ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
по биологии
Автор программы: Юдина Галина Ивановна
МОУ «Мелеховская средняя общеобразовательная школа № 1»
Ковровского района Владимирской области
Тема курса: «Как написать и оформить реферат и исследовательскую работу по биологии»
Для учащихся 9 – 10 классов
Время проведения: III четверть – март
Цель: научить учащихся самостоятельно выполнять и правильно оформлять работы исследовательского и реферативного характера по биологии.
Задача: развитие мыслительных способностей учащихся на основе практического освоения ими навыков работы с литературой, живыми объектами, а также общих требований к оформлению итогов научного труда.
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Одной из распространенных форм познавательной деятельности учащихся можно считать написание и защиту ими (на уроках, экзаменах, олимпиадах, различных конкурсах) реферативных и исследовательских работ, выполненных самостоятельно или с помощью учителя.
Предполагается, что эти работы должны носить творческий характер, быть итогом длительного и серьезного интеллектуального труда школьника, а по оформлению – приближается к требованиям, предъявляемым к любой научной работе.
К сожалению, практика показывает, что большинство предъявляемых учащимися (даже старшеклассниками) реферативных работ не соответствует этим требованиям.
Данный курс направлен на организацию целенаправленной и систематической работы по оформлению у учащихся навыков использования научной литературы, написания и оформления реферата и исследовательской работы по биологии.
Курс составлен на 9 часов (3 часа – теоретическая часть, 6 часов – практические занятия).
Форма завершения курса – защита реферата или исследовательской работы (по выбору учащихся).
С о д е р ж а н и е.
I. Теоретическая часть.
Занятие 1. Что такое реферат? Требования к оформлению реферата. Примерный план работы над рефератом.
Занятие 2. Что такое исследовательская работа по биологии? Рекомендации по организации научной работы учащихся. Примерный план работы. Методика проведения работ, оборудование.
Занятие 3. Знакомство с образцами реферативных и иследовательских работ по биологии. Анализ работ.
II. Практическая часть.
Занятие 4. Выбор темы научной работы. Составление плана деятельности школьника. Постановка цели и определение задач. Знакомство с рекомендуемой литературой. Подбор новых литературных источников.
Занятие 5. Работа с литературными источниками. Виды конспектов, их оформление. Список литературы.
Занятие 6. Введение к работе. Определение актуальности данной темы, причин ее выбора; перечень задач или проблем, поставленных в работе.
Занятие 7. Наблюдение. Материалы опытов и экспериментов. Оформление статистических данных, их анализ и выводы.
Занятие 8. Результаты работы или выводы. Итоги всей работы (краткий анализ, формулировка основных выводов, определение круга решенных и нерешенных проблем и задач, причины неудач).
Занятие 9. Защита реферата или исследовательской работы.
Л и т е р а т у р а.
1. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. Биологический эксперимент в школе. М., Пр. 1990г.
2. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдение по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Пр. 1983г.
3. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В. Биологические экскурсии. Изд. Пр. 1983г.
4. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. М. Пр. 1980г.
5. Журнал «Биология в школе»
№ 4, 1988г. стр. 42 – Справочник старшеклассника
№ 6, 1988г. стр. 61 – Как правильно организовать наблюдение за животными.
№ 2, 1987г. стр. 74 – Оформление исследовательских работ по биологии.
№ 4, 1991г. стр. 59 – Как приобщить школьников к исследовательской деятельности.
№ 2, 1995г. стр. 33 – Как написать и оформить реферативную работу.
№ 3, 1995г. стр. 28 – Лабораторная деятельность учащихся.
Тема курса: «Решение генетических задач»
Для учащихся 9 – 10 – 11 классов
Время проведения: II четверть – ноябрь-декабрь
Цель: продолжить развитие логического мышления учащихся. Углубить знание о структуре и роли нуклеиновых кислот в процессах жизнедеятельности, в передаче наследственной информации от поколения к поколению, о закономерностях наследственности и изменчивости.
Задачи:
1. Помочь овладеть знаниями генетической символики, понятий и законов.
2. Выработать навыки решения и составления генетических задач.
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии.
Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.
Использование таких задач развивает у учащихся логическое мыщление, позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме, дает возможность подготовиться к участию в биологических олимпиадах (школьных, районных, областных). В настоящее время генетические задачи широко используются для определения уровня подготовки по биологии у учащихся (на итоговых экзаменах) и абитуриентов (на вступительных экзаменах в ВУЗы).
В силу недостатка времени на уроках, учащиеся плохо усваивают методику решения генетических задач. Количество необходимой литературы, где были бы изложены методические приемы решения задач разных уровней сложности явно недостаточно. Самостоятельно учащимся трудно усвоить методические приемы решения задач, или же они затрачивают на это много времени, что вызывает перегрузку учащихся.
Все вышеизложенное привело к необходимости разработки программы данного элективного курса, расчитанного на 12 часов, из них 4 – теоретических и 8 – практических занятий.
Результатами данного курса может быть: овладение навыками решения и самостоятельного составления генетических задач, что позволит учащимся с большей уверенностью осуществлять свой профессиональный выбор на биологические факультеты.
С о д е р ж а н и е.
I. Теоретическая часть.
Занятие 1. Цели и задачи данного курса. Генетика как наука, ее цели и задачи. Основные генетические понятия и символика.
Занятие 2. Основные законы наследования признаков при размножении организмов.
Занятие 3. Общие принципы и методические приемы решения и оформления генетических задач.
Занятие 4. Типы генетических задач:
а) расчетные;
б) на определение генотипа;
в) на определение характера наследования признака. Примеры данных задач. Анализ характерных ошибок.
II. Практическая часть.
Занятие 5. Решение задач на моногибридное скрещивание.
Занятие 6. Решение задач на взаимодействие аллельных генов и множественный аллелизм.
Занятие 7. Решение задач на дигибридное скрещивание.
Занятие 8. Решение задач на анализирующее скрещивание.
Занятие 9. Решение задач на полигибридное скрещивание.
Занятие 10. Решение задач на сцепленное наследование генов.
Занятие 11. Решение задач на наследование генов, локализованных в половых хромосомах.
Занятие 12. Методика и самостоятельное составление генетических задач.
Результат курса – самостоятельно составить и решить генетические задачи по темам практических занятий. (Для составления задач использовать таблицы примеров моногенного наследования аутономных признаков некоторых организмов).
Наиболее интересные задачи можно использовать для составления дидактического материала по разделу «Генетика».
Л и т е р а т у р а.
1. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов, 1998г.
2. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М. Пр. 1981г.
3. Журнал «Биология в школе»
№ 6, 1981г. стр. 35 – К обучению школьников решению задач по генетике.
№ 6, 1984г. стр. 47 – Как мы учим школьников решать задачи по генетике.
№ 6, 1984г. стр. 49 – Методика использования и решения задач по генетике.
№ 1, 1990г. стр. 31 – О некоторых правилах, помогающих в решении генетических задач.
№ 6, 1990г. стр. 37 – О составлении и использовании генетических задач.
Тема курса: «Здоровье человека и окружающая среда»
Для учащихся 8 классов
Время проведения: III четверть – февраль-март
Курс составлен на 6 часов
(2 теоретических, 4 практических занятия)
Цель: сформировать понимание организма как единого целого, доказать зависимость здоровья человека от влияния факторов окружающей среды.
Задача:
1. Воспитание убежденности в необходимости и возможности сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих людей.
2. Развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами гигиенического воспитания и исследовательской деятельности по изучению состояния здоровья учащихся.
3. Обеспечение гигиенического воспитания школьников, необходимого для сохранения здоровья.
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Есть проблемы школьной жизни, которые никто не объяснит лучше и убедительнее, чем учитель биологии. Именно он, в силу специфики своего образования, может не только правильно оценить ситуацию, но и организовать помощь родителям и учителям младших классов. К таким проблемам относятся:
1. Сохранение здоровья у учащихся начального звена.
2. Выявление и устранение причин, приводящих к отклонениям и нарушениям здоровья.
Для решения этих проблем в школе может быть разработана целая система мероприятий, носящих здоровьесберегающий характер.
Данный элективный курс является одним из этих мероприятий.
Кроме того, курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся среднего звена по вопросам анатомии, физиологии и гигиены человека, на закрепление интереса к биологии.
Структура курса позволяет повысить активность школьников, раскрыть творческие способности и умения в общении с младшими учениками, дает возможность почувствовать себя в роли учителя. Это позволит учащимся в будущем осуществить сознательный выбор пути дальнейшего продолжения образования.
Результат курса – Разработанное (самостоятельно или с помощью учителя) и проведенное занятие с учащимися начальной школы по гигиеническому воспитанию и привитию навыков здорового образа жизни.
С о д е р ж а н и е.
I. Теоретическая часть.
Занятие 1. Цели и задачи данного курса. Организм как единое целое. Факторы, влияющие на изменения гомеостатического состояния организма.
Занятие 2. Состояние здоровья учащихся нашей школы. Статистические данные за последние 5 лет. Факторы, влияющие на нарушение здоровья.
Основные направления, по которым работает наша школа в реализации здоровьесберегающих технологий.
II. Практическая часть.
Занятие 3. Организация СанПоста. Выявление состояния здоровья учащихся начальной школы. (Самооценка учащихся по результатам анкетирования). Определение тематики занятий для классов начальной школы (по результатам медицинских показателей и анализа анкет учащихся и их родителей).
Занятие 4. Разработка тематики занятий для учащихся начальных классов. Каждое занятие строится из 2-х частей:
1. Теоретическая часть (10-15 минут).
2. Игры, упражнения, тренинги и т.д. (10-15 минут).
Примеры тем:
1. Что такое здоровье?
2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
3. Мой режим дня.
4. Надо, надо умываться.
5. Мое настроение.
6. Подвижные игры и здоровье ребенка.
7. Воздух, которым мы дышим.
8. Грипп – это опасно.
9. Чтобы зубы были здоровыми.
10. Вредные привычки.
11. Что мы знаем о витаминах?
12. Осанка – это важно.
И другие.
Занятие 5. Проведение занятий с учащимися начальной школы.
Занятие 6. Анализ результативности занятий (успехи, неудачи, выводы).
Для учащихся, заинтересовавшихся данной работой, можно составить продолжение элективного курса: «Мы – против наркотиков».Л и т е р а т у р а.
1. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. М., Первое сентября, 2000г.
2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000г.
3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. Вербум – М. М., 2001г.
4. Крокер М. Анатомия человека. М., РОСМЭН, 1999г.
5. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. М., 2000г.
6. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. М., Пр. 1975г.
7. Журнал «Биология в школе»
№ 1, 1988г. стр. 3 – Учить здоровью.
стр. 25 – Школьникам о СПИДе.
стр. 40 – Из опыта антиалькогольного воспитания.
стр. 72 – Искусство быть здоровым.
№ 2, 1988г. стр. 50 – Методические рекомендации к антиалкогольному воспитанию школьников.
стр. 56 – Наркомания: педагогическая профилактика.
№ 5, 1988г. стр. 65 – Профилактика токсикомании при изучении раздела «Растения».
№ 3, 1989г. стр. 32 – Три урока о здоровом образе жизни.
стр. 13 – Здоровье и укрепляющие его факторы.
№ 5, 1989г. стр. 61 – О вечере «Азбука витаминов»
№ 6, 1989г. стр. 14 – Профилактика венерических заболеваний и СПИДа как полезней поведения.
№ 5, 1990г. стр. 10 – Здоровый образ жизни. Предупреждение стоматологических заболеваний.
№ 1-2, 1992г. стр. 15– Государственная программа «Здоровье населения России».
стр. 34 – Компьютеризация и здоровье школьника.
стр. 39 – Еще раз об осанке.
стр. 65 – Комнатные растения и чистота воздуха в помещении.