ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 - 11 КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Компьютерное моделирование в среде Turbo Pascal 7.0. и табличном процессоре Excel 2000»

 

 

Авторы: Олейникова Е.В., Анцыпа В.А.

Лицей №17 г.Владимира

 

Пояснительная записка

Настоящая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и направлена на получение профессиональной подготовки учеников в области информатизации и программирования по специальности «Оператор ЭВМ – Программист». В ней предлагается  материал, основанный на базовом курсе информатики содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». Программа рассчитана на 68 учебных часов.

 Цель курса – углубленное изучение способов и методов программирования, знакомство учеников с основными тенденциями в развитии современного программирования.

        В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать

·        основные способы представления и обработки информации в компьютере;

·        структурные и архитектурные  особенности построения ЭВМ,

·        приемы и правила реализации задач разных предметных областей различными средами (в среде программирования TurboPascal и в табличном процессоре MS Excel).

·        Способы применения персональных компьютеров в инженерной практике и повседневной жизни,

Уметь

·        самостоятельно разрабатывать алгоритмы решения задач.

·        реализовывать их в различных языковых средах;

·        работать в режиме квалифицированного оператора персональной ЭВМ.

Программирование является отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Курс «Алгоритмизация и программирование» основан на элементах общей информатики и включает в себя элементы профессионального программирования.

Необходимость создания подобной программы вызвана тем, что наряду с отдельной специальностью, программирование способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся.

    Особенностью данной программы является то, что она основывается преимущественно на методах активного обучения. В ней применяются такие методы, как метод проблемного обучения, метод проектов. 

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного и письменного опроса, практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются самостоятельной реализацией творческого проекта.

 

 

Учебно-тематический план

 

п\п

Тема

Кол-во часов

1.

Основы программирования.

2

2.

Система программирования Turbo Pascal 7.0.

4

3.

Типы данных языка программирования Turbo Pascal 7.0.

4

4.

Организация циклических операций языка Turbo Pascal 7.0.

6

5.

Структурированные типы данных. Массивы. Определение массива данных.

6

6.

Операции над символами и строками

6

7.

Операции над матрицами.

6

8.

Преобразование матриц.

6

9.

Поиск информации в массивах данных

6

10.

Процедуры и функции.

6

11.

Практикум решения задач моделирования.

6

12.

Решение задач моделирования средствами табличного процессора Excel

10

 

Всего:

68

 

 

Программа

1.      Основы программирования (2 часа).

·        Языки программирования.

·        Компиляция и интерпретация.

·        Алгоритмы, их свойства и способы описания. Примеры алгоритмов.

2.      Система программирования Turbo Pascal 7.0 (4 часа).

·        Модульное построение программ.

·        Идентификаторы, константы, переменные.

3.      Типы данных языка программирования Turbo Pascal 7.0     (4 часа).

·        Типы данных языка программирования Turbo Pascal 7.0.

·        Числовые данные и операции над ними.

·        Логические данные и операции над ними.

·        Основные математические функции и процедуры языка программирования Turbo Pascal 7.0.

4.      Организация циклических операций языка Turbo Pascal 7.0 (6 часов).

·        Операторами безусловного и условного переходов

·        Оператор цикла со счетчиком

·        Оператор цикла с постусловием.

·        Оператор цикла с предусловием.

5.      Структурированные типы данных. Массивы. Определение массива данных (6 часов).

·        Одномерные массивы

·        Преобразование одномерных массивов данных - сортировка. Методы сортировки числовых данных. Сортировка обменом. Сортировка выбором. Сортировка вставкой

·        Двумерные массивы данных, его формирование в памяти компьютера. Арифметические операции над целыми числами.

·        Приемы поиска информации в массивах данных.

6.      Операции над символами и строками (6 часов).

·        Операции над символами и другими регулярными типами.

·        Операции над символами и строками.

·        Функции.

·        Процедуры.

7.      Операции над матрицами (6 часов).

·        Алгоритмы формирования матриц со специальными названиями (нулевая, единичная, верхнетреугольная,  нижнетреугольная, симметричная, кососимметричная).

8.      Преобразование матриц (6 часов).

·        Элементарные преобразования матриц. Перестановка двух строк (столбцов).

·        Добавление к одной строке другой, умноженной на любое число.

·        Умножение и сортировка матриц. Умножение матрицу на матрицу. Умножение матрицы на вектор и вектора на матрицу.

9.      Поиск информации в массивах данных (6 часов).

·        Поиск информации в одномерных массивах данных.

·        Алгоритм поиска информации в отсортированном массиве данных - бинарный поиск.

·        Исследование алгоритма бинарного поиска.

10.  Процедуры и функции (6 часов).

·        Понятие подпрограмм. Процедуры.

·        Функции.

·        Понятие рекурсии.

11. Практикум решения задач (6 часов).

12. Решение задач моделирования средствами табличного процессора Excel (10 часов).

 

Литература:

1.      Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих/ Сост. Д.А.Поспелов. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.

2.      Монахов М.Ю. Основы информатики и вычислительной техники. Кн.1. Данные и программы: Учеб. пособие/ Под ред. А.В. Кострова; Владим. гос. ун-т. - Владимир,1997.

3.      Монахов М.Ю. Основы информатики и вычислительной техники. Кн.2. Информация и арифметика: Учеб. пособие/ Под ред. А.В. Кострова; Владим. гос. ун-т. - Владимир,1998.

4.      Подготовка пользователей персональных ЭВМ IBM PC: Пособие для педагогов/ под ред. Монахова М.Ю. “Владимирская школа”, Владимир, 1996.

5.      Информатика: Учеб. пособие 10-11 кл. общеобразоват. Учреждения Л.З.Шауцукова – М.: Просвещение, 2000.

6.      Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие 10-11 классов.- М.: Лаборатория базовых знаний, АО «Московские учебники», 2001.

7.      Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Изд. 7-е, перераб. доп.-М.:ИНФРА-М, 1997 .

8.      И.П. Гурский. Функции и построение графиков. Пособие для учителей. Просвещение. Москва 1964 г.

9.      Ю.В. Васильков, Н.Н. Василькова. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании: Учеб. пособие. – Финансы и статистика, 2002. – 256 с.: ил.

10. Офицеров Д.В., Старых В.А. Программирование в интегрированной среде TURBO PASCAL: Справ. Пособие. – Мн.: Беларусь, 1996. – 240 с.

11. Решение математических задач средствами Excel. Практикум. В.Я.Гельман. – СПб.:Питер, 2003. – 237 с.

12. Гельман В.Я. Практикум по математике на компьютере. СПб.: СПИГ, 2001

13. Додж М., Стинсон К. Эффективная работа MS Excel 2002. СПбб: Питер, 2003.

к списку авторов