ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

введение в туризм.

 

 

Автор : Кузнецова Любовь Федоровна

Педагог дополнительного образования

 Центра внешкольной работы «Лад» ЗАТО

 г.  Радужный  Владимирской области

 

Пояснительная записка.

 

Ничто не обогащает нас так

Как победа над самим собой.

И ничто так не возвышает

Как чувство Родины,

Которое мы испытываем,

Путешествуя по ее просторам.

 

            Мысль об использовании прогулок и экскурсий в народном образовании России как средства обучения и воспитания медленно, трудно проникала в педагогическое сознание российского общества второй половины ХIХ века. Первым проводником ее был замечательный педагог, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский. Во время своей длительной  «педагогической командировки» в страны Европы он обратил внимание, что в тамошних учебных заведениях давно вошло в систему проведение с учениками регулярных ближних и дальних прогулок-экскурсий на природу.

            В начале ХХ века  к этой теме вновь привлекается внимание просвещенцев, она получает новое раскрытие в научно-педагогической литературе: известный русский деятель народного образования В.Т. Вахтеров посвятил ей целую главу в своей последней книге «Основы новой педагогики». В этой книге в главе «Об экскурсиях и уроках на воздухе», опираясь на мысль Ушинского о благотворном воспитательном воздействии природы, Вахтеров на многочисленных примерах из разных областей знаний еще раз убедительно показал ни с чем не сравнимую ценность живого восприятия ребенком реальных предметов и явлений природы.

            Особую ценность представляет то, что в этой работе Вахтеров впервые указал на всесторонность, комплексность воздействия на воспитуемых прогулок и экскурсий, впервые обозначил  элементы, составляющие педагогический потенциал детского туризма, его преимущества перед иными формами работы с детьми. Кроме воспитания  чувств, ума и тела, на которые всегда оказывает положительное влияние прогулка на природу, Вахтеров раскрывает такие «технологические» элементы:

- возможность изучить воспитанников, «легче, чем когда бы то ни было», увидеть их в «совершенно новом освещении»;

- важный для успеха всей работы элемент -  взаимопонимание и доверие детей к учителю, возникающее между ними в результате естественной  походной близости людей, совместных переживаний, общего труда;

- педагогика совместных творческих дел, самодеятельность детей как основа организации прогулок и походов.

Особая роль в  развитии детского туризма принадлежит Макаренко А.С.   Каждое лето вместе со своими воспитанниками он совершал многодневные походы-путешествия. Они стали важным и необходимым звеном учебно-воспитательного процесса и рассматривались выдающимся педагогом как «перспективная точка впереди». В процесс подготовки похода вовлекались воспитанники, а сами путешествия помогали добиваться высокого воспитательного, образовательного и оздоровительного эффекта.

С 1972 года туризм был включен в систему Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО. Нормативом для школьников был одно-двухдневный поход. Это дало толчок органам образования в осознании необходимости проведения туристских походов с детьми.

В 1985 году Минпрос СССР утвердил «Единые требования к проведению экскурсионно-туристской работы в школах г. Москвы». Самым существенным элементом единых требований было установление количественной нормы туризма по классам.

В стране возникали отдельные школы, в которых туристско-краеведческая деятельность становилась стержнем всего воспитательного процесса, проводилась системно, с использованием всего огромного потенциала туризма.

Нельзя дать однозначно положительную оценку развитию в стране школьного туризма: повсеместного распространения он не получил и не дал тех педагогических результатов, которые мог бы дать.

Период с 1991 года в истории детского туризма, как и в истории всей страны, очень сложный. Ломаются привычные устои, идет пересмотр ценностей. Национальные конфликты в ряде регионов, обострение криминогенной обстановки, социальная незащищенность педагогов, обнищание большей части общества сказывается и на состоянии туристско-краеведческой работы. В этот сложный период, когда государство фактически устраняется от вопросов воспитания детей, на повестку дня ставятся вопросы выживания в новой ситуации, сохранение традиций, системы, необходимой детям, родителям, народному образованию.

Целью курса является: развитие творческих способностей учащихся средствами туризма и краеведения.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:         

Обучающие:

- расширение и углубление знаний учащихся по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической культуре;

- формирование потребности в углубленном изучении природы, истории и культуры родного края;

- знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Воспитательные:

- социализация личности обучающегося – одна из основных задач данной программы (естественное преодоление всевозможных психологических барьеров, толерантность, общение и активная жизнь, развитие культурного уровня);

– формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе изучения малой родины, патриотическое и эстетическое воспитание, формирование культуры общения с коллективом, воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей страны;

- развитие  интереса к истории, культуре своей Родины, своего края;

- формирование  гуманного отношения к окружающей среде;

- развитие у учащихся навыков экологической культуры;

- развитие ответственности;

- выработка организаторских навыков.

Развивающие:

- развитие потребности к самостоятельному получению новых знаний и физическому самосовершенствованию, умение преодолевать трудности, способность к самореализации и профессиональному самоопределению.

Оздоровительные:

- закрепление навыков самоорганизации и самопроведения необходимых оздоровительных упражнений и занятий, положительной  эмоциональной установки, необходимой для формирования понятий о здоровом образе жизни;

- физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений;

- укрепление здоровья.

Исходя из целей и задач программы, используются следующие методы и формы работы:

-поисково-исследовательский (самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий в походе);

- метод самореализации через участие в походах, эстафетах, соревнованиях, экскурсиях;

- игровые методы;

- контроль качества усвоения материала;

-  контроль динамики физических показателей.

Основной формой проведения занятий по данному курсу являются учебно-тренировочные занятия, в ходе которых отрабатываются  умения и навыки.

Как правило, практика в туризме – это походы, в которых развиваются коммуникативные навыки, воспитывается самостоятельность, формируется экологическое мышление, приобретаются навыки быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях социума.

 Занятия туризмом способствуют укреплению здоровья ребят, так как они проводятся на свежем воздухе и в активной форме (эстафеты, соревнования, мини-походы). Туризм требует определенной физической подготовки, поэтому при организации занятий включается комплекс мероприятий, рассчитанных на укрепление физического здоровья ребенка: разминка, упражнения, сдача туристских нормативов, спортивные игры.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

 

 п/п

наименование темы

количество часов

всего

теорет.

практ.

1.                       

Вводное занятие.  Туристские путешествия, история развития туризма.

1

1

-

2.                       

Правила движения в походе. Техника преодоления естественных препятствий.

 

1

-

1

3.                       

Топографическая подготовка и ориентирование на местности.

 

5

 

1

 

4

4.                       

Основы гигиены, оказание первой доврачебной помощи.

2

-

2

5.                       

Организация туристского быта.

1

-

1

6.                       

Родной край, его природные особенности. Туристские возможности родного края.

1

-

1

7.                       

Подготовка к походу, путешествию. Изучение района путешествия.

1

-

1

8.                       

Минипоход с выполнением различных заданий.

4

-

4

                                                            итого:

16

2

14

 

 

 

1. Вводное занятие.

Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, развития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. История развития туризма в России. Роль знаменитых русских путешественников в развитии нашей страны. Организация туризма в России. Виды туризма. Характеристика каждого вида. Демонстрация слайдов и презентаций на компьютере, характеризующих особенности видов туризма.

Туристские нормативы и значки «Юный турист», «Турист России». Разрядные требования по туризму.

 

2. Правила движения в походе. Техника преодоления естественных препятствий.

 

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп.  Нагрузки (весовые, временные, скоростные и т.п.).  Распределение светового времени для движения. Зависимость темпа движения от скорости отдельных участников.  Требования безопасности, запрещающие разделяться и растягиваться группе. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим ходового дня. Правила дорожного движения для пешеходов. Меры безопасности при движении группы вдоль автотрасс.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практические занятия.

Отработка движения колонной. Соблюдение  режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности, по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

 

3. Топографическая подготовка и ориентирование на местности.

Карта географическая и топографическая.  Масштаб линейный и численный.  Рельеф. Основные условные знаки. Туристский и спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, местным предметам.  Снятие азимута. Движение по азимуту. Спортивная карта: условные знаки, цвета, масштаб карты. Измерение и построение направлений на карте

 

Практические занятия.

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, игра-лото с карточками условных знаков, игра «Собери карту». Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку расстояния. Измерение азимута на предмет и определение предмета по азимуту. Движение по азимуту. Игра-соревнование на точность и быстроту работы с компасом.

 

4. Основы гигиены и оказание первой доврачебной помощи.

Понятие о гигиене. Личная гигиена занимающихся туризмом. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов.

Сущность закаливания. Роль закаливания в занятиях туризмом. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на работоспособность спортсмена.

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм.

Первая помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления.

Практические занятия.

Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы,  диагноза, оказание первой помощи).

 

5. Организация туристского быта.

Привалы и ночлеги в походе.  Назначение, периодичность и продолжительность привалов. Выбор места для привала и ночлега.

Организация работ по развертыванию бивака. Установка палаток, размещение в них вещей. Правила поведения на биваке, в палатке, у костра.  Снятие бивака. Меры безопасности при разведении костра,  приготовлении пищи, работы с топором. Правила купания.

Природощадящие технологии при организации биваков.

Практические занятия.

Определение мест пригодных для ночлега. Развертывание бивака. Разжигание костра. Игра «Робинзон».

 

6. Родной край, его природные особенности. Туристские возможности родного края.

Климат, растительность, животный мир родного края. Его рельеф, реки, озера.

Сведения о прошлом края.

Памятники истории и культуры. История своего населенного пункта.

Практические занятия.

Знакомство с картой своего края. Краеведческие викторины.

 

7. Подготовка к походу, путешествию. Изучение района путешествия.

Определение цели и района путешествия. Изучение района путешествия. Разработка маршрута.   Составление плана-графика движения. Подготовка общественного снаряжения.

Практические занятия.

Изучение маршрутов походов. Составление плана-графика похода.

 

 

8. Минипоход.

Комплексная проверка знаний, умений, навыков. Выполнение творческих заданий во время похода: краеведческие наблюдения, ведение дневника похода.

 

Ожидаемый  результат и минимальные знания, умения, навыки, которыми учащиеся должны

овладеть к концу курса.

Реализация данного курса позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающего поколения, создать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современной  молодежи.

В процессе освоения курса у ребят должна сложиться устойчивая мотивация к общественно-полезной деятельности, стремление приносить пользу окружающим людям. В походе воспитывается целеустремленность, доброта, ответственность, забота, взаимопонимание и взаимовыручка.

По окончании курса учащиеся должны знать:

- основы туристской техники;

- порядок организации походов выходного дня;

- основы топографии и ориентирования;

- иметь общие сведения по истории Владимирской области и г. Радужный;

- знать ядовитые растения средней полосы.

По завершении курса учащиеся должны уметь:

- передвигаться  по дорогам и тропам в составе группы;

- организовать походный быт;

- преодолевать несложные естественные препятствия;

- ориентироваться по карте и компасу;

- оказывать элементарную медицинскую помощь.

 

Методические рекомендации.

Программа курса может корректироваться. Программа рассчитана на учащихся 9 классов общеобразовательной школы, не имеющих специальных туристских навыков, проявляющих интерес к спортивному ориентированию, туризму, имеющих медицинский допуск на участие в походах и соревнованиях.

Формы проведения занятий: лекция, беседа, игра, викторина, соревнование, самостоятельная работа, учебно-тренировочное занятие, творческое и коллективно-творческое дело. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.  Основной метод – игровой, он же является формой контроля. Порядок изучения тем и отдельных вопросов может изменяться по желанию педагога.  Практические занятия проводятся на полигоне.

Воспитательные возможности занятий туризмом огромны. Так тема «История развития туризма» позволяет не только представить историю путешествий в лицах, познакомиться с традициями туризма, но и показать современный уровень спортивного туризма, его героев, в том числе в нашем городе, их достижения. Целесообразно на этом занятии использовать видеофильмы, пригласить опытных туристов, имеющих опыт прохождения сложных маршрутов.  Занятия ориентированием также имеют большой воспитательный потенциал.

Основным результатом воспитательной работы педагога будет не только усвоение культурных ценностей и приобретение личного социального опыта, способность учащихся к самовоспитанию.

Особенно сложна практически для всех учащихся тема «топография и ориентирование». Следует данную тему максимально изучать на местности по спортивным картам. Спортивное ориентирование – индивидуальный вид спорта, но для обеспечения безопасности соревнования необходимо проводить. Разбивая участников на группы.

Тема «Организация туристского быта»  изучается на местности.

Несмотря на то, что курс не имеет явно выраженной краеведческой направленности, чрезвычайно важно воспитать в юных туристах бережное отношение к природе. Передать им основы экологических знаний, привить понимание того, что на самом деле земля не так велика, чтобы относиться к ней потребительски.  Одновременно, для расширения общего кругозора туристов и приобщения к культуре и традициям страны следует максимально использовать возможности совершения экскурсий в районе  путешествия.

В данном курсе минимализировано использование классно-урочных форм, имеет место преобладание совместной деятельности педагога и учащихся, самостоятельной работы учащихся под наблюдением педагога, различные формы взаимного контроля. Процесс обучения «скрыт» от учащихся, представляет собой самообучение под руководством педагога.

Наиболее эффективны при обучении туризму технологии коллективного обучения и технологии игры. Возникающие при этом шум, движение не мешают процессу, поскольку занятия проходят в основном на местности. Наоборот, подобная организация обучения служит «динамической разминкой» после обучения.

Важно максимально использовать уже имеющуюся мотивацию детей, пришедших на обучение, постоянно поддерживать ее созданием «ситуаций  успеха», успешного применения имеющегося опыта и приобретенных знаний и умений на практике. Большую роль имеет создание доброжелательной обстановки, обстановки взаимной помощи.

Условия реализации курса.

Условиями реализации курса являются:

- наличие необходимого для занятий туризмом и ориентированием снаряжения и инвентаря;

- наличие оборудованного для теоретических и практических занятий, помещения;

- наличие  полигона для практических занятий на местности;

- наличие карт спортивного ориентирования на полигон;

-реализация принципа чувственного изучения окружающего мира, т.е. непосредственный контакт с природой, осознания ее ценности и чувствительности к вмешательству человека;

- реализация принципа комплексности, использование при изучении темы сведений различных областей знаний и межпредметных связей;

- наличие литературы;

- наличие учебных пособий;

- наличие дидактического материала;

- наличие аудио- и видеосредств;

- наличие дидактических материалов.

 

Рекомендуемая литература.

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.,  Просвещение, 1981.
  2. Куликов В. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. – М., 1997.
  3. Туристская игротека /под ред. Ю.С. Константинова – М., 2000.
  4. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. – М., 1985.
  5. Энциклопедия туриста. – М., 1993.
  6. Алешин В.М. Туристская топография. М., Профиздат, 1985.
  7. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М., Профиздат, 1987.
  8. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. – М., 1972.
  9. Миронов З., Хейфец Л. Профилактика травм в спорте и доврачебная помощь – М., 1966.
  10. Топографическая карта. Владимирская область (М 1:20000). – М., 2000.
  11. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995.
  12. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
  13. Рыжавский Г.Я. Биваки. – М.ЦДЮТ, 1995.
  14. Усыскин Г.С. Игры и соревнования юных туристов. – М., 1996.
  15. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. Игры и соревнования юных туристов. – М., 2001.
  16. Туристская игротека (Игры, конкурсы, викторины). Вып. 4, -М.: ЦДЮТиК МО РФ,  2003.

к списку авторов