Здоровый образ жизни и гигиена школьников
Лузина Ольга Анатольевна,
учитель биологии
Симской средней школы
Юрьев-Польского района
Владимирской области
I . Пояснительная записка.
Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.
Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.
Результаты изучения медициной показали, что сама по себе медицина решить проблему сохранения и укрепления здоровья современного человека не в состоянии. Ей необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» заболеваний имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием, в данном случае речь должна идти о воспитании соответствующих мотивов здоровья.
Предполагаемый курс рассчитан на 17 часов и направлен на углубленное изучение раздела биологии «Человек и его здоровье». Изучение данного курса поможет в дальнейшем учащимся осознанно и целенаправленно, согласно своим склонностям определиться в выборе профильного обучения в 10-11 классе, а в дальнейшем и в выборе будущей профессии (специальности).
Цель: формирование у учащихся:
осознанного отношения к здоровью как к ценности жизни;
- способности использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья;
- конкретных привычек здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
- приобретение знаний по гигиене, важных для сохранения и укрепления здоровья школьников;
- формирование знаний о влиянии наркотических веществ и вредных привычек на здоровье человека.
Развивающие:
- развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях одноклассников и учителя;
- развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
Воспитательные:
- воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем;
- воспитание культуры ведения дискуссии при групповой работе, при беседах и других формах работ.
II. Тематическое планирование.
№№ |
Наименование разделов и тем курса |
Кол-во часов |
Организационная форма |
Примечание |
1. |
Раздел: Предупреждение наркомании, алкоголизма и курения среди школьников. |
3 ч. |
|
|
|
Тема 1. Влияние наркотических веществ на здоровье человека. |
1 ч. |
Лекция с элементами беседы. |
Участие принимает педагог-психолог. |
|
Тема 2. Вред алкоголя на здоровье человека. |
1 ч. |
Беседа по предварительно проведенной анкете. Групповая работа по дополнительной литературе. |
|
|
Тема 3. Курение – одна из вредных привычек человека. |
1 ч. |
Конференция. Тест: «Что я знаю и чего не знаю». |
Сообщение учащихся по данной теме. |
2. |
Раздел: Венерические заболевания и их профилактика. СПИД. |
3 ч. |
|
|
|
Тема 1. Понятие о венерических болезнях. Течение сифилиса и гонореи. |
1 ч. |
Лекция. |
|
|
Тема 2. Профилактика венерических заболеваний. |
1 ч. |
Беседа. |
Участие врача-гинеколога (школьного врача). |
|
Тема 3. СПИД – болезнь века. |
1 ч. |
Лекция с элементами беседы. |
|
3. |
Раздел: Личная гигиена школьника. |
3 ч. |
|
|
|
Тема 1. Гигиена одежды и обуви. |
1 ч. |
Групповая работа с дополнительной литературой. |
|
|
Тема 2. Гигиена кожи, ногтей, волос. |
1ч. |
Групповая работа. |
Выполнение лабораторных работ. |
|
Тема 3. Роль закаливания в укреплении здоровья. |
1 ч. |
Беседа. |
Итоговое тестирование по данной теме. |
4. |
Раздел: Гигиенические основы учебного труда. |
3 ч. |
|
|
|
Тема 1. Режим дня. Сон и его гигиена. |
1 ч. |
Беседа. |
По заранее проведенной анкете. |
|
Тема 2. Оптимальный двигательный режим школьника. |
1 ч. |
Практическая работа: определение идеальной массы тела. |
|
|
Тема 3. Гигиенические рекомендации к выполнению домашних заданий. |
1 ч. |
Групповая работа. Итоговое тестирование по всей теме. |
|
5. |
Раздел: Питание и здоровье. |
3 ч. |
|
|
|
Тема 1. Рацион и режим питания школьника. Желудочно-кишечные заболевания. Рациональное питание школьника. |
2 ч. |
Проектная работа по группам: «Зависит ли здоровье человека от того как и чем он питается? |
|
|
Тема 2. Составление и анализ индивидуального суточного пищевого рациона. |
1 ч. |
Практическая работа. |
Закончить выполнение дома. Проведение итогового теста «Ваш образ жизни». |
|
Итоговое занятие |
2 ч. |
Семинар |
|
|
Всего часов: |
17 ч. |
|
|
III. Содержание курса.
Раздел 1. Предупреждение наркомании, алкоголизма и курения среди школьников
Тема 1. Влияние наркотических веществ на здоровье человека.
Разъяснение понятия – наркомания, как социально опасного психического заболевания. Статистика наркомании по данным Минздрава РФ на конец 2000 г
Причины наркомании среди подростков. Пути формирования наркотической зависимости. Данные о наркотиках распространенных среди молодёжи. Влияние наркотиков на нервную систему человека. Характеристика 3-х стадий наркомании. Советы психолога о профилактике наркомании.
Тема 2. Вред алкоголя для здоровья человека.
Алкоголь – наркогенное вещество воздействующее на нервную систему. Симптомы алкогольного опьянения. Развитие алкоголизма. Влияние алкоголизма на пищеварительную систему, сердечно-сосудистую, на высшую нервную деятельность на репродуктивную функцию человека.
Пивной алкоголизм у подростков – чем он опасен.
Тема 3. Курение – одна из вредных привычек человека.
Исторические факты появления табака в Европе. Содержание ядовитых веществ в табачном дыме. Функциональное состояние системы дыхания при курении. Влияние курения на кровообращение. Влияние курения на органы и ткани. Состояние ЦНС при курении. Снижение двигательной активности. Анализ анкеты.
Раздел 2. Венерические заболевания и их профилактика. СПИД.
Тема 1. Понятие о венерических болезнях. Течение сифилиса и гонореи.
Термин «венерические болезни». История изучения данных заболеваний. Пути передачи и протекание венерических заболеваний (эпидемии).
Симптомы сифилиса. Протекание и последствия для организма сифилиса.
Симптомы гонореи. Протекания и последствия для организма гонореи.
Тема 2. Профилактика венерических заболеваний.
Меры, направленные на предупреждение распространения болезней.
Организация работы кожно-венерологических диспансеров. Медицинские осмотры. Просветительская работа (выступление по данному вопросу врача).
Тема 3. СПИД – болезнь века.
История изучения СПИДа. ВИЧ – возбудитель СПИДа. Пути заражения человека СПИДом. Симптомы протекания заболевания и влияние на здоровье человека. Лечение и меры профилактики СПИДа.
Раздел 3. Личная гигиена школьника.
Тема 1. Гигиена одежды и обуви.
Характеристика правильно подобранной одежды и обуви в зависимости от сезона года. Простудные заболевания и их последствия на здоровье человека, заболевания кожи, плоскостопие и др. Отклонения в состоянии организма при нарушении правил гигиены одежды и обуви.
Тема 2. Гигиена кожи, волос, ногтей.
Уход за кожей, волосами, ногтями.
Лабораторная работа №1. Изучение сальных и потовых желез кожи, моющих свойств мыла.
Лабораторная работа №2. Определение типов кожи на разных участках лица.
Тема 3. Роль закаливания в укреплении здоровья.
Что такое закаливание?
Условия закаливающих процедур. Средства закаливания организма: водные процедуры, воздушные и солнечные ванны. Как стать «моржом».
Парная и сауна. Итоговое тестирование по теме «Личная гигиена школьника».
Раздел 4. Гигиенические основы учебного труда.
Тема 1. Режим дня. Сон и его гигиена.
Анализ проведенной анкеты.
Что такое режим дня? Каким должен быть режим дня школьника. Работоспособность человека в течение дня.
Характеристика сна. Гигиена сна.
Тема 2. Оптимальный двигательный режим школьника.
Формы двигательной активности: утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия спортом.
Формирование правильной осанки.
Практическая работа: определение идеальной массы тела.
Тема 3. Гигиенические рекомендации к выполнению домашних заданий.
Правила гигиены при выполнении домашних заданий. Необходимость чередования труда и отдыха.
Приемы, способствующие повышению продуктивности учебного труда.
Итоговое тестирование по теме: «Гигиенические основы учебного труда».
IV. Формы контроля:
- фронтальный опрос;
- тестирование;
- самостоятельные домашние задания;
- проектная работа.
V. Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- факторы, разрушающие здоровье человека;
- этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- работать с литературой: с текстами, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала;
- проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты.
VI. Список литературы:
Для учащихся:
Для учителя: