ПРОГРАММА АВТОРСКОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В 9 КЛАССАХ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ
“Основы компьютерного дизайна”
Автор программы: Жмурин А.В., учитель ИЗО
Брызгаловской СОШ. Камешковского р-на.
Программа
Курс основан на материале предметов ИЗО и Информатика и позволит ученику сориентироваться в выборе профиля, познакомиться с типичными видами деятельности по данному направлению, проявить себя в творческой деятельности, совершенствовать навыки и приёмы оформления документов, дизайнерских работ.
От базовых курсов программа отличается спецификой и направленностью деятельности, объединением работы с компьютерными документами, с графикой и художественной деятельностью. Практическим и творческим подходом к решению основных художественных задач.
Для работы в этой области школа имеет компьютерный класс, оснащена компьютерными программами типа:
Векторная графика: Corel Draw, Adobe Illustrator. Растровая графика: Corel PHOTO-Paint, Adobe Photoshop. Вспомогательные программы: «Мия - дизайнер», Corel Ventura, Corel Trace.
Для работы желательны компьютеры типа Р-3 (Р-4), с монитором 17 дюймов. Цветной принтер (желательно). В работе могут использоваться справочники по компьютерной графике.
Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы в графических программах. В процессе обучения учащиеся должны закрепить знания на практике, выполняя практические работы и задания - проекты по каждой теме. В конце обучения учащиеся выполняют итоговую работу по курсу, продемонстрировав все полученные знания и умения.
Успешность освоения курса оценивается по пятибалльной шкале по следующим критериям:
«Удовлетворительно» - Ученик овладел основными навыками и приёмами работы, обладает основными знаниями материала, но не '' проявляет творчество и инициативу. Прослеживается путаница с выбором основных инструментов и приёмов работы. Ученик не может без помощи учителя спланировать предстоящую работу, наметить последовательность выполнения заданий.
«Хорошо» - Ученик владеет навыками и приёмами работы, обладает знаниями материала, может самостоятельно выбирать инструменты и приёмы работы, может сам планировать и выполнять работу. В работе не проявляется творчество и инициатива, ученик выполняет работу «шаблонно».
«Отлично» - Ученик владеет навыками и приёмами работы, обладает знаниями материала, может самостоятельно выбирать инструменты и приёмы работы, может сам планировать и выполнять работу. В работе проявляет инициативу и творчество. Стремится выполнить работу неординарно, на высоком творческом уровне.
Динамика интереса фиксируется с помощью анкетирования (не реже 2 раз за курс, в середине и конце обучения) /приложение 0/, собеседований с учащимися при выполнении заданий, фиксации активности при подборе материала и выполнении работ с помощью «прайс-карты» задания /приложение №1/.
Практические работы могут выполняться индивидуально, в небольшой группе (2-3 чел.). По изучению курса выполняется итоговая работа, на заключительном занятии - семинаре учащиеся защищают свои работы, рассказывают последовательность её выполнения. Работы демонстрируются на выставке (при условии печати на принтере).
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 17 часов учебного времени.
Цели и задачи:
• Развитие интереса к компьютерной графике, дизайну.
• Обучение художественным навыкам оформления документов на компьютере (титульных листов, объявлений, открыток и пригласительных, текстового оформления, рекламных проспектов).
• Получение и развитие теоретических знаний и практических навыков в области компьютерного дизайна.
• Развитие умений работы на компьютере.
• Развитие и совершенствование умений и навыков художественного направления.
• Формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.
Формируемые умения и навыки учащихся:
• Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи, цели.
• Навыки оформления документов, выбора стиля, художественных решений.
• Умения обрабатывать данные, клипарты"и текстовые документы на компьютере.
• Самостоятельно контролировать ход выполнения работы,
фиксировать последовательность и оценивать результат. л
• Делать выводы на основе полученных результатов.
Получаемые учащимися знания:
• Работа с компьютером.
• Виды и типы компьютерных графических программ.
• Виды и типы компьютерной информации.
• Растровые и векторные изображения.
• Настройка программ к работе.
• Возможности программ, плюсы и минусы.
• Использование основных инструментов программ, их настройка и особенности.
• Особенности оформления деловых документов, художественных документов и художественных изображений.
Содержание программы;
Курс состоит из 4 разделов:
1. Знакомство с лучшими программами работы с графикой.
Изучение основных понятий и терминов компьютерной графики. Знакомство с популярными форматами векторной и растровой графики. /3 часа/
2. Знакомство с растровой графикой (Corel PHOTO-Paint, Adobe Photoshop). Изучение возможностей и особенностей программ. Настройка интерфейса и основных параметров. Обработка растровых изображений, маски и фильтры. Применение знаний в практической работе по обработке растрового изображения. /3 часа/
3. Знакомство с векторной графикой (Corel Draw, Adobe Illustrator). Изучение возможностей и особенностей лрограмм. Настройка интерфейса и основных параметров. Обработка векторных изображений, рисование основных фигур, использование основных инструментов. Перевод растра в вектор с помощью вспомогательных программ (Corel Trace). Применение знаний и умений в работе с векторными изображениями. Навыки оформления художественных изображений. /8 часов/
4. Знакомство с оформлением документов с помощью программ для вёрстки и издания (Corel Ventura, Word) . Выполнение зачётной работы по оформлению текстовых документов./3 часа/
Перечень практических заданий:
1. Обработка растрового изображения с помощью масок и фильтров. Зафиксировать данные и изменения в «прайс-карте». Оформить изображения в виде дизайн - проекта. /приложение 2/
2. Получение и закрепление навыков работы фигурами и инструментами. Оформление изображения с фигурами и заливками. /приложение 3/
3. Получение и закрепление навыков работы с клипартами; Оформление изображения с использованием клипартов и текста. /приложение 4/
4. Получение и закрепление навыков работы с художественным текстом. Оформление изображения с использованием художественного текста. /приложение 5/
5. Оформление художественного изображения (рекламный проспект, объявление) с помощью векторных клипартов, стандартных фигур, инструментов художественной работы, текстовых вставок. Зафиксировать данные и элементы в «прайс-карте». /приложение 6/
6. Оформление документа, художественного документа (титульный лист, страницу текста) с помощью векторных и растровых клипартов, стандартных рамок и др. элементов. Обработать данные в «прайс-карте». Рассказать о выполнении проекта. Защитить его. /приложение 7/
Календарно - тематическое планирование:
№Р
|
№У
|
Тема занятия /Содержание занят.
|
Практическая часть
|
Материал |
1
|
1
|
Назначение и возможности гр. программ. Основные понятия и терминология компьютерного дизайнера. Растровая и векторная графика.
|
Демонстрация возможностей программ.
|
Corel Draw, «Мия-дизайнер», Adobe Photoshop.
|
|
2
|
Знакомство с форматами графики. Сравнение основных видов форматов, их предпочтение и использование.
|
Демонстрация графических клипартов сохранённых в разных форматах
|
Corel PHOTO-Paint, Corel Draw. |
|
3
|
Анализ популярных программ компьютерной графики. Специфика и назначение программ. Особенности интерфейса. Сходства и различия.
|
Демонстрация интерфейса популярных программ.
|
Corel Draw, Adobe Photoshop, Corel Ventura.
|
2
|
4
|
Работа с растровой графикой. Настройка интерфейса, параметров. Возможности программ.
|
Настройка интерфейса. Демонстрация возможностей.
|
Corel PHOTO Paint, Adobe Photoshop.
|
|
5
|
Работа в программах растровой графики. Особенности работы, техника работы. Применение масок и фильтров. Порядок работы, заполнение «прайс-карты».
|
Показ и объяснение особенностей работы в программах.
|
Corel PHOTO Paint.
|
Анк
|
|
Анкетирование динамики интереса к курсу.
|
|
|
Пр1
|
б
|
Практическая работа «Применение масок и фильтров в работе». Заполнение «прайс-карты» задания.
|
Практическая работа в малых группах.
|
Corel PHOTO Paint.
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
3
|
7
|
Работа с векторной графикой. Настройка интерфейса и параметров. Возможности программ.
|
Настройка интерфейса. Демонстрация возможностей.
|
Corel Draw, Adobe Illustrator.
|
|
8
|
Работа с фигурами и заливками. Техника работы с контуром и заливкой, объединение и соединение, послойное наложение.
|
Показ и объяснение особенностей работы.
|
Corel Draw.
|
Пр2
|
9
|
Практическая работа «Работа с фигурами, инструментами и заливками в векторной графике».
|
Практическая работа в малых группах.
|
Corel Draw |
|
10
|
Работа с клипартами в программах векторной графики. Обработка клипартов . Операции с клипартами, рисование клипартов. Перевод растра в вектор.
|
Показ и объяснение особенностей работы в программах .
|
Corel Drawб Draw Тгасе.
|
ПрЗ
|
11
|
Практическая работа «Обработка и применение клипартов».
|
Практическая работа в малых группах.
|
Corel Draw
|
|
12
|
Работа с текстом в программах векторной графики. Основные приёмы работы с текстом. Применение эффектов. Объединение и соединение элементов графики.
|
Показ и объяснение особенностей работы в программах.
|
Corel Draw
|
Пр4
|
13
|
Практическая работа «Получение и обработка художественного текста».
|
Практическая работа в малых группах.
|
Corel Draw |
Пр5
|
14
|
Практическая работа «Дизайнерский проект». Заполнение «прайс-карты» задания.
|
Практическая работа в малых группах.
|
Corel Draw |
4
|
15
|
Оформление художественных документов. Особенности программ -редакторов. Настройка интерфейса. Возможности применения. Основные приёмы работы.
|
Показ и объяснение особенностей работы в программах.
|
Corel Ventura, Word 2000, Word XP. |
Пр6
|
16
|
Практическая работа «Оформление документов». Заполнение «прайс-карты» задания.
|
Практическая работа в малых группах.
|
Corel Ventura |
|
17
|
Защита и оценка проектов и выполненных заданий. Подведение итогов изучения курса.
|
Демонстрация проектов и их защита.
|
|
Анк
|
|
Анкетирование динамики интереса к курсу.
|
|
|
Рекомендуемая литература;
1. М, Бурлаков. «Согеl Draw 11. Наиболее полное руководство». Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2003 г.
2. В. П. Леонтьев. «Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003». Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2003 г.
3. В. И. Мураховский. «Компьютерная графика. Популярная энциклопедия». Москва «АСП-ПРЕСС СКД» 2003 г.
Приложение №0
Примерные вопросы анкетирования:
1. Интересен ли Вам курс?
2. Осознанно ли Вы выбрали этот курс или случайно? Каковы причины Вашего выбора?
3. Чем Вам могут быть полезны знания, полученные на курсе?
4. Связан ли курс с Вашим будущим выбором профессии?
5. Какие знания и умения Вам особенно интересны и полезны?
6. Возникают ли у Вас трудности с освоением материала, какие?
7. Какой вид деятельности Вам особенно интересен и полезен (практическая деятельность, изучение теории, выполнение итоговых работ по темам, другой)?
8. С чем Вы связываете свои успехи? Неудачи?
9. Поменялось ли Ваше отношение к предмету после обучения?
10. Изменился ли Ваш выбор будущей профессии?
Приложение №1
«Прайс-карта» задания № 6 ФИО Иванов И. «Заголовок художественной выставки»
Образец
№
|
Вид деятельности
|
Примен.
|
Отмен.
|
Примеч.
|
Ошиб.
|
1
|
Настройка листа - альбом.
|
+
|
|
|
|
2
|
Импорт рамки |
+
|
|
|
|
3
|
Выбор текста
|
+
|
|
|
|
4
|
Выбор шрифта – «Decor» |
+
|
|
|
|
5
|
Выбор размера шрифта - 36
|
|
+
|
мал |
|
6
|
Выбор размера шрифта - 48
|
+
|
|
|
|
7
|
Импорт изображения 1
|
+
|
|
|
|
8
|
Импорт изображения 2
|
+
|
|
|
|
9
|
Импорт изображения 3
|
|
+
|
перегруж |
|
10
|
Применение худ. Кисти (снег)
|
+
|
|
|
|
11
|
Компоновка работы
|
+
|
|
|
|
12
|
Сохранение документа |
+
|
|
|
|
Графу «Ошиб» заполняет учитель.
Оценка за работу............
Оценка за заполнение «Прайс-карты». . . . . . . . . . . .
Общая итоговая оценка ...............