Топонимика родного края
Автор программы: Петрова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
Симской средней школы Юрьев-Польского района
Владимирской области,
Пояснительная записка.
Предлагаемый лингвокраеведческий курс посвящен одному из самых интересных разделов лексикологии – топонимике, занимающейся изучением географических названий. Говоря словами К. Паустовского, «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
Географические имена таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка. Рано или поздно у каждого непроизвольно возникают вопросы: почему слово - название так необычно? Кто придумал его? Что оно значит?
Курс поможет удовлетворить естественное желание школьника, разгадать тайну появления названия в русском языке.
Исследование оставленных в наследство нашими предками названий сел, рек, оврагов, рощ, болот – все это вместе взятое складывается в образ малой родины, это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой Владимирской земли, уважение к духовному наследию прошлого. Знать прошлое родного края нужно каждому, так как без прошлого нет будущего.
Цель курса: через изучение топонимов родных мест помочь учащимся ближе и глубже познать свой край, привить интерес к изучению его истории, способствовать патриотическому воспитанию.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией; сбор топонимического материала; изучение особенностей лексики, отражающей географические названия;
- формирование навыка поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края; развитие умения вести диалог с различными категориями собеседников; формирование навыка оформления лингвистического бюллетеня; расширение лингвистического кругозора;
- воспитание чувства гордости и уважения к самобытной языковой культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России; бережного отношения к народному слову.
Курс рассчитан на учащихся 8 – 9 классов с различным уровнем обученности, проявляющих интерес к этимологии языка, истории родного края, земле, где довелось родиться.
Данный курс поможет учащимся определиться в выборе профиля обучения в старшей школе, а в дальнейшем и в выборе жизненной дороги, одной из которых могла бы стать наука. Например, такой её раздел, как топонимика. Объем курса – 13 часов.
Тематическое планирование.
№№ |
Наименование тем курса |
Кол-во ч. |
Организационная форма |
1. |
Что такое топонимия. |
1 ч. |
Лекция с элементами беседы. |
2. |
Виды топонимов. Гидронимы. |
3 ч. |
Экспедиция за гидронимами. Обработка собранных материалов. |
3. |
Ойконимы. |
3 ч. |
Работа с книгой, архивными документами, газетными материалами. |
4. |
Оронимы. |
2 ч. |
Встречи со старожилами. Составление топонимических карточек. |
5. |
Микротопонимы.
|
2 ч. |
Беседа с информантами. Обработка собранных материалов. |
6. |
Итоговое занятие. Конференция.
|
2 ч. |
Выступления учащихся с сообщениями. |
|
Итого |
13 ч. |
|
Содержание курса.
1. Что такое топонимия.
Топонимика как наука о топонимах. Деление топонимов по какому-либо признаку: территориальному (топонимия России), языковому (русская топонимия), хронологическому (топонимия XIX в.).
Этимология топонимов.
Важность изучения топонимии для познания истории народа и истории языка.
2. Виды топонимов. Гидронимы.
Основные принципы и способы номинации географических объектов. Собственные названия гидрографии: рек, ручьев, озер, болот, прудов. Информационный диалог с коренными жителями села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями гидронимов. Выяснение этимологии топонимов с помощью научно-популярной и справочной литературы.
3. Ойконимы.
Собственные названия населенных пунктов (с. Сима, д. Марково, д. Бильдино, с. Федоровское, с. Добрынское, с. Спасское, с. Матвейщево, д. Каменка, м. Лучки, с Веска, с. Глотово. Объяснение смыслового значения названий, их происхождения. Названия по природным и хозяйственным признакам объекта, по их принадлежности владельцу; названия – посвящения.
Работа с научно-популярной и справочной литературой.
4. Оронимы.
Собственные названия объектов рельефа местности: гор, холмов, оврагов и т.д. Встречи со старожилами села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями оронимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы. Составление топонимических карточек.
5. Микротопонимы.
Собственные названия небольшого объекта, известность которого ограничена узким кругом местных жителей. Названия рощ, полян в лесу, родников, покоса и т.д.
Беседа с информантами. Выяснение этимологии названий микротопонимов с помощью словарей.
Составление топонимических карточек.
Форма контроля: оформление страницы лингвистического бюллетеня, посвященной одному из топонимов; устное выступление с сообщением.
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны
Знать:
- определения основных понятий, связанных с топонимикой как наукой (топонимика, топоним, гидроним, ойконим, ороним, микротопоним);
- основные принципы и способы номинации географических объектов;
- топонимы родного края, их этимологию.
Уметь:
- составлять вопросы для бесед с жителями села;
- вести информационный диалог;
- работать с научно-популярной и справочной литературой;
- систематизировать собранные материалы;
- оформлять лингвистический бюллетень;
- выступать с сообщением по топонимике.
Список литературы.
1. Кружковая работа по русскому языку. Составитель Н. Н. Ушаков. М, «Просвещение», 1979.