АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9, 10 КЛАССОВ
Автор программы: ДРОЗДОВ Андрей Владимирович,
учитель информатики, г.Ковров
§ Текстовый редактор (текстовый редактор Word).
§ Мастер презентаций Power Point.
§ Табличный процессор Excel.
§ Система управления базами данных Access.
§ Компьютерные сети.
§ Основы Web-дизайна.
§ Основы программирования в интегрированной среде Delpfi.
1. Применение информационных технологий
в делопроизводстве.
Пояснительная записка
Данный курс ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Владение современными информационными офисными технологиями в делопроизводстве существенно повышает рейтинг соискателя на получение достойной работы. Учащиеся должны овладеть умениями работы с текстовым редактором Word при создании качественных документов, табличным процессором Excel для ведения экономических расчетов, системой управления базой данных Access и организацией и систематизацией большого потока информации, мастером презентаций PowerPoint и созданием слайдовых фильмов для качественного представления информации. Курс рассчитан для учащихся 9-10 классов в объёме 68 часов.
1.1. Текстовый редактор (текстовый процессор Word). |
10 часов |
Текстовый редактор Word. Назначение, форматирование и редактирование, основные функции и возможности.
Запуск. Создание, сохранение, открытие документа. Основные команды меню. Панели инструментов. Перемещение по тексту. Выделение фрагментов текста.
Изменение масштаба. Копирование формата. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Использование буфера обмена.
Вставка символов. Вставка формул в документ. Вставка объектов WordArt.
Выравнивание текста. Создание маркированных, нумерованных и многоуровневых списков.
Проверка орфографии. Колонтитулы. Колонки. Буквица.
Способы создания таблиц. Создание рисунков и чертежей. Вставка рисунков.
Обтекание их текстом. Поиск и замена текста. Режим просмотра. Подгонка страниц.
Параметры страницы. Печать документа.
Учащиеся должны знать:
§ назначение и основные возможности текстового редактора;
§ назначение команд главного меню;
§ название и назначение панелей инструментов.
Учащиеся должны уметь:
§ запускать текстовый редактор;
§ открывать, создавать и сохранять документ в файле;
§ форматировать текст;
§ выделять фрагменты и выполнять действия над ними;
§ копировать, вырезать в буфер и вставлять из буфера;
§ создавать таблицы;
§ создавать рисунки и чертёжи;
§ вставлять в документ графические изображения и применять обтекание их текстом;
§ создавать списки разных типов;
§ настраивать параметры страницы;
§ выводить документ на печать.
1.2. Мастер презентаций Power Point. |
18 часов |
Назначение и основные возможности. Запуск и завершение работы программы.
Создание, открытие и сохранение файлов — презентаций. Авторазметка. Вставка и дублирование слайдов. Использование шаблонов презентаций. Ввод текста в метку — заполнитель. Перемещение, копирование и удаление метки — заполнителя. Изменение размеров, повороты и свободное вращение, форматирование текста.
Создание фона слайда. Способы заливки. Вставка рисунков из коллекции ClipArt, вставка рисунков из файлов. Сканирование изображений.
Панель настройки изображения. Кадрирование (усечение) и перекрашивание рисунков. Приёмы рисования. Выделение нескольких объектов, их группирование и разгруппирование. Слайд как многослойная структура. Изменение порядка объектов. Вставка кино, звука и других объектов. Редактирование в режиме структуры. Настройка эффектов анимации и перехода слайдов. Вставка управляющих кнопок. Гиперссылки. Демонстрация в режим показа слайдов.
Настройка параметров для печати слайдов.
Учащиеся должны знать:
§ назначение и основные возможности Power Point;
§ области применения.
Учащиеся должны уметь:
§ создавать, сохранять и открывать презентацию;
§ вставлять, дублировать и удалять слайды;
§ вводить текст на слайд, форматировать и редактировать его;
§ вставлять и редактировать графические объекты, кино и звук;
§ сканировать изображения;
§ используя все возможности Power Point создавать грамоты, открытки,
§ раздаточный материал, электронные альбомы, рефераты и пособия для уроков;
§ выводить слайды на печать.
1.3. Электронные таблицы (Табличный процессор Excel). |
16 часов |
Назначение и основные возможности. Запуск и завершение работы программы. Основные понятия: строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес (ссылка). Панели инструментов. Поле имён, строка формул. Рабочий лист. Рабочая книга. Быстрое перемещение по рабочим листам. Выделение (строки, столбца, диапазона). Создание, сохранение, открытие файла с таблицей. Ввод данных в таблицу: ввод текста, ввод числовых данных, ввод формул. Форматирование данных. Виды ссылок: абсолютные, относительные, смешанные. Копирование формул. Использование в вычислениях стандартных функций. Использование логических функций. Построение графиков и диаграмм. Форматирование графиков и диаграмм. Вывод таблицы на печать.
Учащиеся должны знать:
§ назначение и основные возможности Excel;
§ области применения.
Учащиеся должны уметь:
§ создавать таблицы;
§ форматировать и редактировать их;
§ вводить формулы;
§ использовать для вычислений различные стандартные функции, включая логические;
§ строить графики и диаграммы;
§ - выводить таблицы на печать.
1.4. Информационные системы. Базы данных (Access). |
22 часа |
Назначение информационных систем, их возникновение и эволюция.
Структура информационных систем. Выгоды от внедрения информационных систем. Системы управления базами данных (СУБД). Основные понятия: объект, данные. Структурирование данных. Этапы обобщённой технологии работы с СУБД.
Виды моделей баз данных. Реляционная, иерархическая, сетевая модели, их сходство и различия.
Назначение и основные возможности Access Запуск программы и завершение работы программы. Создание, сохранение и загрузка базы. Таблица, форма, запрос, отчёт. Создание таблиц с помощью Мастера. Ввод данных в режиме таблицы. Запись, поле, ключевое поле. Типы данных. Выбор типа данных в режиме Конструктора. Вставка объектов в поле OLE. Создание формы. Способы поиска данных. Сортировка данных. Использование фильтров. Фильтр по выделенному, обычный и расширенный фильтры. Создание запроса. Создание отчёта. Работа с формой в режиме конструктора. Создание формы с элементами управления.
Учащиеся должны знать:
§ назначение и структуру информационных систем;
§ назначение и основные возможности Access;
§ области применения СУБД.
Учащиеся должны уметь:
§ создавать базу данных;
§ сохранять, закрывать и открывать готовую базу;
§ создавать таблицы с помощью Мастера таблиц;
§ редактировать данные а таблице;
§ изменять формы в режиме Конструктора;
§ применять различные способы поиска в базе;
§ создавать отчёты;
§ создавать формы с элементами управления.
2. Компьютерные сети. Основы Web-дизайна.
Пояснительная записка
Данный курс ориентирован на обеспечение для наиболее способных школьников повышенного уровня изучения информатики по теме: «Компьютерные сети». Так как современные компьютерные технологии стремительно развиваются и общество становится все более информационно-ёмким – умение работать в сетевых средах становится крайне необходимым в дальнейшей жизни. А основы построения интернетовских сайтов дадут необходимую информацию по выбору будущей профессии. Данный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов в объёме 14 и 25 часов соответственно.
2.1.Компьютерные сети. |
14 часов |
Локальные и глобальные сети. Назначение и классификация компьютерных сетей. Абоненты сетей, станция. Физическая передающая среда. Режимы передачи. Средства передачи. Локальная одноранговая сеть. Сеть с выделенным сервером. Достоинства и недостатки разных типов сетей. Топология сетей. Глобальная сеть Internet. Представление о структуре и системе адресации.
Электронная почта. Передача файлов с помощью протокола FTP. Всемирная
паутина (Word Wide Web). Понятие гипертекста. Телеконференции. Электронные доски объявлений BBS.
Средства поиска информации в сети Internet. Обозреватель Microsoft Internet Explorer. Поисковые системы. Синтаксис языка запросов. Копирование информации.
Учащиеся должны знать:
§ классификацию компьютерных сетей;
§ средства передачи и режимы передачи данных;
§ структуру сетей;
§ систему адресации в Internet;
§ интерфейс обозревателя Microsoft Internet Explorer.
Учащиеся должны уметь:
§ работать в локальной сети;
§ создавать и отправлять сообщения по электронной почте;
§ отправлять вложения;
§ принимать почту;
§ работать с поисковыми системами;
§ создавать запросы в соответствии с синтаксисом языка запросов;
§ копировать и сохранять необходимую информацию.
2.2.Язык HTML. Основы Web-дизайна. |
25 часов |
Основные термины и понятия. Структура HTML-документа. Тэги и атрибуты. Форматирование текста. Выравнивание и отступы. Списки. Основные методы создания таблиц. Задание фона. Вставка графических изображений.
Вставка гипертекстовых ссылок. Ссылки на документ с метками. Фреймы. Создание бегущей строки. Изображение-карта. Разбиение на фреймы. Формы. Вставка видео и звука. Способы создания анимации. Средства навигации. Обзор редакторов.
Дизайн WWW-страницы. Порядок проектирования. Сочетание текста и иллюстраций. Выбор графического формата. Проектирование навигационной системы. Типичные ошибки и их разбор на примерах.
Создание электронного пособия по учебным предметам в виде Web-страницы.
Учащиеся должны знать:
§ структуру HTML — документа;
§ основные тэги и атрибуты языка HTML;
§ способы создания HTML — документа.
Учащиеся должны уметь:
§ создавать HTML-документ, включающий основные элементы языка.
3. Основы программирования в интегрированной
среде Delphi.
Пояснительная записка
Основы программирования играют очень важную роль в развитии алгоритмического и логического мышления школьника. Данная тема наиболее трудна в усвоении, требует особых навыков работы с компьютером, развивает точность и структурность действий при решении задач разнообразного плана. В последнее время намечается переход от классических алгоритмических языков к объектному программированию – одним из представителей которых является интегрированная среда программирования Delphi. Курс ориентирован на углубленное изучение старшеклассниками основ программирования в объёме 21 часа.
3.1.Интегрированная среда программирования — Delphi. |
21 час |
Object Pascal — основа Delphi. Константы. Переменные. Простые типы данных. Стандартные (действительный, целый, символьный, логический) и нестандартные (перечислимый, ограниченный). Сложные типы (массив, запись, множество, файл). Выражения. Стандартные функции.
Оператор присваивания. Операторы ввода/вывода Readln, Writeln.
Условный оператор If…then…else. Условия, простые и составные условия, логические операции в условиях. Оператор выбора Сase… of.
Оператор цикла с параметром For…to…do, с предусловием While…do, c постусловием Repeat…until. Сортировка и поиск данных в массиве. Способы сортировки.
Понятие подпрограммы. Прцедуры и функции.
Стринги (строковые переменные). Операторы, процедуры и функции обработки строковых переменных.
Элементы интерфейса Delphi. Панели инструментов. Палитра компонентов. Быстрые кнопки. Форма. Окно редактирования. Инспектор объектов. Структура меню. Программы. Процедуры. Функции. Модули.
Структура Delphi: проекты, формы, модули. Библиотека визуальных компонентов. Свойства компонентов.
Создание Windows-приложений (обучающих и тестирующих программ с элементами мультимедиа).
Учащиеся должны знать:
§ основные приёмы создания DOS-приложения в среде Delphi;
§ правила описания данных в Object Pascal;
§ правила записи, исполнения и назначение операторов в Object Pascal;
§ правила записи, механизм вызова и исполнения подпрограмм в Object Pascal;
§ основные приёмы создания Windows-приложения в среде Delphi;
§ структуру среды программирования Delphi и основные её компоненты.
Учащиеся должны уметь:
§ записывать алгоритмы на языке Object Pascal, в том числе содержащие ветвления, циклы и вызовы подпрограмм;
§ тестировать алгоритм, находить и исправлять типовые ошибки, правильно интерпретировать сообщения об ошибках;
§ создавать простые обучающие и тестовые программы (Windows-приложения) в среде Delphi.