Программа профильного элективного курса
Древняя Русь глазами современников и потомков (IX –XII в.в.)
Курс по истории Древней Руси несколько необычен. В нем нет последовательного изложения событий, которые были связаны с зарождением и развитием государственности в землях, занятых восточными славянами. Моя цель – попытаться выявить и показать основные тенденции в развитии русских земель, понять – насколько это возможно для современно школьника разобраться в смысле происходящего.
Многое из этой программы имеет субъективный характер, отражает взгляд на историю Руси какого-то автора, потому что программа призвана дополнить, а не заменить учебник, в котором должны быть отражены общепринятые точки зрения.
Одна из проблем данной программы это попытка ответить не столько на вопрос что (конкретно показалось), сколько разобраться в том, как и почему (это происходило, когда "объективные" законы и закономерности исторического процесса уступают место в субъективным механизмам происходящего).
Программа призвана акцентировать внимание школьников на источники по ранней русской истории.
Познакомиться со взглядами современных историков и потомков, попытаться проанализировать их точки зрения.
Данный курс делится на четыре основных раздела, которые подразделяются на отдельные темы базирующиеся на критическом переосмыслении источниковедческой базы, используемой для исторических построений, а также включает развернутый анализ потенциальных возможностей и накопленного к настоящему времени опыта изучения русской истории разными школами гуманитарного знания. Это заставило положить в основу данного курса сопоставление текстов самих источников и различных (иногда противоположных и даже взаимоисключающих) взглядов на них. Настоящий курс углубляет знания учащихся осмысливать события и явления вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое – настоящее - будущее), а также творчески применять исторические знания на практике.
Цель курса:
- углубить знания учащихся по истории Древней Руси в системе базовой подготовки.
Задачи курса:
- Углубить представление о современном состоянии отечественной и зарубежной науки о изучении раннего периода России.
- Обратить внимание учащихся на узловые, наиболее трудные вопросы истории данного периода.
- Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы и обобщения, формировать собственное мнение, формировать собственные взгляды, убеждения и нравственную позицию.
- Развивать способности учащихся в работе с историческими источниками.
- Развивать интерес и уважение к истории и культуре своего народа.
- Дать возможность учащимся оценить свои силы и возможности.
Требования к уровню освоение содержания курса
Административной проверки усвоения материала курса "Древняя Русь глазами современников и потомков (9-12 вв.)" не предполагается, вопросы не будут включаться в проверочные работы и выноситься на экзамены. В ходе проверки занятий предусматривается самоконтроль и самопроверка, которые дают учащимся самим определить уровень подготовки по определенной теме.
Учитель может провести самостоятельные работы, проверочные, тестирование, которые позволяют оценить уровень усвоенного материала. Итоговым контролем может быть собеседование, защита проекта.
Тематический план курса.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
I. Введение |
||
1. |
Понимаем ли мы автора древнерусского источника? Как его понять? Уровни понимания. |
2ч. |
|
Проблема генезиса восточных славян |
|
1. |
Индоевропейцы и их происхождение: современное состояние проблемы. Прародины индоевропейцев. Расселение. |
2ч. |
2. |
Восточные славяне: источники и гипотезы. |
2ч. |
II. Древнерусское государство |
||
1. |
Образование древнерусского государства. Первые известия. Существует ли "норманнская проблема"? |
2ч. |
2. |
Истоки государственности у восточных славян. Князь и дружина. Дань и полюдье. Служебная организация. |
2ч. |
3. |
Была ли Киевская Русь государством? |
2ч. |
III. Истоки культуры Древней Руси |
||
1. |
Языческие традиции и христианство. |
2ч. |
2. |
"Третья " культура |
1ч. |
3. |
Проблема "двоеверия" |
1ч. |
Итого: |
16 ч. |
II. Содержание курса:
Разделы курса
- введение в новый курс
- проблемы генезиса восточных славян
- древнерусское государство
- истоки культуры Древней Руси
Тема 1. Понимаем ли мы автора древнерусского источника? Как его понять? Уровни понимания.
Работа с историческим источником. Понятия: семантика, герменевтическая ситуация, аксиоматика. Точки зрения на понимание исторических источников современными историками. Документы: "Повесть временных лет", "Третья книга царств".
Тема 2. Индоевропейцы и их происхождение: современное состояние, проблемы. Прародины европейцев, расселение.
Современное видение проблемы. Различные гипотезы лингвистов и историков по вопросу расселения индоевропейцев, языковое сходство у различных народов. Процесс распадения праиндоевропейского языка.
Тема 3. Восточные славяне: источники и гипотезы.
Творческая мастерская. Исследования различных исторических источников, гипотез историков: Данилевский И. Н. "Древняя Русь" (IX-XII в.в.), Тихомиров М. Н, "Древняя Русь".
Тема 4. Образование древнерусского государства. Первые известия. Существует ли "Норманская проблема?"
Дискуссия по вопросу "норманской проблемы". Исторический источник: "Повесть временных лет" Нестора. Точка зрения Г. М, Бараца и выдержки из Книги Царств.
Тема 5. Истоки государственности у восточных славян. Князь и дружина. Дань и полюдье. Служебная организация.
Погружение в историческое время. Социальные институты. Князь. Дружина. Вечер. Город. Село. Работа с историческими источниками "Повесть временных лет".
Тема 6. Была ли Киевская Русь государством?
Творческая мастерская. Признаки государства, понятие "государтво". Легенда о призваниии варягов.
Тема 7. Языческие традиции и христианство.
Зарождение языческих традиций. Мифология. Христианство. Христианская культура. Исследователи: В. Н, Топоров, Ю. А. Лотман, П. А, Рыбаков. Двоеверие.
Тема 8. "Третья культура".
Понятие "третья" культура – ахристианская. "Ложные апокрифы", "ложные церковные правила", "бесовские игры", "сатанинские песни".
Тема 9. Проблема "двоеверия".
Дискуссия. "Двоеверие". Древнерусская культура. Две культуры – христианская и "народная". Точки зрения историков на данную проблему (Е. Е. Левкиевской, Л. А. Беляева, П. А. Рыбакова, Д. С. Лихачева).
Задачи для самостоятельной работы
1. Работа с рекомендованной литературой и историческими источниками.
2. Самостоятельное изучение отдельных тем с последующим выходом на семинар и мастерскую.
3. Самостоятельное построение метода, позволяющего решить заданную проблему.
4. Самостоятельная групповая работа по решению поставленных целей и задач.
5. Самостоятельный анализ своей деятельности.
III. Учебно-методическое обеспечение курса.
Литература.
1. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963 г.
2. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси (IX- п.п. X вв. ) М., 1963 г.
3. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв., Смоленск 1995 г.
4. Данилевкий И.Н. Древняя Русь (IX- XII вв.), М., 2001 г.
5. Павленко Н.И. История Росии с древнейших времен до конца XVII в. М., Дрофа 2001 г.
6. Головатенко А. История России: Спорные проблемы М., Школа-Пресс 1994 г.
7. Шеппинг Д. Мифы славянского язычества. М., Терра1997 г.
8. Сиповский В.Д. Родная СтраницаМ., Современник 1992 г.
9. Путилов П. Древняя Русь в лицах. Санкт-Петербург. Азбука, 1999 г.
10. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975 г.
11. Топоров В.Н.Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995г.т.1
12. Румянцев В.Я. Задание и вопросы по истории России с древности по XVIII век. М., 2002 г.
13. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. М., Дрофа, 2002 г.
14. История России с древних времен до XX века. Школьная Хрестоматия ч.1. Владимир, 1998 г.
15. Романова А.А. Практикум по истории России с IX по XVIII век. М., 2002 г.