П Р О Г Р А М М А

 

элективного курса для учащихся 9-х классов

Какую воду мы пьем?

 

 

Автор программы: Мухина О.А.,

учитель трудового обучения

 ГМУК № 2, Владимир

 

 

Пояснительная записка.

Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Это цельный процесс, имеющий направление, преемственность, то есть зависимость будущего от прошлого и настоящего, и результат. Для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение.

Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. Быстрая смена условий жизни, малая предсказуемость сегодняшней российской действительности делает задачу выбора профессии особенно сложной. Важна подготовка не к труду вообще (как это было раньше). А к работе по конкретной специальности или профессии, выбранной в соответствии с личными склонностями, природными способностями и социальной обстановкой в стране. Когда речь заходит о выборе профессии учащимися, имеется в виду не решение «на всю жизнь», а скорее – начала, профессиональный старт. В дальнейшем у каждого человека могут возникнуть и новые желания, и новые возможности.

Данный курс позволяет подростку приобщиться к практической экологической работе и является важным компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения. Основной вклад в практическую экологическую деятельность учащихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые в максимальной степени работают на содержание образования.

Развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыков по оценке качества окружающей среды, экологически оправданного поведения.

Приобщение молодежи к практической экологической работе является важным компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения. Основной вклад в практическую экологическую деятельность учащихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые в максимальной степени работают на содержание образования.

Результаты работ учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, при кажущемся непрофессионализме, могут иметь большую социальную значимость благодаря их ориентации на гражданские интересы больших групп людей при локальной (местной) направленности обеспечивая, тем самым принцип ЮНЕСКО «Мыслить глобально, действовать локально».

Основные цели курса:

1. Интегрирование учащихся в деятельность, направленную на поддержание экологического качества окружающей среды;

2. Развитие практических умений в области экологической оценки состояния окружающей среды.

Основной задачей курса является изучение теории и технологии оценки качества воды, так как интерес к этому вопросу в настоящее время неуклонно растет, что обусловлено рядом причин:

1. Продолжающееся загрязнение окружающей среды и в частности водных объектов;

2. Рост интереса к контролю качества воды со стороны широких слоев населения (от обывателя до политика);

3. Переход от декларативного учета требований охраны окружающей среды к практическим мониторинговым исследованиям.

Курс позволяет попробовать себя практически в определенном виде деятельности и может быть уже на данном этапе сделать будущий профессиональный выбор. Формы проведения занятий могут быть самыми различными: лекции, семинары, лабораторные практикумы, экскурсии, видеоуроки, деловые и ролевые игры, встречи с интересными людьми, профессионалами в своей деятельности.

Для диагностики результатов работы по программе могут быть отслежены умения и навыки учащихся в системе практической деятельности по результатам выполнения исследовательских и проектных работ.

 Тематический план

 

 

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Загрязнение окружающей среды

2

-

2.

Экологический мониторинг окружающей среды.

2

-

3.

Экологическая химия гидросферы.

4

-

4.

Техника лабораторных работ.

2

4

5.

Показатели качества воды и их оценка.

2

12

6.

Выбор профессии

2

2

7.

Предпроектная работа и проектная работа

-

4

ИТОГО:

14

22

ВСЕГО:

36 часов

 

П Р О Г Р А М М А

ориентационного элективного курса

«Какую воду мы пьем?»

 

Тема 1. Загрязнение окружающей среды.

Понятие о веществах – загрязнителях окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества среды.

Просмотр видеофильма «Жить или не жить» (Стратегия устойчивого развития).

Тема 2. Экологический мониторинг окружающей среды.

Цели и задачи мониторинга. Виды мониторинга (местный, региональный, глобальный). Методы мониторинга: дистанционный, химический, физико-химический и физический, биологический.

Просмотр видеофильма «Природная среда. Состояние и контроль»

Тема 3. Экологическая химия гидросферы.

Гидрологический цикл. Чистая и загрязненная вода. Эвтрофикация водоемов. Сточные воды и их обработка. Металлы как загрязнители воды. Другие загрязнители воды: тепловое загрязнение; хлор и фосфорорганические соединения, ПАВ, пластмассы, нефть, кислотные осадки.

Просмотр видеофильма «Как спасти воду».

 Тема 4. Техника лабораторных работ.

Устройство химической лаборатории и правила техники безопасности. Химические реактивы и дистиллированная вода. Мытье и сушка химической посуды. Нагревательные приборы. Весы и взвешивание. Растворы, расчеты при приготовлении растворов. Фильтрование. Титрование.

Практические работы:

- Мытье и сушка химической посуды. Фильтрование. Нагревание и выпаривание;

- Взвешивание на химических и аналитических весах;

- Приготовление растворов различных концентраций из твердых веществ, путем разбавления, из фиксаналов;

- Титрование (метод нейтрализации, перманганатометрии,  йодометрии)

 

Тема 5. Показатели качества воды и их оценка.

Методы оценки качества воды (органолептические, гидрохимические, гидробиологические, микробиологические) и оборудование, используемое для анализа.

Практические работы:

- пробоотбор и подготовка воды к анализу. Определение температуры и органолептических характеристик (запаха, цветности, мутности);

- определение химических показателей воды:

ü     Водородного показателя (рН);

ü     Сухого остатка;

ü     Жесткости воды;

ü     Растворенного кислорода;

ü     Окисляемости;

ü     Нитратов и нитритов, хлоридов и сульфатов;

ü     Ионов тяжелых металлов;

ü     Нефтепродуктов;

ü     Фенола;

ü     Остаточного хлора в водопроводной воде.

- физические и химические способы очистки воды.

Экскурсии:

- Нерлинская водозаборная станция;

- Городские очистные сооружения;

- АО «Полимерсинтез», лаборатория охраны природы;

- АО «ВХЗ», центральная заводская лаборатория.

 

Тема 6. Выбор профессии.

Профессии типа «человек-природа» и знакомство  с их профессиограммами. Индивидуальное тестирование по склонностям к профессиям данного типа. Учебные заведения города и области, готовящие специалистов профессий данного типа. Информация из службы занятости города о потребностях современного рынка труда и его перспективах в городе и стране.

Просмотр видеофильма «Азбука профессий».

Экскурсии (ВХМК, лицей № 25, ВПУ, городская и областная станции юннатов, ДТЮ).

 

Тема 7. Проектная работа

Примерные темы:

- Как работают городские очистные сооружения?

- Как получают чистую воду?

- Полезно ли хлорировать воду?

- Современные методы обеззараживания воды.

- Выбираю профессию эколога.

- Моя мама – лаборант-химик.

- Почему из водопроводного крана течет «плохая» вода?

- Дистиллированная вода – на каждый день.

- Растения – индикаторы чистой воды.

- Самодельные приборы и устройства для контроля качества питьевой воды.

- Самодельные приборы и устройства для улучшения качества водопроводной воды.

- Хватит ли человеку пресной воды?

- Мониторинг качества воды родников города.

- Как работает Нерлинский водозабор?

Список литературы.

 

1.      Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития. 1998.

2.      Алексеев С.В. Экология. Учебник для 9-х классов средней школы. - СПб.: СМИО Пресс. 1997.

3.      Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. – М.: АО МДС. 1996.

4.      Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – Агар: Рандеву – АМ. 2000

5.      Басгабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель. 1997.

6.      Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические задачи. Методическое пособие для учителя. - М.: Школьная пресса. 2002.

7.      Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. - М.: Дрофа. 2002.

8.      Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. 9-11 класс. - М.: Владос. 2001.

9.      Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 класса. – М.: Устойчивый мир. 1999.

10. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. – СПб.: Крисмас +. 1999.

11. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химия и экология. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 1995

к списку авторов