Элективный курс
Химия и здоровый образ жизни
Автор курса: Курысева Н.Г.,
учитель химии СОШ №36 г.Владимир
Пояснительная записка.
Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют многих.
Элективный курс «Химия и здоровый образ жизни» поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Курс предназначен для учащихся 9 класса.
Рассчитан на 15 часов.
Почти каждая тема курса содержит практические работы, которые в зависимости от сложности и оснащенности кабинета химии могут быть выполнены демонстрационно учителем, каждым учащимся на занятии или в качестве домашнего эксперимента.
При проведении занятий целесообразно широко использовать сообщения учащихся. Многие вопросы курса могут послужить темами рефератов, которые будут заслушаны на заключительном занятии.
Курс является модульным и может быть использован в качестве ориентационного.
Учебный план.
№ |
Тема |
Количество часов |
|
|
|
всего |
в т.ч. практ. |
1. |
Введение |
1 |
- |
2. |
Природная среда и здоровье |
4 |
3 |
3. |
Питание и здоровье |
3 |
1 |
4. |
Химия в доме и здоровье |
3 |
2 |
5. |
Медицина и химия |
3 |
1 |
6. |
Образ жизни и вредные привычки |
1 |
- |
Программа.
Тема 1. Введение.
Валеология – наука о сохранении здоровья. Связь валеологии с другими науками, в том числе с химией.
Тема 2. Природная среда и здоровье человека.
Атмосферные изменения и их влияние на состояние здоровья:
- роль оксидов серы и азота в образовании кислотных дождей, их действие на организм человека.
- изменение содержания диоксида углерода в атмосфере, его влияние на здоровье.
- изменение содержания кислорода в атмосфере, его влияние на здоровье.
Значение воды для человека и его здоровья. Качество питьевой воды и его связь с состоянием здоровья. Возможности бытовой очистки воды.
Минеральные воды, их состав и действие на организм. Бальнеотерапия. Местные источники лечебной воды.
Химическое загрязнение почв радионуклидами, тяжелыми металлами. Заболевания, возникающие в результате попадания загрязняющих веществ в организм. Радиопротекторные продукты питания.
Практические работы:
1. Определение кислотности атмосферных осадков.
2. Определение качества питьевой воды
3. Установление состава различных образцов минеральных вод.
4. Обнаружение ионов тяжелых металлов в почвенной вытяжке.
Тема 3. Питание и здоровье.
Понятие о правильном и полноценном питании. Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании.
Самооценка суточного рациона и коррекция питания в соответствии с потребностями организма.
Витамины, их значение для организма человека. Авитаминоз и его последствия. Витаминотерапия.
Биологические пищевые добавки, их влияние на состояние здоровья.
Токсические вещества в продуктах питания.
Практические работы:
1. Расчет суточного рациона питания для подростка.
2. Обнаружение нитратов в продуктах питания.
3. Анализ биологических пищевых добавок, в том числе Е-содержащих, в продуктах питания.
Тема 4.Химия в доме и здоровье человека.
Вещества, используемые в быту. Состав средств бытовой химии. Наличие кислот, щелочей, хлорсодержащих веществ в них, влияние на организм человека.
История использования косметических средств человеком. Мыла и шампуни, кремы и лосьоны, их состав и применение.
Практические работы:
1. Установление состава средств бытовой химии.
2. Определение солей в шампуне и жидком мыле
3. Обнаружение спирта в лосьоне и туалетной воде.
Тема 5. Медицина и химия.
Химические элементы и их влияние на организм человека. Макроэлементы и микроэлементы, их биологическая роль.
Лечение металлами – металлотерапия и ее история. Использование меди и серебра в медицине.
Соль и ее воздействие на организм человека. Солелечение.
Ароматерапия. История развития ароматерапии. Особенности ароматерапии, меры предосторожности. Восприятие запаха. Ароматерапия против токсикомании.
Лекарства, их употребление и действие. Побочные эффекты при их приеме.
Практические работы:
Получение эфирных масел из растительного сырья.
Тема 6. Образ жизни и вредные привычки.
Здоровый образ жизни – важнейшее условие сохранения здоровья, высокой работоспособности и долголетия.
Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания и наркомания) и их влияние на здоровье.
Литература.
1. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. _ М.: Центрхимпресс, 2001.
2. Величковский Б.Т. Суравегина И.Т. Цыпленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся 9 классов.- М.:1992.
3. Колбанов В.В. Зайцев Г.К. Валеология в школе. – Спб.:1992.
4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа,1992.
5. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.
6. Матвеев В.Ф. Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. – М.:1987.
7. Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. М.: Просвещение, 1986.
8. Рукк Н.С., Аликберова Л.Ю. Полезная химия. Задачи на каждый день // Химия: приложение к газете «1 сентября». – 2001. - №16-17.
9. Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.
10. Суханов Н.Ю., Чернобельская Г.М. Практикум с валеологической направленностью. //Химия в школе. – 2002. - №2.- с. 71-72.