Краеведение. Из истории села Сима.
Автор программы:
Кошкина Валентина Алексеевна,
учитель истории
Симской средней школы
Юрьев-Польского района
Владимирской области
Переход к преподаванию истории по концентрической системе не дает возможности уделять достаточно времени изучению истории родного края.
Изучение истории малой родины делает историю более понятной, более близкой для ребенка. Изучая историю семьи, села, района, области учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, формирует историческое чувство, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с промыслами, хозяйственной деятельностью людей в прошлом и настоящем, ребенок может узнать о традициях хозяйственной деятельности, что поможет ему правильно сделать профессиональный выбор, следуя пословице «Где родился, там и пригодился».
Цель курса:
- вырабатывать представления об основных источниках знания о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия и объяснения событий прошлого и современности;
- ознакомить учащихся с историей своей семьи, села, где расположена школа и многие из них живут;
- показывать неразрывную связь истории семьи и села с историей страны;
развивать способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа;
- формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного восприятия и осмысления истории своей семьи и села;
- развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего села и всего народа.
Задачи курса:
- обеспечить усвоение знаний по истории семьи, села, исторических личностей, связанных с историей края;
- формировать навыки работы с историческими источниками, схемами, диаграммами, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью;
- формировать историческое чувство, чувство патриотизма, любви к «малой родине».
Курс состоит из «Введения» и двух разделов: 1. Древо рода, 2. Из истории села Сима.
Охватывает период с момента возникновения села в 14 в. и до настоящего времени, высвечивая наиболее яркие страницы прошлого и настоящего. Курс рассчитан на 13 часов и предлагается всем учащимся 9 класса, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с трудовыми традициями жителей края и помогает изучить потребности края в трудовых ресурсах, а значит ориентирует их на профессиональный выбор.
Курс легко поддается дифференциации, поэтому вызывает интерес как у «сильных» так и у «слабых» учащихся.
Тематическое планирование.
№№ |
Наименование разделов и тем курса. |
Кол-во часов |
Вид занятий |
Примечание |
1. |
Введение в краеведение. |
1 ч. |
|
|
|
Раздел 1. Древо рода. |
2 ч. |
|
|
2. |
Генеалогия как наука. |
1 ч. |
|
|
3. |
Родословная моей семьи. |
1 ч. |
|
|
|
Раздел 2. Из истории с. Сима. |
9 ч. |
|
|
4. |
Древнейшая история села Симы. |
1 ч. |
Лекция. |
|
5. |
Топонимика села. |
1 ч. |
|
|
6. |
М.М. Голицын. |
1 ч. |
Практическое занятие. |
|
7. |
Усадьба князей Голицыных. |
1 ч. |
Лекция или экскурсия. |
|
8. |
Культовые здания села. |
1 ч. |
Групповая работа. |
|
9-10 |
Б. А. Голицын и П.И Багратион. |
2 ч. |
Лекция, практическое занятие. |
|
11. |
Народные промыслы. |
1 ч. |
Работа в группах. |
|
12. |
Село, район в годы Великой Отечественной войны. |
1 ч. |
Встреча с жителями села. Лекция. |
|
13. |
Село сегодня. |
1 ч. |
Семинар. |
|
Итого 13 ч.
Содержание курса.
Введение 1 ч.
Что изучает краеведение. История края – часть истории России. Исторические источники.
Древо рода. 2 ч.
Что изучает генеалогия.
Источники для составления родословной.
Происхождение фамилии. История семьи в истории страны.
Из истории с. Сима. 9 час.
Возникновение села. Происхождение названия. Сима – дворцовое село. Занятия жителей села.
Топонимика как наука. Происхождение названий улиц, концов, окрестных местечек. Связь названий с занятиями жителей села.
М.М.Голицын – сподвижник Петра I. Боевой путь М.М.Голицына. Подарок Петра I.
Усадьба князей Голицыных. Дом. Парк. Сад. Теплицы и оранжереи.
Культовые здания. Церкви. Часовни.
Характеристика личности в контексте истории. Б. А. Голицын и П. И. Багратион.
Борис Андреевич во главе Владимирского ополчения. Владимирское ополчение в годы Отечественной войны 1812 года. Сима в жизни Б. А. Голицына и П. И. Багратиона.
Промыслы и занятия жителей села.
Жизнь Симы в годы Великой Отечественной войны. Помощь фронту. Труд в тылу.
А.Ф. Богомолов – герой Советского Союза, ученик Симской школы.
Село в настоящее время, Население. Предприятия. Объекты социально-культурной сферы. Старожил села. Трудности в жизни села. Наша помощь селу.
Формы контроля:
Итоговая форма контроля – написание реферата.
Требования к уровню подготовки учащихся.
По завершению курса учащиеся должны:
знать:
- наиболее яркие моменты из истории села;
- историю усадьбы князей Голицыных;
- историю создания культовых зданий;
- происхождение названий села, отдельных улиц и местечек;
уметь:
- составлять родословную своей семьи;
- давать характеристику исторической личности в контексте истории;
- писать и выступать перед классом с сообщением, докладом;
- писать и защищать реферат;
- работать с историческими источниками;
- составлять вопросы для бесед и анкет для жителей села;
- вести записи бесед с жителями села, своими родственниками.
Литература:
1. Мартышкин В. С. Твоя родословная. М. «Школьная Пресса». 2000 г.
2. История села Сима. Издательский центр «Просветитель».
3. Материалы по истории усадьбы в селе Сима Юрьев-Польского района. Владимирская специальная экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская. Владимир. 1970 г.
4. Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск 3-й. 1896 г.
5. Абрамов Г. Сима. См. газету «Комсомольская искра». 12 июня 1960.