«Вспомогательные исторические дисциплины»
Автор программы:
Данилова Людмила Анатольевна,
учитель истории и обществознания сш№8 округ Муром
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих предпрофильную подготовку в 9-х классах.
Программа рассчитана на 16 часов (1 час в неделю в течение одного семестра или 2 часа в неделю в течение одной четверти).
Цель курса: помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля для обучения в школе III ступени.
Задачи курса: 1. показать типичные для гуманитарного профиля виды работы;
2. развивать интерес к истории;
3.развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания;
4. создавать условия для развития творческих способностей учащихся, умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Элективный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» разработан на основе учебного пособия для педагогических ВУЗов «Вспомогательные исторические дисциплины» под редакцией доктора исторических наук, профессора В.Г. Тюкавкина. Кроме того, для полной реализации цели и задач курса в качестве вспомогательных материалов широко используются вещественные и письменные исторические источники, копии рукописей, историческая научная и научно-популярная литература, а также топонимы, этнонимы, антропонимы, денежные знаки, гербы, генеалогические таблицы.
Данный курс имеет ряд особенностей, что качественно отличает его от базового курса истории. Во-первых, его содержание в базовом курсе представлено «вскользь», неравномерно. Во-вторых, содержание, формы работы на занятиях позволяют сделать его интересным и увлекательным.
Динамика интереса к курсу отслеживается в форме анкетирования учащихся на первом и последнем занятии.
Элективный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» разделен на темы:
1. Археология.
2. Генеалогия.
3. Палеография.
4. Нумизматика.
5. Историческая ономастика.
6. Геральдика.
Виды деятельности:
· анализ письменных исторических источников;
· работа с копиями рукописей;
· изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;
· изучение методики написания реферата; написание реферата;
· составление плана – конспекта статей научного и научно-популярного характера;
· работа с топонимами, этнонимами, антропонимами;
· анализ гербов, составление герба своей семьи;
· изучение денежных знаков;
· устные выступления учащихся по определенным темам;
· экскурсии в историко-краеведческий музей;
· встречи со специалистами.
Три вида работ – анализ письменного источника, реферат, план-конспект статьи – определяются как обязательные. Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения указанных работ, представленный в установленный срок, в предложенной учителем форме, с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Учащиеся самостоятельно выбирают:
· письменный источник, с которым будут работать;
· тему реферата в рамках тематики курса;
· научную или научно-популярную статью для составления плана-конспекта;
· топонимы, этнонимы, антропонимы для последующего анализа;
· самостоятельно составляют генеалогическое древо своей семьи.
Формой итоговой отчетности послужит итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие ЗУН:
· знать и называть основные вспомогательные исторические дисциплины и указывать объект их исследования;
· анализировать текст, выбирать важную информацию, отбрасывая второстепенную;
· составлять генеалогические таблицы;
· писать рефераты;
· составлять планы-конспекты, выделяя основные вопросы и краткое пояснение к ним;
· делать выводы;
· обсуждать результаты работ, участвовать в дискуссиях;
· конспектировать лекции.
№ п\п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание |
Форма учебной деятельности |
Оборудование |
Домашнее задание |
1 |
Вводное |
1 |
Цели, задачи, особенности курса. Краткое содержание. Формы работы и отчетности. Анкетирование с целью выяснения заинтересованности учащихся к курсу |
лекция |
|
|
2 |
Археология |
1 |
Наука археология. Вещественный исторический источник |
экскурсия в историко-краеведческий музей |
|
|
3 |
Генеалогия |
1 |
Генеалогия как наука. Русская генеалогия. |
лекция |
Генеалогическое древо династии Рюриковичей, династии Романовых. |
Составить генеалогиче- ское древо своей семьи |
4 |
Моя родословная |
1 |
Родословные семей учащихся. Рассказы о членах семьи. Семейные реликвии. |
семинар |
|
|
5 |
Династии учителей города Мурома |
1 |
Учительские династии |
экскурсия в музей образования шк. № 16 |
|
|
6 |
Пишем реферат |
1 |
Правила написания реферата: работа с литературой, отбор информации |
лекция-практикум |
|
|
7 |
Палеография |
1 |
Наука палеография. Возникновение письменности. Славянский алфавит. Кириллица. |
лекция |
Иллюстрации с изображением славянского алфавита |
|
8 |
Древние рукописи |
1 |
Материалы для письма. Графика письма. Украшение рукописей. Чтение рукописей. |
практикум |
Копии рукописей |
|
9 |
Письменные исторические источники |
1 |
Анализ письменного исторического источника |
практикум |
Письменные исторические источники |
Анализ историческо-го источника (по выбору) |
10 |
Нумизматика |
1 |
Нумизматика как наука. Монеты и денежное оформление древнерусского государства |
лекция |
|
|
11 |
Русская монетная система в XIV – XX вв. |
1 |
Русские монеты и денежное обращение в XIV – XV вв. Русская монетная система XVI – XVII вв. Русская монетная система в XVIII – начале XX вв. |
занятие в историко-краеведческом музее |
Русские, советские монеты |
|
12 |
Историческая ономастика |
1 |
Ономастика как наука. Историческая топонимика. Этнонимика. Антропонимика. |
лекция-практикум |
|
Выяснить происхождение географических названий места жительства, улиц, значение имен и фамилий |
13 |
Как написать план-конспект статьи |
1 |
Правила написания плана-конспекта |
практикум |
|
Написать план-конспект научной статьи (по выбору) |
14 |
Геральдика |
1 |
Геральдика как наука. Происхождение гербов. Государственные, областные, городские гербы. Государственный герб России |
лекция |
Гербы дворянских фамилий. Герб России, США. Герб Владимира, Мурома |
Придумать герб своей семьи |
15 |
Гербы городов Владимирской области. Герб моей семьи |
1 |
Гербы городов Владимирской области. Герб моей семьи |
семинар |
Гербы городов Владимирской области |
|
16 |
Итоговая конференция |
2 |
Выступление учащихся с рефератами. Анкетирование учащихся с целью выяснения динамики интереса учащихся к курсу |
конференция |
|
|
4. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки.