышленными и иными

                                  выбросами.

Задачи работы:освоить методику гидрографического описания, оценить с

                              помощью физико-химических методов содержание в воде

                          наиболее распространенных загрязнителей природно-антро

                           погенного   происхождения.

 

Используемые методики: определение температуры воды, прозрачности,

                             запаха,изучение прибрежной и водной растительности,

                               основных видов водопользования,определение засорен

                              ности территории.

 

Результаты работы:полевой дневник с гидрометрическими описаниями

                                      водоемов,физико-химический анализ проб воды,                   

                                план- схема  изучаемой местности,сводная таблица с

                                указанием степени загрязнения водоема.

 

 

Тема занятия                             

Цели и задачи                 

Активные формы обучения,тип занятия

Примечание

8.Энергетика и природная среда

 

 

 

9.Земля и ее использование.Ресурсы и сельхоз.угодья.

 

 

 

 

 

10.Воздушный бассейн области и его состояние.

 

 

 

 

11.Водные ресурсы. Водопотребление  в нашем крае.

 

 

12.Лес ,его использование и охрана.

 

 

13.Редкие и охраняемые растения Владимирской  области.

 

 

14.Проблемы охраны и использования  животного мира.

 

 

 

15.Охраняемые территории Владимирской области.

 

 

 

 

 

16.Экологический ринг.

Определить уровень загрязнения окружающей среды тепловыми электростанциями.

 

Познакомить со структурой земельного фонда,определить основные направления

использования  земельных ресурсов.

 

Выявить влияние отраслей промышленности на загрязнение атмосферы.

 

 

Определить экологические проблемы рек и озер области.

 

Определить функцию леса как составной части биосферы

 

Изучить Красную книгу  нашей области.

 

 

 

Выявить взаимосвязь разнообразия животного мира со средой обитания, состояние охотничьей фауны края

 

Выявить особенности памятников природы, заказников и национального парка «Мещера»

 

 

Обобщить изученный материал

 Эко-прогноз «АЭС в нашей области.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия «Определение загрязнения воздуха по уровню чистоты снега»

 

Проект «Родного края зеркала» (прил.3)

 

 

 

Экскурсия «По лесной тропе»

 

 

Выставка «По страницам Красной книги.»

 

 

Эко-тв

Конкурс на лучший репортаж о представителях фауны владимирской области.

 

 

Конференция «Охрана природы во Владимирской области»

 

Интеллектуальная игра    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы-приложение5

.

к списку авторов