«ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
(9 КЛАСС)
Сиренева Алла Андреевна
СОШ №28
В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что в период получения среднего образования многие школьники теряют здоровье. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная, но и сводить все аспекты к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что с каждым годом растет число заболеваний, таких как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевание глаз, пограничные нервно-психические расстройства.
Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения? Действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены и т.д. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носит не объективный, а субъективный характер, то есть связаны с бездействием при решении задач охраны здоровья самими школьниками.
Именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Эту задачу возможно осуществить при изучении вариативной части материала по химии. Поэтому разработан курс «Химия и здоровье человека», который способствует формированию у учеников понятия здорового образа жизни и усиливает интерес к предмету, так как обучающихся интересуют не абстрактные знания, а имеющие практическую направленность.
Итак, цель данного курса:
1. Сформировать у учащихся понятие здорового образа жизни, усилить интерес к предмету;
2. Продолжить формирование мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение; развить творческое мышление учащихся.
Задачи:
1. Сформировать валеологическую грамотность учащихся.
2. Расширить границы применения имеющихся химических знаний.
3. Продолжить формирование навыков решения задач по химии.
4. Указать взаимосвязь химии и валеологии (наука о здоровье) и раскрыть роль химических знаний в сохранении и укреплении здоровья своего организма.
5. Указать взаимосвязь химии и экологии.
Для выполнения вышепоставленных задач данной программы достаточно оборудования и реактивов, имеющихся в школьном кабинете химии. Например, непосредственно используются для проведения практических работ реактивы: индикаторная бумага, сульфаты (сульфат железа), неорганические кислоты разбавленные и концентрированные (серная, соляная), соли аммония (хромат аммония, сульфат аммония, карбонат аммония), сульфид натрия, иодид калия, нитрат серебра, щелочи (гидроксид натрия, гидроксид калия), карбоновые кислоты (уксусная кислота), хлорид железа. В качестве оборудования используются письменные принадлежности, микрокалькулятор, пробирки, держатели, горелки спиртовые, фарфоровые чашки, тигли, химические стаканы, колбы (плоскодонные), секундомер, часы, весы.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Изучив курс «Химия и здоровье человека» учащиеся должны обладать валеологическими знаниями о способах сохранения своего здоровья, уметь решать задачи с валеологическим содержанием, обладать навыками выполнения практических работ на экологическую направленность.
II. Ожидаемые результаты
Изучив данный курс, учащиеся должны обладать знаниями о валеологии как науке о здоровье; иметь представление о здоровом образе жизни и мерах его поддержания; знать влияние различных химических элементов на здоровье человека, а также влияние химических веществ на свой организм, их применение в медицине, сельском хозяйстве, военном деле; иметь общее представление о витаминах, знать растения, содержащие основные группы витаминов.
Учащиеся должны уметь определять состояние своего здоровья по анализу кожных покровов, самочувствия, работоспособности, сна, настроения, аппетита, массы тела, иммунитета; уметь грамотно выбирать средства гигиены с целью поддержания здоровья организма на основе знаний о свойствах и составе этих веществ; уметь грамотно составлять свой пищевой рацион, исходя из знаний о влиянии витаминов, химических элементов и их соединений на человека; уметь решать задачи на валеологическую тематику, определять практически нахождение нитратов, свинца в окружающей среде, делать качественный анализ воды из природных источников.
После изучения курса ученики не только закрепляют навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, но и получают навыки метода самонаблюдения.
II. Основное тематическое содержание
№ |
Тема занятия |
Изучаемые предметы |
Экспериментальная часть, демонстрации, таблицы |
ТЕМА 1. Химия и валеология |
|||
1 |
Общее представление о валеологии. Роль химии в формировании валеологической грамотности |
Характеристика валеологии как науки о здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ). Правила поддержания ЗОЖ. Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой. |
|
2-3 |
Роль биогенных элементов в процессах обмена веществ |
Химический состав клетки, роль биогенных элементов в процессах обмена веществ (магний, кальций, цинк, кадмий, ртуть, свинец, сера и здоровье человека). Микроэлементы (кобальт, цинк, медь, кремний, йод) как необходимое условие нормального функционирования организма. |
Тесты на содержание кальция и магния в организме человека. Демонстрации: Медикаменты с содержанием магния и кальция, крема, предохраняющие кожу от высыхания с содержанием ZnO, витаминный, йодомарин. |
4-5 |
Практическое занятие на тему “Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей”. |
Определение состояния своего здоровья. |
Эксперимент: 1. Определение функционального состояния организма по состоянию кожных покровов и их образований. 2. Оценка самочувствия. 3. Определение работоспособности. 4. Сон. 5. Настроение. 6. Аппетит. 7. Состояние иммунитета (субъективно). 8. Оценка адаптивных возможностей. 9. Оценка массы тела. Оборудование: весы, секундомер. |
6-7 |
Урок чистоты и здоровья |
Состав и средства современных и старинных средств гигиены, роль химических знаний в грамотном выборе этих средств; полезные советы по уходу за кожей, волосами и полостью рта. |
Оборудование: плакаты с изображением -кератина, образцы современных средств гигиены: шампуни, дезодоранты, зубные пасты, индикаторная бумага. |
8-9 |
Обмен веществ. Авитаминоз. |
Понятие о витаминах, их история изучения. Понятие весеннего авитаминоза. Характеристика действия отдельных витаминов (C, D, B, B2, B5, B6, B12, B15). Наиболее ценные витаминные растения и овощи. |
Оборудование для демонстрации: овощи, фрукты, содержащие различные витамины; фотографии, изображение заболеваний, развивающихся при гиповитаминозе и избытке витаминов. |
10 |
Твой дом и твое здоровье |
Характеристика с химической точки зрения основных отделочных материалов и их влияние на здоровье человека (линолеум, ДСП, асбест, формальдегид и др.); материалов, используемых при изготовлении отделочных материалов (бензол, этилбензол, ксилол, толезол). Характеристика СМС. Характеристика табачного дыма и его влияние на человека. Влияние цвета на человека. Способы улучшение экологической обстановки дома. |
Оборудование для демонстрации: таблица “Влияние цвета на человека”, образцы отделочных материалов, стиральные порошки, чистящие средства, препараты для чистки труб (“Крот”), кремы для обуви и средства защиты от влаги. |
11-12 |
Химические соединения в медицине и военном деле |
Связь химии с медициной. История развития медицинского направления химии. Применение некоторых элементов и их соединений в медицине и военнои деле. |
Оборудование для демонстрации: образцы медикаментов, с содержанием глицерина (тринитрата глицерина), уксусной кислоты (аспирин), ацетилсалициловые препараты и др. |
13-14 |
Решение задач с валеологическим содержанием |
Задачи на валеологические темы: потеря веса при голодании, связь между питанием и ожирением, необходимость в особой пище, пища для людей различных профессий, калорийность продуктов, пищевые продукты как источник калорий. |
Карточки-задания |
15 |
Роль нитратов в жизни растений и их влияние на здоровье человека |
Роль нитратов в минеральном питании растений. Воздействие нитратов на организм человека. |
Образцы азотных удобрений. Схемы: влияние нитратов на организм человека. |
16 |
Практическая работа: Определение нитратов и нитритов в окружающей среде и сельскохозяйственных продуктах, выращенных на садово-огородном участке. |
1. Определение нитратов и нитритов в исследуемой пробе воды. 2. Определение наличия нитратов и нитритов в сельхозпродуктах. |
Реактивы: иодид калия, крахмал, уксусная кислота, фильтровальная бумага, вода из природного источника, образцы исследуемых растений. Оборудование: пробирки, колбы, скальпель. |
17 |
Определение свинца в окружающей среде хроматным методом. |
Определение качественного содержания свинца в водоемах, почвах, растениях. |
Реактивы: Ацетат аммония (3%-ный раствор, подкисленный уксусной кислотой рН=6,5), серная кислота (1:1), 1%-ный раствор хромата калия. Оборудование: штатив с пробирками, фарфорорвый тигель, держатель, горелка. |
18 |
Практическая работа: Общий анализ воды |
Определение качественного состава воды из природного источника; определение интенсивности запаха; определение водородного показателя (рН). |
Реактивы: соляная кислота, сульфат аммония, карбонат натрия, гидроксид натрия, сульфид натрия, индикаторная бумага. Оборудование: колбы, пробирки. |
19 |
Обобщение и систематизация полученных знаний |
Выполнение упражнений, решение задач по вопросам изученного материала |
Карточки-задания |
IV. Список используемой литературы
1 Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х т. – М., 1985.
2 Власюк П.А. Химические элементы и аминокислоты в жизни растений, животных и человека. – Киев: Науков думка, 1979, 208 с.
3 Макаров К.А. Химия и здоровье. – М.: Прсвещение, 1989.
4 Имангалиев А.П. О необходимости валеологического образования // Вестник Высшей школы, №10, 1998.
5 Практические занятия по экологии. Владимир, 1999.
V. Приложение
на тему: Самооценка текущего состояния здоровья
по результатам анализа
объективных и субъективных показателей.
Цель: научить учащихся оценивать состояние своего здоровья по определению функционального состояния кожных покровов, оценке самочувствия, работоспособности, сна, аппетита, настроения, иммунитета, массы тела.
Оборудование: весы, секундомер.
Перед выполнением работы учитель сообщает учащимся о том. Что существенным дополнением к врачебному контролю может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявить отклонения.
Далее отмечается, что объективными показателями здоровья являются – морфологические (рост, масса тела) и физиологические (ЧСС – частота сердечных сокращений, ЖЕЛ – жизненная емкость легких, частота дыхательных движений, температура тела, артериальное давление, мышечная сила).
Субъективные показатели: самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение.
Затем учащимся предлагается определить функциональное состояние кожных покровов и их производных.
1) Определение функционального состояния организма по состоянию кожных покровов и их производных образований (волос, ногтей).
a) Осмотрите свои кожные покровы и язык. В норме кожа должна быть гладкой, эластичной. Отсутствие шелушения, зуда, пигментных пятен говорит о хорошем ее состоянии. Язык должен быть влажным, розового цвета, без белого налета.
Если это соответствует вашим показателям, то поставьте в таблицу в соответствующую колонку +1 балл.
Если кожа у вас сухая, шелушится на некоторых участках, ощущается зуд, а язык сухой и с белым налетом, то поставьте в таблицу –1 балл.
Учитель сообщает, что причинами нездорового состояния кожи могут быть:
- неполноценное питание (недостаток витаминов и минеральных веществ в пище);
- раздражение кожи одеждой и средствами личной гигиены;
- нарушение обмена веществ, работы эндокринных желез.
b) Рассмотрите ваши ногти. У здорового человека ногтевые пластинки гладкие, прозрачные, без каких-либо наслоений, утолщений, пятен другого цвета.
Если ваши ногти соответствуют этой норме, то в таблицу в определенную колонку ставят +1 балл.
Если ногти ломкие, слоятся, имеют пятна другого цвета, утолщения, то можно говорить о некоторых функциональных нарушениях в вашем организме. Ставьте в таблицу –1 балл.
Сообщаем, что причинами нарушения формы и состояния ногтей могут быть:
- неполноценное питание;
- нарушение обмена веществ;
- поражение ногтей грибковыми заболеваниями.
c) Рассмотрите свои волосы
Они должны быть гладкими, иметь естественный блеск, быстро расти у здорового человека.
Если эта характеристика подходит для ваших волос, то в таблицу в соответствующую колонку ставьте +1 балл.
Если волосы ломкие, тусклые, с секущимися концами, медленно растут, обильно выпадают, много перхоти, то можно говорить о заболевании кожи головы или общем заболевании и ослаблении организма. Ставьте в таблицу –1 балл.
2) Оценка самочувствия
Учитель говорит о том, что самочувствие отражает уровень духовных и физических сил человека, состояние его ЦНС. Это субъективное ощущение состояния организма человека и, главным образом, его нервной системы.
Если вы ощущаете бодрость, достаточно сил для выполнения какой-либо работы, значит у вас хорошее самочувствие. Ставьте в таблицу +1 балл.
Если вы без особых причин часто испытываете усталость, выраженную слабость, угнетенное состояние – у вас плохое самочувствие (-1 балл).
3) Определение работоспособности
Отмечается, что работоспособность отражает состояние здоровья в целом и степень физического развития. Это способность человека выполнять максимальное количество работы за счет значительной активности либо нервно-мышечной, либо нервно-психической системы на протяжении заданного времени с определенной эффективностью.
a) Высокая умственная работоспособность характеризуется высокой устойчивостью и концентрацией внимания, большим объемом внимания, высокой производительностью труда.
Если дома при выполнении домашнего задания, вы можете легко сосредоточиться, не отвлекаться на посторонние раздражители, пока не закончите работу и при этом не ощущаете сильной усталости – у вас высокая умственная работоспособность (+1 балл).
Если вы с трудом заставляете себя сделать домашнее задание, часто отвлекаетесь, не можете собраться с мыслями, быстро устаете – у вас низкая умственная работоспособность (-1 балл).
b) Определите свою физическую работоспособность
Для этого в среднем темпе, без остановок присядьте 30 раз подряд. Отсутствие одышки указывает на нормальную физическую работоспособность и тренированность. Поставьте в таблицу +1 балл.
Присутствие одышки говорит о низкой физической работоспособности и тренированности. Поставьте в таблицу -1 балл.
4) Сон
«Индикатором» состояния здоровья и переносимости выполняемой нагрузки является сон.
Сон – это жизненно необходимое, периодически наступающее функциональное состояние, занимающее 1/3 жизни человека, одно из главных средств восстановления работоспособности. Во сне идет накопление энергетических запасов, необходимых для поддержания обмена веществ.
Нормальный сон – это сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, дающий ощущение бодрости и отдыха (+1 балл).
Признаки плохого сна: длительное засыпание, раннее пробуждение, пробуждение среди ночи. Такой сон не дает ощущения бодрости и отдыха (-1 балл).
5) Настроение
Настроение – это психоэмоциональное состояние, один из субъективных показателей функционального состояния организма, особый вид чувствительного восприятия окружающей среды через функциональные структуры ЦНС.
Подумайте, какое настроение для вас обычно характерно.
Если вы жизнерадостны, увлечены какой-либо деятельностью, в любой жизненной ситуации надеетесь на лучшее, то для вас характерно приподнятое настроение (+1 балл).
Если вы часто испытываете отчаяние, скуку, печаль, страх в тяжелых жизненных ситуациях, то у вас подавленное настроение. Поставьте в таблицу -1 балл.
6) Аппетит
Аппетит – один из признаков нормальной жизнедеятельности вашего организма.
Если у вас отменный аппетит, то поставьте в таблицу +1 балл, если же нет - поставьте в таблицу -1 балл
7) Состояние иммунитета (субъективно)
Основные показатели здоровья – высокий иммунитет и способность адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Если вы редко болеете, переносите заболевание легко без осложнений, быстро выздоравливаете, можете устоять перед болезнью даже во время массовых эпидемий, то у вас высокий иммунитет (+1 балл).
Если вы болеете более двух раз в год, подвержены простудным заболеваниям при малейших изменениях погоды, процесс выздоровления долгий, то у вас низкий иммунитет (-1 балл).
Если же вы не в ту, ни в другую категорию себя отнести не можете, то у вас ослабленный иммунитет (0 баллов).
8) Оценка адаптивных возможностей
Если изменение погоды не отражается на вашем самочувствии, нет ощущения тяжести в теле, головной боли в ненастную погоду, если вы легко переносите поездки в любом виде транспорта, то можно предположить, что ваш организм легко и быстро приспосабливается и функционирует в соответствии с этими условиями (+1 балл).
Если при изменении погоды вы чувствуете себя разбитым, ощущаете сонливость, головную боль, и вы к тому же плохо переносите поездки в транспорте (тошнота, рвота), то можно говорить о низких адапционных возможностях (-1 балл).
9) Оценка массы тела
Для контроля массы тела удобно использовать индекс Брока:
Масса тела(кг)=[рост(см)-100]5 кг
Если ваша масса подходит под этот индекс, то поставьте в таблицу +1 балл. Если же масса тела избыточна или недостаточна, поставьте –1 балл.
Это говорит о нарушении функционального состояния различных систем органов, обмена веществ, неправильном образе жизни.
После проведения данных самонаблюдений, учащимся предлагается оформить отчет по работе по плану.
Отчет о работе.
1. Результаты самооценки функционального состояния организма занести в таблицу.
2. Подсчитать общую сумму баллов.
|
Показатели функционального состояния организма |
Оценка в баллах |
1 |
Состояние кожи |
|
2 |
Состояние ногтей |
|
3 |
Состояние волос |
|
4 |
Самочувствие |
|
5 |
Умственная работоспособность |
|
6 |
Физическая работоспособность |
|
7 |
Сон |
|
8 |
Настроение |
|
9 |
Аппетит |
|
10 |
Состояние иммунитета |
|
11 |
Адаптивные возможности |
|
12 |
Масса тела |
|
А). Сумма балов от +10 до +12 – высокий уровень здоровья
Б). Сумма балов от +6 до +9 – средний уровень здоровья
В). Сумма балов от +5 и меньше – низкий уровень здоровья
В заключении данного занятия можно задать учащимся вопрос:
Как можно повысить уровень своего здоровья, какие меры необходимо принимать для сохранения нормального функционального состояния здоровья?