ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Основы лесоводства»
Автор программы: Коротина О.В,
руководитель школьного лесничества
Объяснительная записка.
Курс предназначен для учащихся 9 классов и носит профориентационную направленность.
Цели курса:
- формирование у учащихся знаний основ экологии леса и специальных лесоводческих знаний;
- формирование у учащихся бережного ,экологически и экономически обоснованного социальноактивного отношения к природе;
- формирование представлений о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, о деятельности лесного хозяйства;
- формирование умений осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесного богатства, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса.
Знания и умения, приобретенные учащимися при изучении данного курса, могут быть использованы ими в сферах своей будущей деятельности. Изучение данного курса будет способствовать подготовке учащихся к выбору профессии.
Курс «Основы лесоводства» предусматривает теоретическое обучение по следующим разделам:
Раздел 1 «Лесоводство»-4ч.
Раздел 2. «Технология лесовыращивания»-3ч.
Раздел 3. «Защита и охрана леса»-4 ч.
Раздел 4. «Механизация лесного хозяйства»-1 ч.
Раздел 5. «Основы лесной таксации»-4 ч.
Теоретическое изучение курса дополняется практическими занятиями в лесу, в питомнике. Данные работы рекомендуется проводить в весенний период. Учитель может самостоятельно определить количество времени на изучение тем и практическую часть курса.
Проведение всех видов занятий сопровождается систематическим контролем знаний обучаемых путем устного опроса, выполнения тестовых заданий.
На вводном занятии учитель дает краткий обзор всех разделов курса и предлагает каждому из учащихся выбрать одну из тем рефератов, над которой он будет работать в ходе изучения курса. На итоговом занятии проводится защита рефератов учащимися.
Работа с проектом может проводится как группой учащихся, так и индивидуально.
Раздел 1. «Лесоводство»
Тема «Лес в нашей жизни».
Лес как объект природы и хозяйственной деятельности .Характеристика лесов Земли, России, Владимирской области. Роль леса в природе и жизни человека.
Тема «Основы дендрологии».
Общие сведения о важнейших хвойных и лиственных породах деревьев, их биологические особенности, хозяйственное значение (сосна обыкновенная, сосна сибирская, лиственница сибирская, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, дуб черешчатый, береза бородавчатая, липа мелколистная, клен остролистный и др.)
Практическое занятие «Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре, и др.»
Тема «Основы лесоведения».
Определение понятия «лес». Составные растительные элементы леса. Признаки леса. Экологические факторы, влияющие на лес : абиотические, биотические, антропогенные. Понятие о росте и развитии лесных пород . Понятие о смене пород и ее хозяйственное значение.
Практическое занятие «Определение в натуре растительных элементов леса».
Тема « Лесоводство».
Основы лесного законодательства РФ. Понятие о рубках главного пользования. Способы рубок: сплошные, выборочные, постепенные. Рубки ухода за лесом, их лесоводственные цели, задачи, методы и время проведения. Побочные виды пользования лесом.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать:
-значение леса в природе и жизни человека;
-биологические особенности и хозяйственное значение основных хвойных и лиственных пород леса;
-составные растительные элементы леса;
возрастные этапы леса;
-типы леса.
Учащиеся должны уметь:
-определять основные виды хвойных и лиственных пород деревьев и кустарников;
-определять в натуре растительные элементы леса.
Раздел 2 «Технология лесовыращивания»
Тема « Возобновление леса и лесоведения»
Понятие о возобновление леса.
Естественное возобновление леса. (семенное и вегетативное их сравнительная характеристика). Искусственное возобновление леса. Заготовка семян; сроки заготовки семян различных пород. Сбор и переработка шишек. Хранение семян.
Тема «Лесные питомники»
Виды питомников, посадочный материал (сеянцы, саженцы, черенки), выращивание в питомниках и его назначение. Основные хозяйственные части питомника. Технология выращивания сеянцев,
Практическое занятие: « Посев семян в питомнике вручную»
Тема3 « Производство лесных культур»
Искусственное лесовстановление и лесоразведение. Лесокультурная площади лесокультурный фонд. Способы создания лесных культур. Посадочный материал, его подготовка к посадке, время и сроки посадки, агротехнический уход.
В результате изучения раздела «Технология лесовыращивания» учащиеся должны знать:
- Виды возобновления леса
- Сроки заготовки семян и условия их хранения
- Виды питомников
- Технология выращивания сеянцев и саженцев
- Способы создания лесных культур
- Время и сроки посадки саженцев
Учащиеся должны уметь:
- проводить посев семян в питомнике.
Раздел 3 «Защита и охрана леса»
Тема «Основы лесной энтомологии и фитопатологии».
Главнейшие виды вредителей плодов, семян, молодняков, хвои листогрызущие, стволовые вредители. Признаки появления и распространения вредных насекомых. Меры борьбы с болезнями леса. Полезные насекомые. Понятие о болезнях растений и их причины. Иммунитет растений.
Тема «Лесные звери и птицы».
Насекомоядные и хищные птицы, млекопитающие (грызуны, копытные и насекомоядные животные), их роль в лесном биогеоценозе. Обзор главнейших видов лесных птиц и зверей. Промысловые звери и птицы.
Тема «Основы лесной пирологии».
Лесной пожар, его виды и причины возникновения. Особенности различных видов и форм лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесу. Практика тушения лесных пожаров.
Тема «Охрана лесов от лесонарушений».
Государственная лесная охрана РФ. Должностные обязанности лесника, его права и льготы. Вооружение лесной охраны, форменное обмундирование. Оперативный контроль за охраной лесов от лесонарушений, ревизия обхода, клеймение леса. Порядок выдачи и оформление документов на различные виды лесопользования.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать:
-признаки появления и распространения вредных лесных насекомых и болезней леса;
-меры борьбы с вредными насекомыми и болезнями леса;
-основные виды лесных животных и их роль в жизни леса;
-характеристика лесных пожаров;
-способы и средства тушения лесных пожаров.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать вредных и полезных насекомых, лесных зверей и птиц.
Раздел 4 «Механизация лесного хозяйства»
Значение механизации в лесном хозяйстве. Бензиномоторные пилы и мотокусторезцы, их назначение и применение. Трактора . применение тракторов в лесохозяйственном производстве. Технологические машины и орудия, машины для сбора семян, посева и посадки леса, машины и орудия для лесных питомников, внесение удобрений, механизмы для рубок
Раздел 5 «Основы лесной таксации»
Тема « Таксация ствола растущего и срубленного дерева».
Таксационные показатели ствола. Инструмент для измерения толщины ствола растущего дерева. Мерные вилки. Правила измерения толщины растущего дерева. Измерение высоты растущего дерева приборами и инструментами. Измерение длины и толщины ствола срубленного дерева.
Практическое задание Измерение толщины и высоты ствола растущего дерева различными приборами и инструментами. Сравнение результатов измерения.
Тема « Таксация насаждения.
Общие понятия о насаждении. Основные компоненты насаждения. Таксационные показатели насаждения: состав, полнота, происхождение, средний диаметр и средняя высота, форма и полоса древостоя, бонитет и запас.
Тема « Лесной фонд. Подготовка лесосечного фонда»
Понятие о лесном фонде. Деление леса на кварталы. Лесоустроительные знаки в лесу. Понятие о годичном лесосечном фронде. Пересчет деревьев на лесосеках, намечаемых под сплошную вырубку. Особенности пересчета деревьев на лесосеках выборочных рубок.
Тема « Основы лесного товароведения «
Понятие о породах древесины. Классификация лесной продукции. Защита лесоматериалов, хранящихся в лесу, от гниения и порчи вредителями
В результате изучения темы «Основы таксации» учащийся должен знать:
- значение лесной таксации
- основные таксационные показатели растущего дерева
- таксационные показатели насаждения
- виды работ на лесосеках
- виды лесной продукции
- устройство измерительных приборов и правила работы с ними.
Учащийся должен уметь:
- определять толщину и высоту ствола растущего дерева различными измерительными приборами.