ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Начальная история посёлка Бавлены
Автор программы
Малыгина Ирина Валентиновна,
учитель истории Бавленской сш округ Кольчугино
. Элективный курс по истории для 9 класса на тему «Начальная история посёлка Бавлены», рассчитанный на 8 часов, включает материал, не содержащийся в базовых программах. Курс составлен на основе краеведческого материала, собранного в музейной комнате школы. Это исторические источники, ученические исследования, в разное время представленные на краеведческих конференциях. Планирование курса включает в себя тематику таких дисциплин, как музейная педагогика, краеведение, источниковедение. Программа предусматривает широкое использование методов активного обучения. Ученикам предлагается попробовать свои силы, составляя творческий проект. Причём, ученики получают возможность выбора формы проекта, в зависимости от индивидуальных склонностей и интересов. В данном случае творческий проект - это и характеристика исторического источника, и анализ исторического текста, и составление своей родословной.
Программа предусматривает систему творческих заданий разной степени сложности: от домашней беседы с родителями о знаменитых людях посёлка до анализа исторического текста. Ученику представляется возможность во всякой работе попробовать свои силы и сделать выбор. Творческий проект завершает программу курса.
Цель курса:
предоставить учащимся возможность принять участие в историческом исследования на основе краеведческого материала
Задачи курса:
1. заинтересовать учеников историей родного посёлка;
2. показать ученикам возможность изучения истории через обращение к первоисточнику;
3. дать возможность ученикам проявить свои творческие возможности при составлении проекта.
Элективный курс включает материал, не содержащийся в базовых программах. Курс составлен на основе краеведческого материала, собранного в музейной комнате школы. Это исторические источники, ученические исследования, в разное время представленные на краеведческих конференциях. Планирование курса включает в себя тематику таких дисциплин, как музейная педагогика, краеведение, источниковедение.
Программа предусматривает широкое использование методов активного обучения. Ученикам предлагается попробовать свои силы, составляя творческий проект. Причём, ученики получают возможность выбора формы проекта в зависимости от индивидуальных склонностей и интересов. В данном случае творческий проект - это и характеристика исторического источника, и анализ исторического текста, и составление своей родословной.
Программа предусматривает систему творческих заданий разной степени сложности: от домашней беседы с родителями о знаменитых людях посёлка до анализа исторического текста. Ученику предоставляется возможность во попробовать свои силы в разных вариантах учебной деятельности. Творческий проект завершает программу курса.
Ожидаемые результаты обучения:
предполагается, что ученики получат навыки самостоятельного исторического исследования, связанного с источниковедением и краеведением.
Программа элективного курса
«Начальная история посёлка Бавлены» (8 часов)
9 класс
Введение (1час) «С чего начинается Родина…»
2. Введение включает в себя разговор об основных вехах в жизни Бавлен, о людях, которыми славен посёлок. Жизнь и судьба Героя Советского Союза П.А. Рачкова, поэта – ветерана И.А. Артамонова, бывшего директора школы Савченко Н.С., бывшего директора завода Липатова Е.С. Посёлок Бавлены в работах краеведов.
Оборудование урока:
Книги В.И. Реброва, В.А. Забуги. Обзорная экскурсия по музейной комнате школы. Альбом и ученическая работа «Школа носит имя Героя», Книга Памяти, Книга рекордов школы.
Домашнее задание: узнать у родителей о знаменитых людях нашего посёлка.
«Исторические источники как основа исторической науки» (3 часа)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ:
- Исторический источник как основа исторических знаний.
- Классификация исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины и характеристика исторического источника.
- Знакомство с публикациями о посёлке Бавлены в газете «Голос кольчугинца» за 1931-41 годы. Характеристика газетных публикаций как исторического источника. Возможности изучения истории по газетным публикациям.
- Знакомство с воспоминаниями местных жителей о Бавленах 30-х годов. Оформление воспоминаний в качестве музейного документа. Характеристика воспоминаний как исторического источника. Возможности изучения истории по воспоминаниям.
Оборудование урока:
Комплекс материалов музейной комнаты школы (подлинный фонд). Публикации о посёлке Бавлены в газете «Голос кольчугинца» за 1931-41 годы; ученическая работа «30-е годы в истории посёлка Бавлены». Воспоминаниями местных жителей о Бавленах 30-х годов; экзаменационный реферат «30-е годы в истории посёлка Бавлены».
Домашнее задание:
- Характеристика исторического источника из домашней коллекции.
- Характеристика любой современной газетной публикации, особое внимание – особенностям и возможностям этого источника.
- Оформление воспоминаний в качестве музейного документа (тема воспоминаний выбирается индивидуально).
«Анализ исторического источника» (2 часа)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ:
- Понятие «анализ источника». Математический, сравнительный семантический (смысловой) приёмы анализа.
- Практическое занятие: работа с текстами (газетные публикации, воспоминания) по заданию учителя.
Оборудование урока:
Публикации о посёлке Бавлены в газете «Голос кольчугинца» за 1931-41 годы; воспоминаниями местных жителей о Бавленах 30-х годов.
Домашнее задание:
Оформление проделанной работы в качестве авторского текста.
«История посёлка и история семьи» (1 час)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: Родословная семьи. Приёмы работы с родословной. Значимость этой работы.
Оборудование урока:
Музейные материалы по родословной Героя Советского Союза П.А. Рачкова; ученические работы «Моя родословная».
Домашнее задание:
Домашний разговор с родителями о семейной родословной. Особое внимание уделить вопросу о том, как давно история семьи связана с посёлком Бавлены.
Заключение «Творческий отчёт» (1 час)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: В начале курса ученикам сообщается, что им предстоит выбрать форму творческого отчёта: характеристика исторического источника; исторический анализ текста; родословная семьи. В ходе работы, получая текущие работы учеников, учитель рекомендует им остановить свой выбор на той или иной форме творческого отчёта. В этом направлении ученики работают самостоятельно. Через некоторое время проводится семинар, где ученики свои работы и представляют. Семинар завершает элективный курс по истории.
Оборудование урока:
Самостоятельные творческие работы отчёты учеников.
ЗАДАНИЕ: Получив рекомендации учителя, определиться в научном и профессиональном плане на будущее.
1. Методические рекомендации учителю истории. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. М. Владос. 2001.
2. Наглядность на уроках истории. М.В. Короткова. М. Владос. 2000.
3. Жив завод, жив и посёлок. Забуга В.А. Ивановская газета. Ивоново.2002.
4. Наши корни. В.И. Ребров. Кольчугино. 1994
5. История Владимирского края. П/р Д.И. Копылова. Владимир. ООО «ДЮНА». 2001.
Тематическое планирование элективного курса
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
МАТЕРИАЛЫ |
ЗАДАНИЕ |
1. С чего начинается Родина…
|
- В начале курса ученикам сообщается, что им предстоит выбрать форму творческого отчёта. - Разговор об основных вехах в жизни Бавлен, о людях, которыми славен посёлок. Жизнь и судьба Героя Советского Союза П.А. Рачкова, поэта – ветерана И.А. Артамонова, бывшего директора школы Савченко Н.С., бывшего директора завода Липатова Е.С. Посёлок Бавлены в работах краеведов. |
Книги В.И. Реброва, В.А. Забуги. Обзорная экскурсия по музейной комнате школы. Альбом и ученическая работа «Школа носит имя Героя», Книга Памяти, Книга рекордов школы. |
Домашний разговор с родителями о знаменитых людях нашего посёлка. |
2. Исторические источники как основа исторической науки |
Исторический источник как основа исторических знаний. Классификация исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины и характеристика исторического источника. |
Комплекс материалов музейной комнаты школы (подлинный фонд) |
Характеристика исторического источника из домашней коллекции. |
3. Газетные публикации как исторический источник по начальной истории посёлка.
|
Знакомство с публикациями о посёлке Бавлены в газете «Голос кольчугинца» за 1931-41 годы. Характеристика газетных публикаций как исторического источника. Возможности изучения истории по газетным публикациям. |
Публикации о посёлке Бавлены в газете «Голос кольчугинца» за 1931-41 годы; ученическая работа «30-е годы в истории посёлка Бавлены». |
Характеристика любой современной газетной публикации, особое внимание – особенностям и возможностям этого источника |
4. Воспоминания как исторический источник по начальной истории посёлка.
|
Знакомство с воспоминаниями местных жителей о Бавленах 30-х годов. Оформление воспоминаний в качестве музейного документа. Характеристика воспоминаний как исторического источника. Возможности изучения истории по воспоминаниям. |
Воспоминаниями местных жителей о Бавленах 30-х годов; экзаменационный реферат «30-е годы в истории посёлка Бавлены». |
Оформление воспоминаний в качестве музейного документа (тема воспоминаний выбирается индивидуально) |
5. Анализ исторического источника: математический и сравнительный
|
Понятие «анализ источника», математический и сравнительный приёмы анализа. Практическое занятие: работа с текстами (газетные публикации, воспоминания) по заданию учителя. |
Публикации о посёлке Бавлены в газете «Голос кольчугинца» за 1931-41 годы; воспоминаниями местных жителей о Бавленах 30-х годов |
Оформление проделанной работы в качестве авторского текста |
6. Анализ исторического источника: семантический
|
Понятие «анализ источника», семантический (смысловой) приём анализа. Практическое занятие: работа с текстами (газетные публикации, воспоминания) по заданию учителя. |
Публикации о посёлке Бавлены в газете «Голос кольчугинца» за 1931-41 годы; воспоминаниями местных жителей о Бавленах 30-х годов |
Оформление проделанной работы в качестве авторского текста |
7. История посёлка и история семьи
|
Родословная семьи. Приёмы работы с родословной. Значимость этой работы. |
Музейные материалы по родословной П.А. Рачкова; ученические работы «Моя родословная». |
Домашний разговор с родителями о семейной родословной. Особое внимание вопросу о том, как давно история семьи связана с посёлком Бавлены. |
8. Заключение – творческий отчёт
|
В начале курса ученикам сообщается, что им предстоит выбрать форму творческого отчёта: характеристика исторического источника; исторический анализ текста; родословная семьи. В ходе работы, получая текущие работы учеников, учитель рекомендует им остановить свой выбор на той или иной форме творческого отчёта. В этом направлении ученики работают самостоятельно. Через некоторое время проводится семинар, где ученики свои работы и представляют. Семинар завершает элективный курс по истории. |
Самостоятельные творческие работы отчёты учеников |
Получив рекомендации учителя, определиться в научном и профессиональном плане на будущее |
1. Методические рекомендации учителю истории. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. М. Владос. 2001.
2. Наглядность на уроках истории. М.В. Короткова. М. Владос. 2000.
3. Жив завод, жив и посёлок. Забуга В.А. Ивановская газета. Ивоново.2002.
4. Наши корни. В.И. Ребров. Кольчугино. 1994
5. История Владимирского края. П/р Д.И. Копылова. Владимир. ООО «ДЮНА». 2000г
6. Методические рекомендации учителю истории. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. М. Владос. 2001.
7. Наглядность на уроках истории. М.В. Короткова. М. Владос. 2000.
8. Жив завод, жив и посёлок. Забуга В.А. Ивановская газета. Ивоново.2002.
9. Наши корни. В.И. Ребров. Кольчугино. 1994
10. История Владимирского края. П/р Д.И. Копылова. Владимир. ООО «ДЮНА». 2001.