ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

ГЕОГРАФИЯ ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА

 

Автор программы Гайтанова Н.Н. ,

учитель географии Аксеновской СОШ

 Гусь-Хрустального района

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Создание данной программы  продиктовано  отсутствием  аналогов  программ  по краеведению  Гусь-Хрустального  района.

Программа может быть использована в качестве элективного курса  направленного  на углубленное изучение  знаний учащихся по географии, экологии, истории, литературы своей местности  в условиях  предпрофильной  подготовки учащихся. Курс способствует поддержанию интереса  к предмету, воспитанию  любви к родному краю, уважению к людям труда.

Курс может  преподаваться в изучении курса «География Владимирской области» в 8-9 классах в количестве 34 часов.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

1.Расширить знания учащихся по географии своего района, города.

2.Развивать  интерес учащихся к истории и географии своего района, города, деревни.

3.Формировать знания  учащихся об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.

4.Способствовать пробуждению познавательного интереса к жизни города и района; формировать осознанную необходимость бережного отношения  наследия города и района; уважения к предкам и согражданам.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

Программа состоит из пяти разделов.

1.Введение

2.Природа родного края.

3.Население и экономика Гусь-Хрустального района.

4.История родного края.

5.Культура, образование, искусство края.

 

 

 

 

 

  Раздел

Количество часов.

 

     Тема   занятия.

1.

Введение.

Что такое краеведение. Гусевская  земля- как капля России.

2.

 

 

 

Природа родного края.

 

 

 

  

 

 

 

Географическое положение города Гусь- Хрустальный и Гусь-Хрустального района. Практическая работа «Определение ГП района» ( определение по карте географических координат, направление, расстояние).

Геологическое строение и геологическая история района; рельеф; полезные ископаемые.

Практическая работа № 2. «Описание рельефа своей местности.»

Климат. Внутренние воды: реки Гусь, Колпь,  их притоки; подземные воды.

Практическая работа № 3. «Набоюдение за погодой и изменениями климата своей местности. Описание вод своей местности.» 

Почвы района:подзолистые, болотные.

Земельные ресурсы. Флора и фауна  района. Состояние лесов Гусь-Хрустального района.Причины вымирания животных.

Практическая работа № 4. «Описание почв, растительного и животного мира участка территории.»

Природные ресурсы района. Проблемы рационального природопользования. Охраняемые территории: памятники природы; Национальный Парк «Мещера».

  Практическая работа № 5. «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своей местности.»

Экологические проблемы Гусь-Хрустального района.

Практическая работа  № 6. «Описание основных источников и видов загрязнения окружающей среды в районах массового отдыха, в окрестностях школы.;Оценка влияния транспортного узла на окружающую среду»

3.

 

 

Население и

экономика родного края.

11 часов.

 

 

Численность населения. Естественное и механическое движение населения. Раз-

мещение  населения по территории района.

Практическая работа № 7. «Составле-

ние графика динамики численности населения  района.; Определение по картам плотности населения района.»

Состав и структура население Гусь-Хрустального района. Структура занятости в промышленности и в сельском хозяйстве; возрастной состав; городское и сельское население. Трудовые ресурсы.

Структура хозяйственного комплекса.

Стекольная, текстильная, машино-

строение, лесная, пищевая отрасли.

Практическая работа № 8. «Составление схемы состава хозяйственного комплекса.»

ЗАО стеклозавод «Октябрь».Его прошлое, настоящее, будущее.

Хрустальный завод-старейшее предприятие по  выпуску хрусталя. Продукция завода, связи, перспективы развития.

Агропромышленный комплекс района: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства.

Практическая работа № 9. «Проблемы развития отраслей сельского хозяйства. Составление схемы АПК.»

Транспорт района: железнодорожный и автомобильный.

Развитие экономических связей Гусь-Хрустального района. Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 10. «Составление  картосхемы внешних экономических  связей Гусь-Хрустального района.»

4.

История родного

Края.

8 часов.

 

Из истории заселения и хозяйственно-

го  освоения Гусь-Хрустального района.

Исторически сложившиеся традиционные  ремесла, зарождение промышленных  предприятий.

Аким Мальцов в истории нашего края.

Достопримечательности города и Гусь-Хрустального района.

Гусь-Хрустальный в годы Великой Отечественной войны.

5.

Культура,образова-ние, искусство нашего края.

8 часов.

Народное образование района. Система  учебных заведений.   

Здравоохранение. Появление  больниц

Гусевские  художники.

Литература. Литературное  обьединение  «Родник». 

Выдающиеся люди гусевской  земли. Почетные граждане г.Гусь-Хрустальный  и района.

Взгляд в будущее.

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.

 

Лекции, беседы, дискуссии, заочные путешествия, экскурсии по учебной экологической тропе «Родники», рефераты учащихся, беседы с жителями, экскурсии  на промышленные предприятия, викторины, конференции, практические  работы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

 

Учащиеся должны знать:

Местоположение своего района и населенного пункта на карте Владимирской области и России: основные формы рельефа , особенности залегания горных пород и полезных ископаемых; климатические показатели, преобладающие типы погод; реки и озера, их режим и хозяйственное использование; питы почв; своеобразие компонентов природы и влияние на них человека; демографическую ситуацию в районе, городе, селе; отраслевую структуру  хозяйства; развитие ремесел; внешние и внутренние экономические связи; место Гусь-Хрустального района в хозяйстве области и России; название промышленных и сельскохозяйственных предприятий в прошлом и сейчас; экологическую ситуацию в районе; меры по восстановлению неблагополучных территорий.

 

Учащиеся должны уметь:

Показывать на карте области границы района; анализировать физическую и геологическую карты; оценивать агроклиматические ресурсы; характеризовать и сравнивать поверхностные воды; выявлять особенности благоприятного и неблагоприятного влияния человека на природный комплекс района; сопоставлять развитие края в прошлом и настоящем; делать описание природных и экономических  объектов; решать экономические задачи; работать с различными типами карт; работать со статистическими и информационными материалами; применять географические знания на уроках экологии, экономики, истории.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1.И.А.Карлович; А.И.Левицкая; И.Е.Карлович. География Владимирской области. Владимир-2000г.

2.Н.А.Доманская; А.В.Зинкевич. Экономическая  география Владимирской области. Ярославль-1998г.

3.Край Владимирский. Ярославль-1997г.

4.Земля Владимирская. Географический словарь. Владимир-1991г.

5.В.Н.Ковылов. «Край в котором мы живем». Владимир-1999г.

6.Н.Лалакин. ЗАО с-з «Октябрь».С веком за плечами в новый век. Владимир-2001г.

7.В.Никонов.Гусь-Хрустальный.Очерки о прошлом и настоящем.Ярославль-1992г.

8.В.Н.Курябов.Гусевский стекольный колледж.Владимир-1998г.

9.Ежегодный доклад о состоянии окружающей среды и здоровье населения Владимирской области. Владимир-2002г.

10.А.Пичугин; Энн  Смит. Впечатление о Мещере. Москва-1994г.

11.Города и районы Владимирской области (статистический отчет, официальное издание). Владимир-1998г.

к списку авторов