ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

“Вселенная. Земля. Человек”

 (X класс, 34 часа)

 

 

 

Автор: Птицына Татьяна Анатольевна

учитель химии высшей квалификационной категории,

заместитель директора по УВР СШ №21г. Ковров

 

Объяснительная записка.

 

Курс “Вселенная. Земля. Человек” является логическим завершением изучения предметов естественного цикла на базовом уровне в общеобразовательных, а также лицейских классах, специализированных на изучении гуманитарных дисциплин; рассчитан на 1 час классных занятий в неделю в X или XI классе.

Данный курс – это попытка материализовать идеи гуманитаризации и интеграции органически связанных между собой проблем, вытекающих из великого единства Вселенной и Человека, Человека и Природы.

 

Основная цель: подвести старшеклассников к обобщениям философского плана, вырабатывающим нравственную ориентацию в современной школе жизненных ценностей.

Задачи:

  1. развивать у учащихся диалектическое восприятие и осмысление окружающего мира;
  2. способствовать формированию “космического мышления”, представляющего собой синтез материалистического воззрения на строение и эволюцию Вселенной; и представления о Человеке Разумном как результате эволюции Вселенной и новом факторе этой эволюции – Человеке Гуманном;
  3. решить социально-культурной педагогической проблему – повышения научной духовности школьников, которая противостоит натиску оккультизма, знаменующего собой паралич творческого мышления и активной деятельности людей.

 

Содержание курса определено с учетом раскрываемой в области “Естествознание” школы II ступени системы физических, биологических и химических знаний. Через содержание материала и формы, в какой он преподносится учащимся, реализуются принципы интегративно-гуманитарного подхода и экологизации сознания учащихся (пед. система Тарасова Л.В.)

Главное содержание курса – система знаний о Вселенной и Земле с точки зрения интересов человечества, каждого человека, включая конкретного ученика; это курс о его Вселенной и его будущем в ней, в мире, стране, о его личной судьбе, которую невозможно изолировать, отделить от всего того, что порождает, окружает и определяет жизнь каждого человека.

 

Структура курса предельно логична и глубока; состоит из шести примерно одинаковых по объему и по своей значимости глав (тем).

 

Содержание курса

Глава первая включает вопросы строения Вселенной и ее развитие во времени. Современные представления  о Солнечной системе, Галактике, других объектах во Вселенной. Представления о скоплениях и сверх скоплениях галактик, “яченсто-сотовой” структуре. Представления о пространстве Вселенной и его геометрии, о времени Вселенной, о “стреле времени” и о путешествиях во времени. Понятие о “Большом Взрыве”. Альтернативные теории. Формирование галактик, звезд, планет. Проблема появления жизни на Земле. Этапы химической и биологической эволюции Земли. 

Глава вторая: рассматривает  человека как часть природы, составляющую с ней единое целое. В эту главу включены вопросы о сферах Земли, Солнце. Представление  о взаимосвязях человека с другими биологическими видами. Солнце – источник жизни на Земле и угроза для живого. Работы Чижевского А.А. Космос и здоровье человека: реальные факты, заблуждения и научно-аргументированные гипотезы. Природа наших ощущений. Защитные силы человеческого организма: взаимосвязь и обособленность. Проблемы СПИДа. Биологическая сущность человека  (инстинкты, разум, воля и личность человека). Бифуркация в эволюции человека: стремление человека ”противопоставить”  себя природе (познать, покорить, властвовать).

Глава третья представляет человека как покорителя природы, поскольку этот биологический вид наделен Разумом, поэтому он всегда стремится возвысится над Природой. При изучении данной темы следует рассмотреть исторический аспект развития науки и техники. Овладение огня человеком. Неолитическая революция. Обзор научно-технических достижений ранних цивилизаций, первых цивилизаций древности, древних цивилизаций (Китай, Египет, Греция, Рим, Майя, Инки). Атлантический океан – Средиземное море средневековья. Начало индустриальной эры. Галилей, Декарт, Ньютон. Успехи физики, химии, биологии, географии (от средневековья до 20 века). Достижения науки и техники в 20 веке.

Глава четвертая: рассказывает о человеке как разрушителе природы; акцентирует внимание учащихся на его стремлении стать всесильным “царем” природы, что неизбежно порождает своеобразный экологический бумеранг, приводящий природу и цивилизацию на грань экологической катастрофы.

Глава пятая: прогнозирует роль человека как потенциального спасителя природы, при условии, что он поймет, что есть только два пути: либо направляемая Разумом взаимно согласованная эволюция Человечества и Природы, либо гибель природы и человечества. Данная тема включает в себя вопросы: культ природы у разных народов в разные времена. Национальные парки, заповедники, заказники в наше время. “Красная книга”. Работы Тейяра-де-Шардена и В.И. Вернадского. Познание биосферных процессов. Представления о круговоротах в земной биосфере. Правила Комонера. Проблемы взаимоотношений экономики и экологии. Приоритет экологических требований. Математическое моделирование. Энергобаланс и баланс органической массы Земли. Энерго- и ресурсосберегающие технологии. Безотходные, замкнутые производства. Проблемы биотехнологий. Проблема утилизации накопленного оружия массового уничтожения. Взаимоотношения культуры и цивилизации. От философии пользы к философии ценностей. Проблема духовности в современном мире.

Глава шестая является заключительной, в которой Человек рассматривается одновременно как часть Вселенной и как микро-Вселенная. Красота и гармония Вселенной – первоначало эстетики и этики. Представление о русском космизме, как о синтезе науки, религии и искусстве (Федоров, Флоренский, морозов, Рерих, Циолковский). Проблемы внеземных цивилизаций. Феномен НЛО. Уникальность человеческой цивилизации. Становление космической цивилизации. Антропный принцип. Космическая экология. Астрология и наука. Согласование планов развития общества с непредсказуемой эволюцией Вселенной и Человека. Космическое мышление.

 

Ожидаемые результаты и критерии их оценки.

Программа данного курса позволяет приобщать учащихся к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации,  предусматривает наличие и свободное использование необходимых источников, что является побуждающим фактором к написанию рефератов, эссе и разработке творческих проектов по рассмотренным темам.

Отношение учащихся к курсу отслеживается методом наблюдения (постоянно) и анкетирования (в конце курса).

 

 

Методы обучения: беседы, дискуссии, обсуждение фильмов, произведений литературы и живописи, посещение планетария и музеев, обзоры информации из СМИ.

 

Каждый из включенных в программу вопросов может быть рассмотрен учителем с той степенью подробности, которая предоставляется ему наиболее целесообразной, полезной и интересной (возможно проведение курса и по 2х-годичной программе, 68 часов).

Эту же цель (развитие интереса к курсу учителей и учащихся) преследует список рекомендуемой литературы, включающий некоторый минимум книг, адресованных учителям и учащимся. Поскольку в большинстве этих книг также имеются списки рекомендуемой литературы, то ясно, что процесс углубленного проникновения в любую тему курса может продолжаться сколь угодно долго и основательно, реализуя на практике идею непрерывного образования.

 

 

Литература для  учащихся.

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А.   Астрономия (учебник для средней школы). М. “Просвещение”, 1991.
  2. Левитан Е.П.  Астрономия (пробный учебник для общеобразовательной школы). М. “Просвещение”, 1988.
  3. Левитан Е.П.  Эволюционирующая Вселенная. М. “Просвещение”, 1991/
  4. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазычев С.Н.   Основы общей экологии.  М. “Устойчивый мир”, 2000.
  5. Энциклопедия для детей по экологии.  М. Аванте, 2001.
  6. Энциклопедия для детей по астрономии.  М. Аванте, 2001.

 

Литература для учителя.

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А.   Очерки о Вселенной.  М. “Наука”, 1976.
  2. Левитан Е.П.  “Основы обучения астрономии”.  М. “Высшая школа”, 1987.
  3. Урсул А.Д.  Человечество. Земля. Вселенная.  М. “Наука”, 1989.
  4. Вернадский В.И.   Начало и вечность жизни.  М. “Советская Россия”, 1989.
  5. Бердяев Н.А.   Смысл истории.  М. Мысль, 1990.
  6. Под редакцией Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.  

Экологическое образование школьников.  М. “Педагогика”, 1983.

Отношение школьников к природе.  М.  “Педагогика”,1988.

  1.  Войткевич Г.В., Вронский В.А.   Основы учения о биосфере.  М. Просвещение, 1989.
  2. Яншин А.Л., Мелуа А.И.  Уроки экологических просчетов.  М. “Мысль”, 1991.
  3. Гиренок Ф.И.  Экология. Цивилизация. Ноосфера.  М. “Наука”, 1987.

 

Примерное планирование интегративно-обобщающего курса

“Вселенная. Земля. Человек

 

Глава I.  Как устроена Вселенная и как она развивалась во времени (4 часа).

1.1. Объекты Вселенной.

1.2. Структура Вселенной.

1.3. Симметрия и гармония Вселенной.

1.4. Эволюция Вселенной.

 

Глава II.  Человек – часть природы, биологический вид (6 часов.).

2.1.Человек и биосфера Земли.

2.2.Космос и человек.

2.3. Человек и космос.

2.4. Иммунитет.

2.5. Человек – особый биологический вид.

2.6. Человек разумный.

 

Глава III.  Человек разумный. Ступень прогресса (8 часов).

3.1.           Ранние завоевания глобального характера.

3.2.           Цивилизации древности.

3.3.           Возникновение обще планетной цивилизации.

3.4.           Зарождение современной науки и техники.

3.5.           Научные революции.

3.6.           Наука и техника в 19 веке.

3.7.           Могущество современного человека.

3.8.           Экскурсия в Политехнический музей г. Москвы.

 

Глава IV. Экологический бумеранг (плата за прогресс) (6часов).

4.1. Прогресс и экологический бумеранг.

4.2. Экологический бумеранг начало индустриальной эры.

4.3. Глобальный экологический кризис: атмосфера.

4.4. Глобальный экологический кризис: гидросфера.

4.5. Глобальный экологический кризис: биосфера.

4.6. Некоторые региональные экологические проблемы (Европы, СНГ, России, Владимирской области).

 

Глава V.  На пути к ноосфере. (6 часов).

5.1. Экологическая этик в древности.

5.2. Экологическая этика современности.

5.3. Понятие о ноосфере и условиях перехода к ней.

5.4. Экологическое развитие.

5.5. Создание новых технологий.

5.6. Подъем культуры общества.

 

Глава VI.Заключение. Человек – часть Вселенной и Человек микро-Вселенная”. (4 часа.)

6.1.           Развитие учения о единстве Вселенной и Человека.

6.2.           Жизнь во Вселенной.

6.3.           Реальная и оккультная связь Человека со Вселенной.

6.4.           Эволюция Человека и Природы.

к списку авторов