Программа авторского элективного курса

по органической химии

 

ВЕЩЕСТВА В МОЁМ ДОМЕ

 

Автор программы :Ломтева Н.А.,

учитель химии, биологии, ОБЖ

п. Балакирево округ Александров

средняя школа №36

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях.

Решение этой проблемы зависит от содержания и технологии обучения.

Выполняя социальный заказ общества, мы должны создавать в процессе обучения условия для реализации собственной учебной деятельности обучающихся.

Такие условия можно создавать с помощью содержания и технологии обучения. Содержание обучения должно позволять учителю создавать ситуации для реализации внутренне мотивированной собственной деятельности учащихся.

Химия – наука экспериментальная, поэтому химический эксперимент должен органично вплетаться в ткань элективного курса органической химии. Хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.

Программа имеет политехническую и практическую направленность.

25% учебного времени занимают демонстрации и ученический эксперимент.

Большое внимание уделяется практическим работам, которые позволяют привить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность. Часть работ носит исследовательский характер: качественный анализ веществ, синтез веществ, исследование свойств определённых веществ.

Для поддержания интереса к занятиям спецкурса и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран эксперимент, который сочетается с домашними практическими работами.

Экспериментальное исследование свойств вещества сочетается с рассказами учителя о веществах и самостоятельным написанием рефератов учащимися.

Курс рассчитан на 33 часа и предназначен для учащихся 10 – 11 классов средней общеобразовательной школы.

Курс построен по принципу “позитивного эгоцентризма” т.е. от ученика “Я и вещества вокруг меня”.

Отбор веществ для ознакомления осуществлён с учетом:

-      окружающего учащихся мира, в котором они живут и развиваются при этом раскрываются важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.

-  возможности экспериментального исследования свойств веществ, используемых в быту, основным методом познания и обучения выбран химический эксперимент.

 

Для изучения выбраны органические вещества, используемые в пищевой, легкой промышленности. Даётся понятие о химизме процессов изменения жиров, углеводов, белков, происходящих при тепловой обработке пищевых продуктов, о красителях и крашении. Отмечена роль органических соединений в обогащении пищевой ценности вкуса, аромата продуктов питания. Уделено внимание синтезам, основанным на замене пищевого сырья не пищевым. Изучаются органические соединения, входящие в состав косметических препаратов, духов, лосьонов.

 

Цели программы

1. Знакомство с миром веществ, воспитание эмоционально – положительного взгляда на окружающую среду.

2.       Активное овладение материалом, пробуждение интереса к химии с помощью познавательных опытов.

3.   Знакомство с наукой химией в пищевой, текстильной, косметической отраслях легкой промышленности.

4.  Дополнить основные систематизированные знания по химии.

5. Практическое закрепление и творческое развитие теоретических знаний.

6. При изучении свойств веществ раскрыть идеи их многообразия, зависимости применения веществ и правил работы с веществами от их свойств.

7. Выработка химических экспериментальных навыков работы с веществами в химической лаборатории, их синтеза из растительных материалов.

8.   Подготовить школьника к практической работе в лаборатории или на предприятии.

9. Выработка навыков оказания первой помощи при попадании органических веществ на кожу, в глаза.

10. Для интеллектуального, творческого развития школьников программа предполагает экскурсии на предприятия общественного питания, пищевые производства.

 

Ожидаемые результаты обучения

1. Умение работать самостоятельно с химическими веществами и химическим оборудованием.

2. Умение делать химический анализ пищевых продуктов, веществ, используемых в быту.

3.        Умение выделять вещества из растений, синтезировать вещества.

4.        Умение сравнивать свойства веществ.

5. Самостоятельное составление рефератов, отчетов по исследовательским работам.

 

Тематическое содержание программы

 

1 раздел – 17 часов

Органические соединения растительного происхождения.

Органические добавки к пищевым продуктам.

 

Часть 1

Терпены. Эфирные масла. Каротиноиды. – 8 часов

 

Органические соединения растительного происхождения. Многие из них входят в состав пищевых продуктов, некоторые применяются в легкой и других отраслях промышленности.

1.      Терпены. –1час

Лимонен, ментол, скипидар, канифоль, камфара – циклические терпены.

2.      Эфирные масла. – 1час

Анисовое масло, кориандровое масло, гвоздичное масло.

3.      Каротиноиды. –1час

Каротин (провитамин А)

4.      Практическая работа – 5часов

Лабораторные опыты:

А. Получение эфирных масел из растений – 1час:

-          масло перечной мяты

-          анисовое масло

-          гвоздичное масло

-          лавандовое масло

-          еловое масло

Б. Изготовление духов

В. Изготовление лосьона для бритья

Г. Изготовление огуречного рассола для лица

Д. Изготовление пенообразующего препарата для ванн

Е. Секреты мыловарения

 

Часть 2

Органические вещества, применяемые для повышения пищевой ценности и сохранности продуктов питания. – 11 часов

 

1.      Пищевые кислоты – 1час

Глутамат натрия. Лизин. Метионин. Папаин. Инозиновая кислота.

2.Желирующие вещества – 1час

Восковидный крахмал. Лецитин яиц. Пектиновые вещества. Альгиновые кислоты. Агар – агар. Желатин.

3.      Органические заменители сахара. – 1час

Сахарин. Пищевой сорбит.

4.      Органические душистые вещества – 1час

Ванилин. Коричный альдегид. Мальтол. Ментол.

5.      Красители используемые в пищевой промышленности – 1час

Синтетические красители. Тартразин желтый. Индигокармин синий. Природные красители. Кармин. Сафлор. Натуральное индиго.

6.      Органические консерванты и окислители для пищевых продуктов – 1час

А. Консерванты:

Бензойная кислота. Сорбиновая кислота. Уротропин.

В. Антиоксиданты

7.      Практическая работа – 5часов

Продукты питания как химические соединения

А. Опыты с сахаром:

-          горение сахара – 1час

-          из чего состоит сахар

-          сварим искусственный мёд – 1час

-          осахаривание картофеля –1час

-          получение молочного сахара

Б. Жиры – топливо организма:

-          обнаружение жиров – 1час

В. Белок не только в яйце:

-          приготовим суповой концентрат – 1час

2 раздел – 10 часов

Красители и крашение.

Синтетические высокомолекулярные соединения (полимеры)

 

Часть 1

Красители и крашение. –3 часа

 

Классификация красителей. Виды крашения. – 1час

 

Практическая часть. – 2часа:

-       синтез анилинового жёлтого красителя

-       синтез эозина

-       получение картин на тканях

 

Часть 2

Отдельные представители высокомолекулярных соединений – 9 часов

 

1.      Органические волокна:

-       Натуральные волокна: целлюлозные волокна, белковые волокна, шелковое  волокно – 1час

-       Химические волокна: искусственные волокна, вискозное волокно, медно – аммиачное волокно, ацетатное волокно –1час

-       Синтетические волокна

2.      Клён:

-       природный клён, синтетический клён – 1час

3.      Лаки:

-       классификация. Смоляные лаки. Эфироцеллюлозные лаки.

Масляные лаки –1час

4.      Полимерные материалы в пищевой промышленности – 1час

5.      Практическая часть – 4 часа:

Химия одевает нас красивее и лучше:

-       исследуем волокна – 1 час

-       обнаружение лигнина – 1 час

-       Изготовление шелка Шардонне –1 час

-       Прядение дедерона (капрона) из расплава – 1 час

 

Экскурсии – 2 часа

1.   Молочный комбинат. Лаборатория.

2.   Комбинат искусственных кож. Лаборатория.

 

Список литературы

Для учителя:

1.    В.Л. Гурецкая “Органическая химия для техникумов” В.Ш. 1983 г.

2.    Э. Гроссе “Химия для любознательных” Химия 1979 г. Х. Вайсмантоль

3.        З. Шпауецус “Путешествие в мир органической химии” Мир 1967 г.

4.      Б.Н. Степаненко “Курс органической химии”  В.Ш. 1966 г.

5.      И.М. Скурихин “Всё о пище с точки зрения химика” В.Ш. 1999 г. Л.П. Нагаев

6.      Г.А. Зданчук “Химический кружок. Пособие для учителей” Просв. 1964 г.

7.      Л.А. Цветков “Эксперимент по органической химии. Методика и техника. «Просвещение. 1973 г.

8.      Н.И. Ковалёв “Тайны кулинарии” Агропромиздат 1991 г.

9.      В.С. Полосин “Школьный эксперимент” Просвещение 1970 г.

10.   А.М. Юдин “Химия в быту” Химия 1974 г.В.Н. Сучков

11.   Ф.Я. Берлин “Техника лабораторной работы в органической химии Химия” 1973 г.

 

Литература для учащихся:

1.        Д.Н. Финкельштейн “Соревнование химии с природой” Учпедизд. 1959 г.

2.        Г.И. Штремплер “Химия на досуге” Фрунзе гл. ред. КСЭ 1990 г.

3.                 В.М. Потапов “Строение и свойства органических веществ учебное пособие по факультативному курсу для 10 классов” 1977 г.

4.        П. Буцкус “Книга для чтения по органической химии” Просв. 1975 г.

5.        “Сборник упражнений по органической химии под редакцией В.И. Векслера и З.Я. Хавина” В.Ш. 1971 г.

 

к списку авторов