Элективный курс

Химия элементов

9 класс

 

Курысева Надежда Геннадьевна,

 учитель химии СОШ №36 г.Владимир

 

Пояснительная записка.

 

Данный элективный курс предназначается для учащихся 9 классов естественно-научного направления, а также для желающих углубить свои знания по химии.

Основными задачами курса являются:

·        формирование у учащихся устойчивого интереса к химии,

·        расширение и углубление теоретических знаний  по неорганической химии,

·        совершенствование техники химического эксперимента,

·        способствование более осознанному выбору естественно-научного профиля для дальнейшего обучения,

·        обеспечение успешного прохождения итоговой аттестации по химии и конкурса для поступления в профильный класс естественно-научного направления.

В курсе рассматриваются сведения о элементах и их соединениях в зависимости от положения в периодической системе и строении атома. Учащиеся узнают о распространенности элементов в природе, их использовании.

В целях усиления практической подготовки школьников теоретические занятия сопровождаются лабораторными опытами. Предусмотрено проведение специальных лабораторно-практических занятий.

Программа курса в целом согласуется во времени с основным курсом химии 9 класса, проводимого по учебно-методическому комплексу О.С. Габриеляна.

После краткого введения, где повторяются основные закономерности изменения свойств элементов в периодической системе, знакомства с распространенностью химических элементов , начинается изучение свойств химических элементов и их соединений.

В программу включены темы «Водород» и «Инертные элементы», с которыми в основном курсе предусмотрено лишь краткое знакомство.

При изучении элементов  (металлы главных подгрупп, железо, сера, азот, углерод, фосфор) и их соединений рассматриваются , в основном, вопросы, не включенные в программу основного курса. Кроме того, предусматривается краткое знакомство с другими элементами периодической системы. Тем самым глубже просматривается зависимость свойств элементов и их соединений от строения.

При проведении занятий рекомендуется использовать следующие формы:

·        лекции с демонстрацией опытов, наглядных пособий и др.,

·        беседы  с учащимися, включающие лабораторные опыты,

·        семинарские занятия,

·        заслушивание докладов учащихся,

·        защита рефератов и другие.

Завершается изучение курса выполнением тестовой работы, которая одновременно является конкурсной для поступления в профильный класс естественно-научного направления. (см. приложение)

 

«Химия элементов»

(34 часа)

 

Введение. (2 час)

 

Периодичность свойств химических элементов и их соединений. Классификации элементов. Распространенность элементов в природе Земли и Космосе.

 

Тема 1.Общая характеристика металлов.(3 часа)

 

Из истории открытия и использования металлов. Металлы в современной науке и технике.

Электрохимические процессы. Понятие об электродных потенциалах. Гальванические элементы.

Способы промышленного получения металлов: пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия.

Электролиз расплавов и растворов. Значение электролиза.

Электрохимическое получение алюминия.

Практическая работа: Восстановление меди из оксида водородом и углеродом.

 

Тема 2. Металлы главных подгрупп.(2 часа)

 

Сравнительная характеристика металлов 1,11.111 группы главной подгруппы. Строение атомов этих элементов, физические и химические свойства, соединения элементов, их применение.

Краткая характеристика элементов: рубидия, цезия, франция, стронция, бария, радия.

Демонстрации: Взаимодействие магния с кислородом, водой, кислотами.

 

Тема 3. Металлы побочных подгрупп.(2 часа)

 

Хром, марганец, медь, серебро, золото – элементы побочных подгрупп. Строение их атомов. Краткие сведения о свойствах и применении простых веществ и их соединений.

 

Тема 4. Инертные элементы.(1 час)

 

Положение инертных элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атомов элементов – причина инертности.

История открытия инертных газов. Применение инертных газов.

Соединения инертных элементов.

Демонстрации: Видеофильм «Открытие гелия».

 

Тема 5. Водород.(1 час)

 

Особое положение ( в 1 и V11 группах ) химического элемента водорода в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атома. Изотопы водорода.

Водород – простое вещество. История его открытия. Физические и химические свойства. Способы получения в лаборатории и промышленности. Применение водорода.

Демонстрации:  Взаимодействие натрия с водой.  Взвыв «гремучей смеси».

Лабораторные опыты: Взаимодействие цинка с соляной кислотой. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды, проверка  водорода на чистоту.

 

Тема 6. Галогены.(3 часа)

 

Фтор: история открытия, получение, физические и химические свойства. Фтороводород и плавиковая кислота. Применение фтора и его соединений.

Хлор: История открытия, получение, физические и химические свойства. Физиологическое действие хлора. Хлороводород и соляная кислота, их получение и свойства. Кислородсодержащие соединения хлора. Применение хлора и его соединений.

Бром, иод, астат: история открытия, получение, физические и химические свойства. Физиологическое действие брома и иода. Радиоактивность астата. Применение брома и йода и их соединений.

Демонстрации: ( Все опыты с хлором проводятся в вытяжном шкафу). Получение хлора. Взаимодействие хлора с медью. Взаимодействие хлора с водородом. Получение соляной кислоты реакцией обмена. Взаимодействие бромной воды с органическими веществами. Растворение иода в воде, растворе иодида калия, этиловом спирте. Взаимодействие йода с алюминием (цинком) в присутствии воды в качестве катализатора. Вытеснение галогенов друг другом из растворов их соединений.

Лабораторные опыты: Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов. Качественная реакция на иод.

Практическая работа: Химические свойства соляной кислоты (действие на индикаторы, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, некоторыми солями, качественная реакция на соляную кислоту).

 

Тема 7. Подгруппа кислорода (халькогены).(5 часов)

 

Нахождение элементов подгруппы кислорода в природе. История открытия этих элементов.

Пероксид водорода, его физические и химические свойства.

Соединения серы: сероводород и сероводородная кислота, сернистая кислота, сульфиды и сульфиты. Качественные реакции на ионы, содержащие серу. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Селен, теллур, полоний: строение атомов элементов, физические и химические свойства. Радиоактивность полония. Соединения этих элементов.

Применение элементов подгруппы кислорода и их соединений.

 Получение серной кислоты из пирита и отходов металлургической промышленности.

Демонстрации: (все опыты с концентрированной серной кислотой проводятся в вытяжном шкафу). Взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком и обнаружение сероводорода. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с неметаллами (серой, углем).

Лабораторные опыты: Обнаружение пероксида водорода действием раствора иодида калия в присутствии крахмального клейстера. Ферментативное разложение пероксида водорода (ферментами сырого картофеля или мяса).Отбеливание тканей пероксидом водорода. Качественная реакция на сульфит-ион.

Практическая работа: Разложение пероксида водорода  при нагревании и действии катализатора (оксида марганца (1V)).

 

Тема 8. Подгруппа азота.(6 часов)

 

Нахождение элементов подгруппы азота  в природе. История открытия этих элементов.

Водородные соединения азота: гидразин, диимин, азотистоводородная кислота. Оксиды азота: получение, физические и химические свойства. Азотистая кислота, ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами и неметаллами). Применение азота и его соединений.

Водородные соединения фосфора, оксиды фосфора, фосфоросодержащие кислоты.

Азот и фосфор – элементы питания растений. Миненральные удобрения. Расчеты содержания элементов питания в минеральных удобрениях.

Мышьяк, сурьма, висмут: строение атомов, физические и химические свойства. Соединения этих элементов. Применение.

Демонстрации: Получение оксида азота (1) и его обнаружение. Получение оксида азота (11) и его окисление.( в вытяжном шкафу ). Действие концентрированной азотной кислоты на металлы (олово) и неметаллы (серу). Разрушение органических веществ азотной кислотой.

Практические работы: Получение минеральных удобрений (фосфата аммония). Распознавание минеральных удобрений.

 

Тема 9. Подгруппа углерода.(4 часа)

 

Нахождение элементов подгруппы углерода в природе. История открытия элементов.

Аллотропные видоизменения углерода: карбин, поликумулен, фуллерены. Искусственные алмазы, их получение и применение.

Аллотропия кремния. Применение кремния как полупроводника. Соединения кремния с водоводом _ кремневодороды. Свойства силана. Применение соединений кремния.

Германий, олово, свинец: строение атомов, физические и химические свойства. Соединения этих элементов. Применение.

Демонстрации: Взаимодействие олова с кислотами и щелочам ( в вытяжном шкафу).

Лабораторные опыты: Выщелачивание стекла.

Экскурсии: Посещение предприятия силикатной промышленности.

 

Тема 10. Химия и экология.(2 часа)

 

Химические загрязнители природной среды, нормирование качества среды (ПДК).

Глобальные экологические проблемы и роль химии в их решении.

Примерные темы для докладов учащихся:

Кислотные дожди: причины и последствия.

Озоновая проблема и пути ее решения.

Металлы – опасные загрязнители природной среды.

 

Тема 11. Химия и здоровье человека.(2 часа)

 

Химические элементы в организме человека. Макро- и микроэлементы.

Роль микроэлементов в жизнедеятельности человека. Витамины, их значение. Авитаминоз и гипервитаминоз. Гормоны.

 

Литература.

 

1.      Агафошин Н.П. Периодический закон и пениодическая система элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение,1982.

2.      Николаев А.Л. Первые в рядах элементов: Элементы 1 группы периодической системы хим. Элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983.

3.      Пурмаль А.П. , Цирельников В.И. Рожденные электричеством: Элементы 11 группы периодической системы Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. _ М.: Просвещение, 1983.

4.      Комкова Е.Г. Группа химических астероидов: Элементы 111 группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1984.

5.      Шалинец А.В. Провозвестники атомного века: Элементы111 группы периодической системы хим. Элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1975.

6.      Вишневский Л.Д. Под знаком углерода: Элементы 1V группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. _ М.: Просвещение, 1983.

7.      Фадеев Г.Н. Пятая вертикаль: Элементы V группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. – М.: Просвещение,1985.

8.      Немчанинова Г.Л. Путешествие по шестой группе: Элементы V1 группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение,1976.

9.      Барков С.А. Галогены и подгруппа марганца: Элементы V11 группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение,1976.

10. Руттен М.Я. Три триады и шесть невидимок: Элементы V111 группы периодической системы Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение,1976.

11. Книга для чтения по неорганической химии ( в двух частях ). Составитель Крицман В.А. – М.: Просвещение,1992.

12. Практикум по неорганической химии. Учебное пособие для студентов пед. институтов. ( Бабич Л.В., Балезин С.А. и др. ) – М.: Просвещение,1991.

к списку авторов