Программа авторского элективного курса
Элементы дискретной математики и численных методов
Авторы программы: Троицкая Е.А. , учитель математики ;
Родичев А.А. учитель информатики СОШ №2 п.Ставрово.
Рабочая программа курса
Лекции 48 час.
Практические занятия 11 час.
Тестирование 9 час.
Всего 68 час.
Пояснительная записка
Введение данного курса продиктовано необходимостью системной модернизации старшей школы как профильной и осуществляется в рамках экспериментальной работы школы по созданию адаптивной среды обучения.
Данный курс предназначен для углубленного изучения информатики в профильных школьных классах старшей ступени.
Основные цели курса для учащегося:
- пропедевтическое изучение базовых элементов математических и информационных дисциплин, входящих в Государственный образовательный стандарт по направлению 552800 “Информатика и вычислительная техника” (рассматриваются теоретические и практические вопросы, связанные с процессами сбора, преобразования, хранения и использования информации);
- адаптация к учебной и трудовой деятельности в условиях современного информационного общества.
Программа разработана с учетом требований, к подготовке школьников, планирующих продолжить свое обучение на информационных специальностях во Владимирском государственном университете. В связи с этим предполагается более глубокое изучение отдельных тем школьного курса информатики, также с целью освоения школьниками методики решения технических и математических задач на ЭВМ предусматривается изучение отдельных разделов вычислительной математики.
Курс имеет практическую часть. По модулю “Элементы дискретной математики” предусмотрены занятия отработки навыков и умений по решению типовых задач (10ч), по модулю “Численные методы” - лабораторные работы (10ч). Включение в программу лабораторных и практических работ с использованием персональных компьютеров способствует углублению освоения теоретического материала и активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Оценка знаний учащихся проводится в течение изучения курса (промежуточное тестирование). Итоговый контроль осуществляется в форме теста, который включает в себя 20 вопросов по основным вопросам курса.
Курс обеспечен методическими материалами, имеет электронную версию. Использование компьютерного тестирования оказывает значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, позволяет сделать объективной процедуру контроля знаний и умений учащихся. Все это формирует положительное отношение учащихся к изучаемому материалу, благоприятно сказывается на их мотивации.
Основные задачи курса:
Познакомить учащихся с принципами структурирования, формализации информации;
Выработать у обучающихся умение строить информационные модели для описания процессов, и систем;
Развить математический стиль мышления;
Сформировать умение строить алгоритм действий, необходимых для достижения поставленной цели, в заданных условиях;
Познакомить с подходами этапами решения технических и математических задач на ЭВМ.
Тематический план
10 класс (34 часа)
Тема занятия |
Кол-во часов |
Вводная лекция |
1 |
Раздел I Элементы дискретной математики |
|
Модуль I «Информационные основы построения компьютеров» |
13 |
Сообщения и сигналы |
2 |
Мера Хартли |
2 |
Мера неопределенностей Шеннона |
1 |
Семантическая мера |
1 |
Мера целесообразности |
2 |
Практическая работа №1 |
2 |
Дискретизация и квантование |
1 |
Тестирование по I модулю |
3
|
Модуль II «Арифметика компьютера» |
8 |
Системы счисления |
2 |
Практическая работа №2 |
1 |
Выполнение операций в различных системах счисления |
5 |
Практическая работа №3 |
1 |
Формы представления чисел |
6 |
Тестовая работа по разделу 2 |
2 |
Модуль III «Алгебра логики» |
13 |
Основы логических операций |
3 |
Логические функции |
3 |
Вычисление логических функций |
3 |
Практическая работа №4 |
2 |
Итоговое тестирование |
2
|
Итого |
34 |
11 класс (34ч) |
Кол-во часов |
Модуль IY «Логика и схемотехника» |
14 |
Элементы схемотехники |
3 |
Практическая работа №5 |
1 |
Логические схемы |
3 |
Практическая работа №6 |
1 |
Автоматы |
3 |
Элементы структурных схем |
2 |
Тестирование |
1 |
МодульY«Функционирование компьютеров» |
8 |
Структура ЭВМ |
4 |
Машинный язык |
3 |
Тестирование |
1 |
Раздел 2 «Численные методы» |
12 |
Модуль 1 «Алгебра матриц» |
4 |
Обращение матрицы разными способами |
4 |
Практическая работа №1 |
2 |
Модуль II «Методы решения нелинейных уравнений» |
5 |
Практическая работа №2 |
1 |
Итоговое тестирование по курсу |
2 |
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
Раздел 1 «Элементы дискретной математики»
Модуль I «Информационные основы построения компьютеров»
Сообщения и сигналы, дискретные сообщения, мера Хартли, мера неопределенностей Шеннона, семантическая мера, мера целесообразности, дискретизация и квантование, понятие декодирования и маскировки, а так же запаздывания и искажения информации.
Модуль II «Арифметика компьютера»
Позиционные и непозиционные системы счисления, q-ичные числа, шестнадцатеричная система, восьмеричная система, перевод целых чисел, перевод правильных дробей, формы представления чисел, представление чисел с фиксированной точкой, Представление чисел с плавающей точкой, погрешности представления чисел, понятие абсолютной погрешности представления и относительной, а так же понятие минимальной абсолютной погрешности и формулы их вычисления.
Модуль III «Алгебра логики»
Основы логических операций, логические функции, вычисление логических функций, понятие конституентной единицы, а так же конституенты нуля.
11 класс
Модуль IY«Логика и схемотехника»
Аналитическое преставление булевских функций, минимизация булевских функций, алгоритм решения логических задач, логические элементы, электрические сигналы двоичных чисел, булевские функции и логические схемы, синтез логических схем, дискретный автомат, абстрактный автомат, триггер и структуризация, регистр, счетчик, сумматор и мультиплексор, карта Карно функции от 3-х переменных, понятие комбинационного автомата, понятия графа переходов или кодового замка.
Модуль Y « Функционирование компьютеров»
Принципы фон Неймана, структура процессора, выполнение команды выбора и выборка следующей, команды перехода и их адрес, роль машинного языка и его формат, команды, не содержащие адрес команды, понятие дешифратора, примеры использования команд, ассемблеры.
Раздел 2 «Численные методы»
Модуль I «Алгебра матриц»
Понятие матрицы, методы умножения матрицы, обращение матрицы разными способами.
Модуль II «Решение нелинейных уравнений»
Способ проб и способ хорд, методы Ньютона и метод Лобачевского, метод выделения квадратного множителя.
ЛИТЕРАТУРА
Г.Н. Воробьева, А.Н. Данилова “Практикум по численным методам”. – М. “Высшая школа”, 1979
Б.П. Демидович, И.А. Марон, Основы вычислительной математики- М, “Наука”, 1970
Б.П. Демидович, И.А. Марон, Э.В. Шувалова, “Численные методы анализа”, М., Физматгиз, 1963
Ф.Л. Бауэр, Р. Гнац, У. Хилл Информатика. Задачи и решения.- М.: Мир, 1978
В.М. Глушков Синтез цифровых автоматов.- М: Физматгиз, 1962
Ф.И. Карпелевич, Л.Е. Садовский, “Элементы линейной алгебры и линейного программирования”, М, 1965
М.А. Карцев Арифметика цифровых машин.- М: Наука, 1969
М.А. Королев, Г.Н. Клемко, А.И. Мишенин, Информационные системы и структуры данных.- М: Статистика, 1977
Ю.Н. Кузнецов и др., “Математическое программирование”, учеб. пособие для Вузов, М., “Высшая школа”, 1976
О.В. Мангуров, Ю.К. Солнцев, Ю.И. Сорокин, Н.Ф. Федин “Толковый словарь математических терминов”, - М., “ Просвещение”, 1965
В.С. Михельсон, “Элементы вычислительной математики”, “Высшая школа”, М., 1962
М.Ю. Монахов Основы информатики и вычислительной техники. Кн.2, Информация и арифметика: Учебное пособие/ Владимирский государственный университет, Владимир, 1997
М.Ю. Монахов Основы информатики и вычислительной техники. Кн.3, Логика и функционирование: Учебное пособие/ Владимирский государственный университет, Владимир, 1997