ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 - 11 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Компьютерное моделирование в среде Turbo Pascal 7.0. и табличном процессоре Excel 2000»
Авторы: Олейникова Е.В., Анцыпа В.А.
Лицей №17 г.Владимира
Пояснительная записка
Настоящая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и направлена на получение профессиональной подготовки учеников в области информатизации и программирования по специальности «Оператор ЭВМ – Программист». В ней предлагается материал, основанный на базовом курсе информатики содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». Программа рассчитана на 68 учебных часов.
Цель курса – углубленное изучение способов и методов программирования, знакомство учеников с основными тенденциями в развитии современного программирования.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать
· основные способы представления и обработки информации в компьютере;
· структурные и архитектурные особенности построения ЭВМ,
· приемы и правила реализации задач разных предметных областей различными средами (в среде программирования TurboPascal и в табличном процессоре MS Excel).
· Способы применения персональных компьютеров в инженерной практике и повседневной жизни,
Уметь
· самостоятельно разрабатывать алгоритмы решения задач.
· реализовывать их в различных языковых средах;
· работать в режиме квалифицированного оператора персональной ЭВМ.
Программирование является отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Курс «Алгоритмизация и программирование» основан на элементах общей информатики и включает в себя элементы профессионального программирования.
Необходимость создания подобной программы вызвана тем, что наряду с отдельной специальностью, программирование способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся.
Особенностью данной программы является то, что она основывается преимущественно на методах активного обучения. В ней применяются такие методы, как метод проблемного обучения, метод проектов.
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного и письменного опроса, практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются самостоятельной реализацией творческого проекта.
Учебно-тематический план
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Основы программирования. |
2 |
2. |
Система программирования Turbo Pascal 7.0. |
4 |
3. |
Типы данных языка программирования Turbo Pascal 7.0. |
4 |
4. |
Организация циклических операций языка Turbo Pascal 7.0. |
6 |
5. |
Структурированные типы данных. Массивы. Определение массива данных. |
6 |
6. |
6 |
|
7. |
Операции над матрицами. |
6 |
8. |
Преобразование матриц. |
6 |
9. |
Поиск информации в массивах данных |
6 |
10. |
Процедуры и функции. |
6 |
11. |
Практикум решения задач моделирования. |
6 |
12. |
Решение задач моделирования средствами табличного процессора Excel |
10 |
|
Всего: |
68 |
1. Основы программирования (2 часа).
· Языки программирования.
· Компиляция и интерпретация.
· Алгоритмы, их свойства и способы описания. Примеры алгоритмов.
2. Система программирования Turbo Pascal 7.0 (4 часа).
· Модульное построение программ.
· Идентификаторы, константы, переменные.
3. Типы данных языка программирования Turbo Pascal 7.0 (4 часа).
· Типы данных языка программирования Turbo Pascal 7.0.
· Числовые данные и операции над ними.
· Логические данные и операции над ними.
· Основные математические функции и процедуры языка программирования Turbo Pascal 7.0.
4. Организация циклических операций языка Turbo Pascal 7.0 (6 часов).
· Операторами безусловного и условного переходов
· Оператор цикла со счетчиком
· Оператор цикла с постусловием.
· Оператор цикла с предусловием.
5. Структурированные типы данных. Массивы. Определение массива данных (6 часов).
· Одномерные массивы
· Преобразование одномерных массивов данных - сортировка. Методы сортировки числовых данных. Сортировка обменом. Сортировка выбором. Сортировка вставкой
· Двумерные массивы данных, его формирование в памяти компьютера. Арифметические операции над целыми числами.
· Приемы поиска информации в массивах данных.
6. Операции над символами и строками (6 часов).
· Операции над символами и другими регулярными типами.
· Операции над символами и строками.
· Функции.
· Процедуры.
7. Операции над матрицами (6 часов).
· Алгоритмы формирования матриц со специальными названиями (нулевая, единичная, верхнетреугольная, нижнетреугольная, симметричная, кососимметричная).
8. Преобразование матриц (6 часов).
· Элементарные преобразования матриц. Перестановка двух строк (столбцов).
· Добавление к одной строке другой, умноженной на любое число.
· Умножение и сортировка матриц. Умножение матрицу на матрицу. Умножение матрицы на вектор и вектора на матрицу.
9. Поиск информации в массивах данных (6 часов).
· Поиск информации в одномерных массивах данных.
· Алгоритм поиска информации в отсортированном массиве данных - бинарный поиск.
· Исследование алгоритма бинарного поиска.
10. Процедуры и функции (6 часов).
· Понятие подпрограмм. Процедуры.
· Функции.
· Понятие рекурсии.
11. Практикум решения задач (6 часов).
12. Решение задач моделирования средствами табличного процессора Excel (10 часов).
Литература:
1. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих/ Сост. Д.А.Поспелов. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
2. Монахов М.Ю. Основы информатики и вычислительной техники. Кн.1. Данные и программы: Учеб. пособие/ Под ред. А.В. Кострова; Владим. гос. ун-т. - Владимир,1997.
3. Монахов М.Ю. Основы информатики и вычислительной техники. Кн.2. Информация и арифметика: Учеб. пособие/ Под ред. А.В. Кострова; Владим. гос. ун-т. - Владимир,1998.
4. Подготовка пользователей персональных ЭВМ IBM PC: Пособие для педагогов/ под ред. Монахова М.Ю. “Владимирская школа”, Владимир, 1996.
5. Информатика: Учеб. пособие 10-11 кл. общеобразоват. Учреждения Л.З.Шауцукова – М.: Просвещение, 2000.
6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие 10-11 классов.- М.: Лаборатория базовых знаний, АО «Московские учебники», 2001.
7. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Изд. 7-е, перераб. доп.-М.:ИНФРА-М, 1997 .
8. И.П. Гурский. Функции и построение графиков. Пособие для учителей. Просвещение. Москва 1964 г.
9. Ю.В. Васильков, Н.Н. Василькова. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании: Учеб. пособие. – Финансы и статистика, 2002. – 256 с.: ил.
10. Офицеров Д.В., Старых В.А. Программирование в интегрированной среде TURBO PASCAL: Справ. Пособие. – Мн.: Беларусь, 1996. – 240 с.
11. Решение математических задач средствами Excel. Практикум. В.Я.Гельман. – СПб.:Питер, 2003. – 237 с.
12. Гельман В.Я. Практикум по математике на компьютере. СПб.: СПИГ, 2001
13. Додж М., Стинсон К. Эффективная работа MS Excel 2002. СПбб: Питер, 2003.