АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ЭКОНОМИКЕ
( 9 класс )
Основы стратегического менеджмента
Автор: Истомина Оксана Алексеевна,
учитель географии и экономики СОШ №9 г. Владимира
Согласно региональному курсу экономики, рассчитанному на изучение предмета в течение 4-ех лет, в 9-ом классе предусмотрено изучение курса «Предпринимательство». В основу этого курса положена практическая работа по созданию собственного дела, реализации бизнес-проекта.
Элективный курс «Основы стратегического менеджмента» дает возможность более полно рассмотреть проблемы малого бизнеса, с точки зрения менеджмента научиться решать перспективные задачи организации. Более подробно изучение менеджмента по региональной программе предусмотрено в 11-м классе, но именно этот раздел менеджмента целесообразно вводить в 9-ом классе, тогда когда изучается экономика предприятия.
Цели курса: расширить спектр экономических знаний школьников; способствовать развитию интереса к изучению экономики; заложить основу знаний для последующего более глубокого изучения школьных курсов экономики ( в частности раздела «Основы менеджмента» в 11-ом классе).
Задачи курса:
-познакомить учащихся с понятием «стратегический менеджмент»;
-сформировать знания об организации, как о первичном структурном звене экономики, ее возможностях, целях, структуре, возможностях управления организацией;
-познакомить с методом анализа состояния организации (SWOT-метод);
-научить проводить SWOT-анализ применительно к своему предприятию, созданному на уроках экономики в рамках бизнес-проекта, рисовать образ будущей организации, формулировать миссию организации, определять стратегические цели организации и на их основе выбирать будущую стратегию развития организации;
-выявить и расширять круг творческих способностей учащихся, используя методы проектного обучения и активные формы обучения – игры, семинары дискуссионного характера, уроки проблемного типа, практические работы;
-воспитывать чувство патриотизма, путем поиска решений экономических проблем Владимирской области и города Владимира.
Примерное тематическое планирование элективного курса «Основы стратегического менеджмента»
9 класс (34/17 часов)
Разделы и темы |
Количество часов |
Раздел 1. Введение в стратегический менеджмент |
3 |
1. Понятие стратегического менеджмента |
1 |
2.Функции менеджмента |
1 |
3.Философия бизнеса организации |
1 |
Раздел 2. Организация |
6 |
4.Организация и ее цели |
1 |
5.Внутренняя среда организации |
1 |
6.Внешняя среда организации |
1 |
7.Стратегическое управление организацией |
1 |
8.Формирование образа будущей организации |
1 |
9.Формирование миссии будущей организации |
1 |
Раздел 3.Стратегическое планирование |
7 |
10.Метод SWOT-анализа |
1 |
11.Определение проблем и сильных сторон организации |
1 |
12.Анализ внешней среды организации |
1 |
13.Построение матрицы решений организации |
1 |
14.Анализ основных угроз и возможностей организации |
1 |
15.Определение стратегических целей организации |
1 |
16.Формулирование стратегии организации |
1 |
17.Обобщение. Подведение итогов. |
1 |
Всего: |
17 |
17 часов (0,5 часов в неделю)
(3часа)
Что изучает стратегический менеджмент. Важность знаний основ стратегического менеджмента для руководителя. Основные цели и задачи стратегического менеджмента.
Основные функции менеджмента. Управление – особый тип взаимодействия. Элементы управления. Планирование. Организация. Принятие решений. Руководство. Мотивация. Контроль и регулирование.
Философия бизнеса организации. Ценности и верования, принятые в организации. Основные научные взгляды и подходы к изучению организации.
Требования к знаниям и умениям.
Знать:
-предмет изучения стратегического менеджмента,
-основные функции менеджмента,
-научные взгляды и подходы к изучению организации.
Уметь:
-пользоваться дополнительной литературой и другими источниками информации для изучения теоретических основ стратегического менеджмента.
(6часов)
Понятие организации. Организация как система. Процессы жизнедеятельности организации. Жизненный цикл организации. Характеристики организации. Цели организации.
Внутренняя среда организации. Внутренние переменные организации. Ее влияние на функционирование организации. Структура внутренней среды организации. Организационные структуры, их виды.
Внешняя среда организации. Внешние переменные организации. Значение управления внешней средой организации. Среды прямого и косвенного воздействия. Особенности факторов внешней среды организации.
Понятие стратегического управления. Важность стратегического управления на примере предприятий Владимирской области и города Владимира. Цели и задачи стратегического управления. Отличия стратегического и оперативного управления.
Формирование образа будущей организации. Значение видения перспектив организации и проблем, с которыми она может столкнуться.
Формирование миссии организации. Понятие миссии организации в узком и широком смысле. Значение своевременной формулировки миссии организации.
Практическая работа №1.
Формулирование образа будущей организации на примере собственной фирмы, созданной в результате реализации бизнес-проекта.
Практическая работа №2.
Формулирование миссии фирмы на примере бизнес-проекта.
Требования к знаниям и умениям.
Знать:
-понятие организации как системы, ее основные цели и характеристики;
-понятие и структуру внутренней и внешней сред организации;
-цели, задачи и значение стратегического управления;
-понятия образа и миссии организации.
Уметь:
-на основе созданной в рамках бизнес-проекта виртуальной фирмы формулировать образ и миссию будущей организации.
(7 часов)
Анализ среды как исходный процесс в стратегическом менеджменте. Понятие метода SWOT-анализа. Его содержание. Возможности SWOT-анализа на конкретном примере.
Анализ внутренней среды. Анализ кадрового состава, его потенциала, квалификации; анализ организации управления организацией; производства; финансов; маркетинга. Определение сильных и слабых сторон.
Анализ внешней среды организации. Анализ факторов непосредственно влияющих на деятельность организации: поставщиков, акционеров, потребителей, конкурентов, законов и государственных органов, профсоюзов. Анализ косвенных факторов: международных событий, состояния экономики, научно-технического прогресса, социокультурных и политических факторов.
Матрица SWOT-анализа. Принципы построения на примере конкретной организации.
На основе анализа матрицы SWOT-анализа составление списка основных угроз и возможностей организации с указанием последствий для фирмы и возможных мер для избежания угроз или использования возможностей (на конкретном примере организации).
Стратегические цели организации. Их виды. Значение определения и постановки стратегических целей развития в рамках организации.
Понятие «стратегия организации». Выбор стратегии – центральный момент стратегического менеджмента. Виды стратегий. Матрица стратегий, разработанная Бостонской консультативной группой. Значение своевременного определения стратегии организации для дальнейшего ее функционирования.
Практическая работа №3.
Определение сильных и слабых сторон внутренней среды созданной в рамках бизнес-проекта организации. Построение матрицы анализа сильных и слабых сторон организации.
Практическая работа №4.
Определение сильных и слабых сторон внешней среды организации в рамках бизнес-проекта. Построение матрицы анализа сильных и слабых сторон организации.
Практическая работа №5.
Построение матрицы решений организации.
Практическая работа №6.
Анализ основных угроз и возможностей организации с указанием конкретных последствий для фирмы и возможных мер для избежания угроз или использования возможностей. Общий вывод SWOT-анализа.
Практическая работа №7.
Определение стратегических целей развития своей организации на основе выводов SWOT-анализа.
Практическая работа №8.
Определение и формулирование общей стратегии развития организации, созданной в рамках бизнес-проекта.
Требования к знаниям и умениям.
Знать:
-понятие метода SWOT-анализа;
-факторы внутренней среды организации: кадровый состав, организация управления организацией, производство, финансы, маркетинг;
-факторы внешней среды организации: поставщики, акционеры, потребители, конкуренты, законы и государственные органы, профсоюзы (среда прямого воздействия); международные события, состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические факторы;
-цели организации, стратегические цели, их виды и значение для развития организации;
-понятие «стратегия организации», виды стратегий, матрица стратегий, разработанная Бостонской консультативной группой, значение своевременного определения стратегии организации для дальнейшего ее функционирования.
Уметь:
-определять сильные и слабые стороны внутренней среды созданной в рамках бизнес-проекта организации, строить матрицу анализа сильных и слабых сторон организации;
-определять сильные и слабые стороны внешней среды организации в рамках бизнес-проекта, строить матрицу анализа сильных и слабых сторон организации;
-строить матрицу решений организации;
-анализировать основные угрозы и возможности организации с указанием конкретных последствий для фирмы и возможных мер для избежания угроз или использования возможностей, делать общий вывод SWOT-анализа;
-определять стратегические цели развития своей организации на основе выводов SWOT-анализа;
-определять и формулировать общую стратегию развития организации, созданной в рамках бизнес-проекта.