ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

 

Здоровый образ жизни  и гигиена школьников

 

Лузина Ольга Анатольевна,

 учитель  биологии

 Симской средней школы

 Юрьев-Польского района

 Владимирской области

 

I . Пояснительная записка.

       Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.

        Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.

       Результаты изучения медициной показали, что сама по себе медицина решить проблему сохранения и укрепления здоровья современного человека не в состоянии. Ей необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» заболеваний имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием, в данном случае речь должна идти о воспитании соответствующих мотивов здоровья.

       Предполагаемый курс рассчитан на 17 часов и направлен на углубленное изучение раздела биологии «Человек и его здоровье». Изучение данного курса поможет в дальнейшем учащимся осознанно и целенаправленно, согласно своим склонностям определиться в выборе профильного обучения в 10-11 классе, а в дальнейшем и в выборе будущей профессии (специальности).

Цель: формирование у учащихся:

осознанного отношения к здоровью как к ценности жизни;

-        способности использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья;

-         конкретных привычек здорового образа жизни.

Задачи:

            Образовательные:

-        приобретение знаний по гигиене, важных для сохранения и укрепления здоровья школьников;

-        формирование знаний о влиянии наркотических веществ и вредных привычек на здоровье человека.

Развивающие:

-        развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях одноклассников и учителя;

-        развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

Воспитательные:

-        воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему  силы делать осознанный выбор во всем;

-        воспитание культуры ведения дискуссии при групповой работе, при беседах и других формах работ.

 

II. Тематическое планирование.

№№

Наименование разделов и тем курса

Кол-во часов

Организационная форма

Примечание

1.

Раздел: Предупреждение наркомании, алкоголизма и курения среди школьников.

3 ч.

 

 

 

Тема 1. Влияние наркотических веществ на здоровье человека.

1 ч.

Лекция с элементами беседы.

Участие принимает педагог-психолог.

 

Тема 2. Вред алкоголя на здоровье человека.

1 ч.

Беседа по предварительно проведенной анкете. Групповая работа по дополнительной литературе.

 

 

Тема 3. Курение – одна из вредных привычек человека.

1 ч.

Конференция. Тест: «Что я знаю и чего не знаю».

Сообщение учащихся по данной теме.

2.

Раздел: Венерические заболевания  и их профилактика. СПИД.

3 ч.

 

 

 

Тема 1. Понятие о венерических болезнях. Течение сифилиса и гонореи.

1 ч.

Лекция.

 

 

Тема 2. Профилактика венерических заболеваний.

1 ч.

Беседа.

Участие врача-гинеколога (школьного врача).

 

Тема 3. СПИД – болезнь века.

1 ч.

Лекция с элементами беседы.

 

3.

Раздел: Личная гигиена школьника.

3 ч.

 

 

 

Тема 1. Гигиена одежды и обуви.

1 ч.

Групповая работа с дополнительной литературой.

 

 

Тема 2. Гигиена кожи, ногтей, волос.

1ч.

Групповая работа.

Выполнение лабораторных работ.

 

Тема 3. Роль закаливания в укреплении здоровья.

1 ч.

Беседа.

Итоговое тестирование по данной теме.

4.

Раздел: Гигиенические основы учебного труда.

3 ч.

 

 

 

Тема 1. Режим дня. Сон и его гигиена.

1 ч.

Беседа.

По заранее проведенной анкете.

 

Тема 2. Оптимальный двигательный режим школьника.

1 ч.

Практическая работа: определение идеальной массы тела.

 

 

Тема 3. Гигиенические рекомендации к выполнению домашних заданий.

1 ч.

Групповая работа. Итоговое тестирование по всей теме.

 

5.

Раздел: Питание и здоровье.

3 ч.

 

 

 

Тема 1. Рацион и режим питания школьника. Желудочно-кишечные заболевания. Рациональное питание школьника.

2 ч.

Проектная работа по группам: «Зависит ли здоровье человека от того как и чем он питается?

 

 

Тема 2. Составление и анализ индивидуального суточного пищевого рациона.

1 ч.

Практическая работа.

Закончить выполнение дома. Проведение итогового теста  «Ваш образ жизни».

 

Итоговое занятие

2 ч.

Семинар

 

 

Всего часов:

17 ч.

 

 

 

 

III. Содержание курса.

 

Раздел 1. Предупреждение наркомании, алкоголизма и курения среди школьников

Тема 1. Влияние наркотических веществ на здоровье человека.

Разъяснение понятия – наркомания, как социально опасного психического заболевания. Статистика наркомании по данным Минздрава РФ на конец 2000 г

Причины наркомании среди подростков. Пути формирования наркотической зависимости. Данные о наркотиках распространенных среди молодёжи. Влияние наркотиков на нервную систему человека. Характеристика 3-х стадий наркомании. Советы психолога о профилактике наркомании.

Тема 2. Вред алкоголя для здоровья человека.

Алкоголь – наркогенное вещество воздействующее на нервную систему. Симптомы алкогольного опьянения. Развитие алкоголизма. Влияние алкоголизма на пищеварительную систему, сердечно-сосудистую, на высшую нервную деятельность на репродуктивную функцию человека.

Пивной алкоголизм у подростков – чем он опасен.

Тема 3. Курение – одна из вредных привычек  человека.

Исторические факты появления табака в Европе. Содержание ядовитых веществ в табачном дыме. Функциональное состояние системы дыхания при курении. Влияние курения на кровообращение. Влияние курения на органы и ткани. Состояние ЦНС при курении. Снижение двигательной активности. Анализ анкеты.

 

Раздел 2. Венерические заболевания и их профилактика. СПИД.

Тема 1. Понятие о венерических болезнях. Течение сифилиса и гонореи.

Термин «венерические болезни». История изучения данных заболеваний. Пути передачи и протекание венерических заболеваний (эпидемии).

Симптомы сифилиса. Протекание и последствия для организма сифилиса.

Симптомы гонореи. Протекания и последствия для организма гонореи.

Тема 2. Профилактика венерических заболеваний.

Меры, направленные на предупреждение распространения болезней.

Организация работы кожно-венерологических диспансеров. Медицинские осмотры. Просветительская работа (выступление по данному вопросу врача).

Тема 3. СПИД – болезнь века.

История изучения СПИДа. ВИЧ – возбудитель СПИДа. Пути заражения человека СПИДом. Симптомы протекания заболевания и влияние на здоровье человека. Лечение и меры профилактики СПИДа.

 

Раздел 3. Личная гигиена школьника.

Тема 1. Гигиена одежды и обуви.

Характеристика правильно подобранной одежды и обуви в зависимости от сезона года. Простудные заболевания и их последствия на здоровье человека, заболевания  кожи, плоскостопие и др. Отклонения в состоянии организма при нарушении правил гигиены одежды и обуви.

Тема 2. Гигиена кожи, волос, ногтей.

Уход за кожей, волосами, ногтями.

Лабораторная работа №1. Изучение сальных и потовых желез кожи, моющих свойств мыла.

Лабораторная работа №2. Определение типов кожи на разных участках лица.

Тема 3. Роль закаливания в укреплении здоровья.

Что такое закаливание?

Условия закаливающих процедур. Средства закаливания организма: водные процедуры, воздушные и солнечные ванны. Как стать «моржом».

Парная и сауна. Итоговое тестирование по теме «Личная гигиена школьника».

 

 

Раздел 4. Гигиенические основы учебного труда.

Тема 1. Режим дня. Сон и его гигиена.

Анализ проведенной анкеты.

Что такое режим дня? Каким должен быть режим дня школьника. Работоспособность человека в течение дня.

Характеристика сна. Гигиена сна.

Тема 2. Оптимальный двигательный режим школьника.

Формы двигательной активности: утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия спортом.

Формирование правильной осанки.

Практическая работа: определение идеальной массы тела.

Тема 3. Гигиенические рекомендации к выполнению домашних заданий.

Правила гигиены при выполнении домашних заданий. Необходимость чередования труда и отдыха.

Приемы, способствующие повышению продуктивности учебного труда.

Итоговое тестирование по теме: «Гигиенические основы учебного труда».

 

 

IV. Формы контроля:

-                                           фронтальный опрос;

-                                           тестирование;

-                                           самостоятельные домашние задания;

-                                           проектная работа.

 

 

V. Требования к уровню подготовки учащихся:

 

Учащиеся должны знать:

-                                           об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

-                                           правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

-                                           факторы, разрушающие здоровье человека;

-                                           этические нормы межличностных отношений.

 

Учащиеся должны уметь:

-                                           объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

-                                           соблюдать правила личной и общественной гигиены;

-                                           работать с литературой: с текстами, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала;

-                                           проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты.

 

VI. Список литературы:

Для учащихся:

  1. Цузмер А.М. Биология «Человек и его здоровье» М., Просвещение 1992, с.240.
  2. Бануев А.С. Биология «Человек». М., Просвещение 1994. с. 240.
  3. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. «Гигиена  и здоровье школьника». М., Просвещение, 1988, с.191.
  4. Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии», М., Просвещение, 1989, с.192.
  5. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. «В семье сын и дочь». М., Просвещение, 1985, с.240.
  6. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. «Гигиена и здоровье». М., Просвещение, 1984, с.48.
  7. «Искусство быть здоровым» часть 2. М., Физкультура и спорт. 1987, с. 96.
  8. Ягодинский В.Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя». М., Просвещение, 1986. с 96.

        Для учителя:

  1. Демичева И.А. «Практические работы по курсу биология человека», Харьков, УМЦ «Школьник», 1997, с. 100.
  2. Ходаков М.Н. «Молодым супругам», Ижевск: «Удмуртия», 1990, с. 208.
  3. «Школа без наркотиков». Санкт-Петербург: «Образование – культура», 2002, с. 160.
  4. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни», Волгоград: «Учитель» 2001, с. 152.
  5. Журнал «Биология в школе»: № 6 – 1995, № 3 – 1997, № 7 – 2000, № 6 – 2001, № 7 – 2002.
  6. Информационный бюллетень. Владимир 2002, информационный сборник, № 2 (8) 2002.
  7. Яблоков А.В. и др. «Биология и современность», М., Просвещение, 1990, с. 208.

к списку авторов