Элективный курс

Химия и здоровый образ жизни

 

Автор курса: Курысева Н.Г.,

 учитель химии СОШ №36 г.Владимир

 

 

Пояснительная записка.

 

Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют многих.

Элективный курс «Химия и здоровый образ жизни» поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.

Курс предназначен для учащихся 9 класса.

Рассчитан на 15 часов.

Почти каждая тема курса содержит практические работы, которые в зависимости от сложности и оснащенности кабинета химии могут быть выполнены демонстрационно учителем, каждым учащимся на занятии или в качестве домашнего эксперимента.

При проведении занятий целесообразно широко использовать сообщения учащихся. Многие вопросы курса могут послужить темами рефератов, которые будут заслушаны на заключительном занятии.

Курс является модульным и может быть использован в качестве ориентационного.

 

Учебный план.

 

Тема

Количество часов

 

 

всего

в т.ч. практ.

1.

Введение

1

-

2.

Природная среда и здоровье

4

3

3.

Питание и здоровье

3

1

4.

Химия в доме и здоровье

3

2

5.

Медицина и химия

3

1

6.

Образ жизни и вредные привычки

1

-

 

Программа.

 

Тема 1. Введение.

 

Валеология – наука о сохранении здоровья. Связь валеологии с другими науками, в том числе с химией.

 

Тема 2. Природная среда и здоровье человека.

 

Атмосферные изменения и их влияние на состояние здоровья:

- роль оксидов серы и азота в образовании кислотных дождей, их действие на организм человека.

- изменение содержания диоксида углерода в атмосфере, его влияние на здоровье.

- изменение содержания кислорода в атмосфере, его влияние на здоровье.

Значение воды для человека и его здоровья. Качество питьевой воды и его связь с состоянием здоровья. Возможности бытовой очистки воды.

Минеральные воды, их состав и действие на организм. Бальнеотерапия. Местные источники лечебной воды.

Химическое загрязнение почв радионуклидами, тяжелыми металлами. Заболевания, возникающие в результате попадания загрязняющих веществ в организм. Радиопротекторные продукты питания.

 

Практические работы:

1. Определение кислотности атмосферных осадков.

2. Определение качества питьевой воды

3. Установление состава различных образцов минеральных вод.

4. Обнаружение ионов тяжелых металлов в почвенной вытяжке.

 

Тема 3. Питание и здоровье.

 

Понятие о правильном и полноценном питании. Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании.

Самооценка суточного рациона и коррекция питания в соответствии с потребностями организма.

Витамины, их значение для организма человека. Авитаминоз и его последствия. Витаминотерапия.

Биологические пищевые добавки, их влияние на состояние здоровья.

Токсические вещества в продуктах питания.

 

Практические работы:

1.      Расчет суточного рациона питания для подростка.

2.       Обнаружение нитратов в продуктах питания.

3.      Анализ биологических пищевых добавок, в том числе Е-содержащих, в продуктах питания.

 

Тема 4.Химия в доме и здоровье человека.

 

Вещества, используемые в быту. Состав средств бытовой химии. Наличие кислот, щелочей, хлорсодержащих веществ в них, влияние на организм человека.

История использования косметических средств человеком. Мыла и шампуни, кремы и лосьоны, их состав и применение.

Практические работы:

1.      Установление состава средств бытовой химии.

2.      Определение солей в шампуне и жидком мыле

3.      Обнаружение спирта в лосьоне и туалетной воде.

 

Тема 5. Медицина и химия.

 

Химические элементы и их влияние на организм  человека. Макроэлементы и микроэлементы, их биологическая роль.

Лечение металлами – металлотерапия и ее история. Использование меди и серебра в медицине.

Соль и ее воздействие на организм человека. Солелечение.

Ароматерапия. История развития ароматерапии. Особенности ароматерапии, меры предосторожности. Восприятие запаха. Ароматерапия против токсикомании.

Лекарства, их употребление и действие. Побочные эффекты при их приеме.

 Практические работы:

Получение эфирных масел из растительного сырья.

 

Тема 6. Образ жизни и вредные привычки.

 

Здоровый образ жизни – важнейшее условие сохранения здоровья, высокой работоспособности и долголетия.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания и наркомания) и их влияние на здоровье.

 

Литература.

 

1.      Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. _ М.: Центрхимпресс, 2001.

2.      Величковский Б.Т. Суравегина И.Т. Цыпленкова Т.Т. Здоровье  и окружающая среда. Учебное пособие для  учащихся 9 классов.- М.:1992.

3.      Колбанов В.В. Зайцев Г.К. Валеология в школе. – Спб.:1992.

4.      Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа,1992.

5.      Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

6.      Матвеев В.Ф. Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. – М.:1987.

7.      Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. М.: Просвещение, 1986.

8.      Рукк Н.С., Аликберова Л.Ю. Полезная химия. Задачи на каждый день // Химия: приложение к газете «1 сентября». – 2001. - №16-17.

9.      Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.

10. Суханов Н.Ю., Чернобельская Г.М. Практикум с валеологической направленностью. //Химия в  школе. – 2002. - №2.- с. 71-72.

к списку авторов