Элективный курс

«Химия и здоровье человека»

 

Автор: Панкратова М.М.,

учитель химии

МОУ СОШ № 3 г.Вязники

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Программа данного элективного курса рассчитана на 34ч. и предназначена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы. Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию,  ориентирован  на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.

            Цели и задачи.

            Углубить базовые  знания учащихся по химии, повысить творческую активность и расширить кругозор учащихся, научно обосновать важность ведения здорового образа жизни через:

-         подробную характеристику веществ используемых человеком (их классификация, происхождение, номенклатура, получение, применение, свойства);

-         моделирование последствий токсического действия веществ на организм человека;

- придание прикладной направленности практических работ исследовательского характера для  выработке у учащихся грамотного поведения при контакте со средствами бытовой химии, использовании лекарств и косметических средств;

-         реализацию антинаркотического воспитания учащихся;

- формирование ярких зрительных образов биохимических процессов в ходе лабораторного эксперимента;

- общение со специалистами СЭС и ГИБДД при проведении специфических экологических тест-анализов.

Содержание и формы проведения элективного курса должны способствовать более глубокому и всестороннему восприятию учебного материала основного курса химии.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из следующих разделов:

I.               Введение

II.             Химия и пища

III.      Бытовая химия

IV.     Лекарства в домашней аптечке

V.     Влияние вредных привычек на организм человека

VI.     Химия и окружающая среда

ПРОГРАММА

I.                     Введение (1ч.)

Цели и назначение элективного курса.

Основные требования к учащимся (Т.Б.)

Источники информации: справочники, научно-популярная литература, СМИ.

Базовые понятия: профильность, исследовательский химический эксперимент.

II.          Химия и пища (10ч.)

«Продуктовая этикетка», нитраты в пище человека. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».

Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.

Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять  безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;  рассчитать суточный рацион питания.

III.         Бытовая химия (6ч).

Мыло и СМС. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос. Современные лаки.

Базовые понятия: детергены, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.

Базовые умения:  определение качественного состава СМС (пр\р), расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».

IV.        Лекарства в домашней аптечке. (4ч)

Антибиотики. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов.

Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.

Базовые умения: экспериментально определять качественный состав препаратов «Ферроплекс», аспирин.

V.        Влияние вредных привычек на организм человека (6ч.)

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.

Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.

Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.

VI.        Химия и окружающая среда (6ч.)

Загрязнение окружающей среды диоксинами. Вещества, способные вызывать отравления. Загрязнение атмосферы выхлопными газами. Физико-химический анализ вод реки Клязьмы.

Базовые понятия: диоксины, алкалоиды, биогенные амины, цианогенные гликозиды, микотоксины, нитрозамины.

Базовые умения: проводить экологический тест-анализ выхлопных газов (в ГИБДД), осуществить физико-химический анализ вод р. Клязьмя (в СЭС), сделать вывод о возможности использование воды для  деятельности человека.

Итоговое занятие (1ч).

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Кленова Н. «Как подготовить школу к профильному обучению», «Народное образование» № 7 за 2003г.

2.      Монтиньяк М. «Метод похудания Монтиньяка», Москва, «Оникс», 1999г.

3.      Пасечник В.В. «Школьный практикум. Экология», Москва, «Дрофа», 1998г.

4.      Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», Москва «Аркти», 2000г.

5.      Чернобельская Г.М. «Методика обучения химии в средней школе», Москва «Владос», 2000г.

6.      Штремплер Г.И. «Химия на досуге», Москва, «Просвещение» - «Учебная литература», 1996г.

7.      Шамова М.О. «Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения», Москва, «Школа-Пресс» 2001г.

8.      Шульгин Г.Б. «Химия для всех», Москва, «Знание», 1987г.

9.      Научно-методический журнал «Химия» в школе,  «Центр Химпрес» (за 2001-2003гг.)

к списку авторов