ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ГЕОГРАФИЯ ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА
Автор программы Гайтанова Н.Н. ,
учитель географии Аксеновской СОШ
Гусь-Хрустального района
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание данной программы продиктовано отсутствием аналогов программ по краеведению Гусь-Хрустального района.
Программа может быть использована в качестве элективного курса направленного на углубленное изучение знаний учащихся по географии, экологии, истории, литературы своей местности в условиях предпрофильной подготовки учащихся. Курс способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю, уважению к людям труда.
Курс может преподаваться в изучении курса «География Владимирской области» в 8-9 классах в количестве 34 часов.
1.Расширить знания учащихся по географии своего района, города.
2.Развивать интерес учащихся к истории и географии своего района, города, деревни.
3.Формировать знания учащихся об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.
4.Способствовать пробуждению познавательного интереса к жизни города и района; формировать осознанную необходимость бережного отношения наследия города и района; уважения к предкам и согражданам.
Программа состоит из пяти разделов.
1.Введение
2.Природа родного края.
3.Население и экономика Гусь-Хрустального района.
4.История родного края.
5.Культура, образование, искусство края.
№ |
Раздел Количество часов. |
Тема занятия. |
1. |
Введение. |
Что такое краеведение. Гусевская земля- как капля России. |
2.
|
Природа родного края.
|
Географическое положение города Гусь- Хрустальный и Гусь-Хрустального района. Практическая работа «Определение ГП района» ( определение по карте географических координат, направление, расстояние). |
Геологическое строение и геологическая история района; рельеф; полезные ископаемые. Практическая работа № 2. «Описание рельефа своей местности.» |
||
Климат. Внутренние воды: реки Гусь, Колпь, их притоки; подземные воды. Практическая работа № 3. «Набоюдение за погодой и изменениями климата своей местности. Описание вод своей местности.» |
||
Почвы района:подзолистые, болотные. Земельные ресурсы. Флора и фауна района. Состояние лесов Гусь-Хрустального района.Причины вымирания животных. Практическая работа № 4. «Описание почв, растительного и животного мира участка территории.» |
||
Природные ресурсы района. Проблемы рационального природопользования. Охраняемые территории: памятники природы; Национальный Парк «Мещера». Практическая работа № 5. «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своей местности.» |
||
Экологические проблемы Гусь-Хрустального района. Практическая работа № 6. «Описание основных источников и видов загрязнения окружающей среды в районах массового отдыха, в окрестностях школы.;Оценка влияния транспортного узла на окружающую среду» |
||
3.
|
Население и экономика родного края. 11 часов.
|
Численность населения. Естественное и механическое движение населения. Раз- мещение населения по территории района. Практическая работа № 7. «Составле- ние графика динамики численности населения района.; Определение по картам плотности населения района.» |
Состав и структура население Гусь-Хрустального района. Структура занятости в промышленности и в сельском хозяйстве; возрастной состав; городское и сельское население. Трудовые ресурсы. |
||
Структура хозяйственного комплекса. Стекольная, текстильная, машино- строение, лесная, пищевая отрасли. Практическая работа № 8. «Составление схемы состава хозяйственного комплекса.» |
||
ЗАО стеклозавод «Октябрь».Его прошлое, настоящее, будущее. |
||
Хрустальный завод-старейшее предприятие по выпуску хрусталя. Продукция завода, связи, перспективы развития. |
||
Агропромышленный комплекс района: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства. Практическая работа № 9. «Проблемы развития отраслей сельского хозяйства. Составление схемы АПК.» |
||
Транспорт района: железнодорожный и автомобильный. |
||
Развитие экономических связей Гусь-Хрустального района. Проблемы и перспективы развития. Практическая работа № 10. «Составление картосхемы внешних экономических связей Гусь-Хрустального района.» |
||
4. |
История родного Края. 8 часов.
|
Из истории заселения и хозяйственно- го освоения Гусь-Хрустального района. |
Исторически сложившиеся традиционные ремесла, зарождение промышленных предприятий. |
||
Аким Мальцов в истории нашего края. |
||
Достопримечательности города и Гусь-Хрустального района. |
||
Гусь-Хрустальный в годы Великой Отечественной войны. |
||
5. |
Культура,образова-ние, искусство нашего края. 8 часов. |
Народное образование района. Система учебных заведений. |
Здравоохранение. Появление больниц |
||
Гусевские художники. |
||
Литература. Литературное обьединение «Родник». |
||
Выдающиеся люди гусевской земли. Почетные граждане г.Гусь-Хрустальный и района. |
||
Взгляд в будущее. |
Лекции, беседы, дискуссии, заочные путешествия, экскурсии по учебной экологической тропе «Родники», рефераты учащихся, беседы с жителями, экскурсии на промышленные предприятия, викторины, конференции, практические работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
Местоположение своего района и населенного пункта на карте Владимирской области и России: основные формы рельефа , особенности залегания горных пород и полезных ископаемых; климатические показатели, преобладающие типы погод; реки и озера, их режим и хозяйственное использование; питы почв; своеобразие компонентов природы и влияние на них человека; демографическую ситуацию в районе, городе, селе; отраслевую структуру хозяйства; развитие ремесел; внешние и внутренние экономические связи; место Гусь-Хрустального района в хозяйстве области и России; название промышленных и сельскохозяйственных предприятий в прошлом и сейчас; экологическую ситуацию в районе; меры по восстановлению неблагополучных территорий.
Учащиеся должны уметь:
Показывать на карте области границы района; анализировать физическую и геологическую карты; оценивать агроклиматические ресурсы; характеризовать и сравнивать поверхностные воды; выявлять особенности благоприятного и неблагоприятного влияния человека на природный комплекс района; сопоставлять развитие края в прошлом и настоящем; делать описание природных и экономических объектов; решать экономические задачи; работать с различными типами карт; работать со статистическими и информационными материалами; применять географические знания на уроках экологии, экономики, истории.
ЛИТЕРАТУРА.
1.И.А.Карлович; А.И.Левицкая; И.Е.Карлович. География Владимирской области. Владимир-2000г.
2.Н.А.Доманская; А.В.Зинкевич. Экономическая география Владимирской области. Ярославль-1998г.
3.Край Владимирский. Ярославль-1997г.
4.Земля Владимирская. Географический словарь. Владимир-1991г.
5.В.Н.Ковылов. «Край в котором мы живем». Владимир-1999г.
6.Н.Лалакин. ЗАО с-з «Октябрь».С веком за плечами в новый век. Владимир-2001г.
7.В.Никонов.Гусь-Хрустальный.Очерки о прошлом и настоящем.Ярославль-1992г.
8.В.Н.Курябов.Гусевский стекольный колледж.Владимир-1998г.
9.Ежегодный доклад о состоянии окружающей среды и здоровье населения Владимирской области. Владимир-2002г.
10.А.Пичугин; Энн Смит. Впечатление о Мещере. Москва-1994г.
11.Города и районы Владимирской области (статистический отчет, официальное издание). Владимир-1998г.