Программа элективного курса
“История и культура Владимирского края”
(английский язык )
для VIII лицейского социально – гуманитарного класса
Автор: Малкина Р.И.
учитель английского языка
школы № 31
г. Владимир
Пояснительная записка
В основе обучения иностранному языку – коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры, т.е. содержанием образования является культура, как система духовных и материальных ценностей, наполненных обществом во всех сферах – от быта до философии.
Модернизация школьного образования, которая проводится в России, связывается, прежде всего, с обновлением содержания образования. Это имеет очень важное значение и широкую перспективу использования, особенно в условиях гуманитарного лицейского образования. Она предусматривает повышение качества подготовки учащихся за счёт расширения информационного поля, а главное – достижение образовательных целей за счёт приобщения к иной культуре, истории, литературе, искусству, расширение кругозора учащихся, создание условий для познания богатства мировой культуры. Все это предполагает усвоение учащимися знаний о своей “Малой Родине, своем крае, его истории и культуре, как составляющей единой Мировой культуры”. Образовательные цели реализуются за счет ориентации на познание богатства мировой культуры, приобщение к которой находится в прямой зависимости от степени владения учащимися своей родной культурой.
В школе XXI века содержание образования принимается не как “сами по себе знания, умения и навыки”, а как человеческая культура, которая находит в них отражение. Это даёт возможность формировать у учащихся целостную картину мира, где иностранный язык – средство познания этой картины мира.
Овладение учащимися ценностями родной культуры делает их восприятие иных культур более точным, глубоким и всесторонним, т.е. реальная, межкультурная коммуникация как форма общения представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда значительное место отводится родной национальной культуре, её пропаганде.
Предполагаемая программа призвана помочь учащимся осознать особенности, уникальность и богатство культуры Владимирского края. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах. Она вызывает интерес учащихся уже при презентации данного курса ( обычно презентацию проводят или студенты иностранных языков или старшеклассники, которые занимались по этой программе ранее ). Выбор предложенной программы – добровольный для учащихся и их родителей. Программа предполагает использование методов активного обучения ( проекты, рефераты, использование Internet, информационных материалов, составление экскурсий на языке, исследовательские методы ).
Этот элективный курс составлен совместно с сотрудниками Владимиро – Суздальского Музея – Заповедника.
Владимирский край – уникальный по своим историческим и культурным ценностям. Наш край – центр зарождения русской народности, где “диалог культур” существовал с незапамятных времен. Только на Владимирской земле сохранились памятники Белокаменного Зодчества ( XI в.), где ученые XXI века находят следы итальянской архитектуры (опять диалог культур!); здесь существовала своя школа иконописи ( фрески Рублева ), т.е. информационное поле – огромно! И этим объясняется поток туристов в наш Край ( за 2003 год – 1 млн. туристов). У наших учащихся есть возможность узнать подробно ( буквально потрогать их ) об этих памятниках на 2 языках ( родном и английском ) от профессиональных экскурсоводов и, главное, составить эти проекты – экскурсии самим ( практическая направленность ) и проводить их на английском языке для своих гостей, сверстников, друзей, т.е. результаты обучения ожидаемы и достижимы.
В основе курса – метод проектов, в чем большая заслуга Института Усовершенствования Учителей. На базе кабинета иностранных языков были организованы проблемные курсы, посвященные творчеству в работе учителя и развитию его исследовательской культуры, где проектная методика играет важную роль.
Предложенная программа отвечает основным принципам
метода проектов:
1) связь идеи проекта с реальной жизнью ( My native city );
2) интерес к выполнению проекта со стороны учащихся;
3) нацеленность на конечный результат – экскурсия; профессия экскурсовода актуальна
и в наши дни.
Метод проектов, используемый в программе, предполагает и самостоятельное добывание знаний. Он сочетает коллективную и индивидуальную работу над проектом и имеет практическую направленность.
Программа реалистична, если учитель любит и
знает свой край, ищет все возможности, чтобы дети выросли настоящими патриотами
своей Родины, чтобы они практически могли использовать иностранный язык для
общения.
Тематическое планирование.
1 |
Владимирская Школа Белокаменного Зодчества (беседа на русском языке с использованием наглядности) |
1 час |
Малкина Р.И. |
2 |
Отработка лексики по теме, составление сообщений об основах школы Белокаменного Зодчества на английском языке | 1 час |
Малкина Р.И. |
3 |
а) Экскурсия на русском языке: Дмитриевский Собор (резьба, архитектура,
история) б) Экскурсия на английском языке: Дмитриевский Собор (резьба, архитектура, история) |
2 часа 1 час |
Глазков М.Ю. Локтионова И.И. |
4 |
Работа над проектом: What do the Carvings of Sn’t Dmitry cathedral symbolize ? (в досье) | 1 час |
Малкина Р.И. |
5 |
Обсуждение материалов экскурсии, новая лексика, отработка структур (специфика) | 1 час |
Малкина Р.И. |
6 |
Экскурсия: Успенский Собор – Памятник Белокаменного Зодчества | ||
7 |
Владимирская школа иконописи в интерьере Успенского Собора. Фрески Рублева |
1 час |
Глазков М.Ю. (русский язык) Локтионова И.И. (англ. язык) |
8 |
Индивидуальные проекты What is Assumption Cathedral famous for ? |
1 час |
Малкина Р.И. Инд. Консультация |
9 |
Работа со справочной литературой (рефератами выпускников по теме, Internet, путеводители) | 1 час |
|
10 |
Просмотр фильма (выпускники 98г.) “Экскурсия по г. Владимиру, его памятники Белокаменного Зодчества”, обсуждение фильма и составление аннотации . | 2 часа |
Малкина Р.И. |
11 |
Церковь Покрова на Нерли – памятник истории и архитектуры (экскурсия, работа со справочниками по теме на английском языке). | 2 часа |
Рагозянов Ю.В. Малкина Р.И. |
12 |
Экскурсия по городу (на английском языке) Золотые Ворота, Красная Церковь, Никитская Церковь (экскурсовод Малкина Р.И.) Княгинин Монастырь, здание Драматического Театра – история, черты Белокаменного Зодчества в архитектуре. |
2 часа 1 час |
Локтионова И.И. |
13 |
Коллективный проект (защита). Какие архитектурные стили не относятся к Владимирской школе Белокаменного Зодчества? (почему?) |
Муз. центр 1 час |
Серебрякова М.А. Малкина Р.И. Студенты ВГПУ (ин. язык) |
14 |
Заключительное занятие – Круглый стол в Музейном Центре 1) Защита проектов по теме: “What have you learned about the monuments of WSA of your city?” 2) Презентация видеозаписи экскурсии “История и культура Владимирского края” (на английском языке) для одноклассников |
1 час |
Серебрякова М.А. Малкина Р.И. Студенты ВГПУ (ин. язык) Выпускники школы Князева Н.В. |
Итого: |
17 час |
Содержание курса.
История и культура Владимирского края
1. Владимирская школа Белокаменного Зодчества, (Кидекша, 1-й храм этой школы – храм Бориса и Глеба), история создания памятника, характерные особенности, элементы украшения.
2. Резьба Дмитриевского Собора – шедевр мировой архитектуры (библейские мотивы в резьбе Дмитриевского Собора, сравнительные методы резьбы XI – XIX веков).
3. Успенский Собор – главный Собор Руси в XII веке (Андреевский Собор), его уникальность, росписи А.Рублева, захоронения.
4. Церковь Покрова на Нерли – гимн белокаменному зодчеству Владимирского Края ! (project why?) ( Выбор места, история создания, назначение ).
5. Золотые Ворота – символ древнего и современного Владимира! (project why?) ( Героическое прошлое края – галерея героев Великой Отечественной Войны, диарама “Взятие Владимира татарами”. (английский язык) ).
6. Черты Белокаменного Зодчества в здании Владимирского Драматического Театра (исследовательская деятельность учащихся).
7. Поздние архитектурные памятники г. Владимира (Красная Церковь, Никитская Церковь, Собор Княгинина Монастыря), их место в архитектурном ансамбле Владимира.
8. Символы Владимирской школы Белокаменного Зодчества (фильм в Музейном Центре), работа над проектами по выбранной теме.
9. Защита проектов по выбранной теме (Круглый стол).
Форма итогового контроля:
Итоговый контроль проходит на заключительном уроке курса в форме ролевой игры.
Перечень формируемых знаний, умений, навыков
Учащиеся должны:
1. Расширить знания об истории, культуре, самобытности Владимирского края;
2. Совершенствовать знания, умения и навыки по английскому языку в рамках базового курса, а также овладеть новой лексикой по теме;
3. Сформировать потребность и развить умение пользоваться справочной литературой, использовать полученную информацию в практической деятельности;
4. Научиться решать коммуникативные задачи, необходимые для ведения диалогов, полилогов, дискуссий;
5. Воспитать в себе чувство национальной самобытности, что способствует лучшему осознанию особенностей родной культуры;
6. Уметь готовить и защищать проекты по избранной теме.
Литература (для учителя
)
(дополнительные источники информации )
1. Сафонова В.В. « Социокультурный подход к обучению иностранным языкам »
2. Душсина Т.В. « Проектная методика на уроках иностранного языка »
3. Пассов Е.И. « Коммуникативное иноязычное образование; концепция развития индивидуальности в диалоге культур »
4. Информационно – методические материалы научного отдела Музея – Заповедника
5. Аксёнова А.И. ( Генеральный Директор Музея – Заповедника )
« История. Судьба. Музей »
6. Любимов « Культура Древней Руси » т. I
Литература ( для учащихся )
1. Голицын « Сказание о белых камнях »
2. В.Солоухин « Чёрные доски »
3. История Владимирского края ( учебник )
4. В.Струков « Золотое кольцо России »
5. И. Столетов « Наш край: Прошлое, настоящее, будущее »
Приложение к пояснительной записке
Впервые программа составлялась как программа для факультативного курса в 1998 году. Результатом работы по этой программе явилось представление видео-фильма на английском языке “Экскурсия по Владимиру, знакомство с его архитектурными памятниками”. Этот фильм использовался при работе над проектом “Моя школа – Европейская школа “ и на его основе была подготовлена заочная экскурсия “Литературный тур по Владимирскому краю”, где экскурсоводами выступали учащиеся 11 класса ( материалы опубликованы в региональной методической газете “Наша школа”, май 2002 г. ).
С 2000 года в школе разработаны модели лицейского экономико – математического и социально – гуманитарного образования. Начиная с 8 класса производится набор учащихся в эти классы. Разработана система мер по обеспечению повышенного уровня подготовки, и по иностранному языку тоже.
Хотя сетка часов ( 3 часа в неделю ) такая же, но обеспечение повышенного уровня достигается и за счет элективных курсов ( или специальных курсов ) по выбору учащихся и их родителей. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах ( региональный компонент ) и имеет практическую направленность.
Элективная программа представлялась на курсах в Институте Усовершенствования Учителей. Кабинет Иностранных языков рекомендует программу к использованию в гуманитарно – лицейских классах. В 1999 году программа была опубликована в научно – методическом сборнике “Лицейское образование в школе адаптивного типа”, часть II, под редакцией Шалыгиной И.А..
Программа “История Владимирского края” и обобщение работы по ней ( проекты, отзывы, видеоматериалы ) были использованы Владимирским Музеем – Заповедником при оформлении документов на защиту для получения премии Президента Российской Федерации В.В.Путина за создание Детского Музейного Центра для учреждений дополнительного образования.
Как правило, учащиеся, которые занимаются по этой программе, в дальнейшем пишут рефераты по темам, связанным с ней, и защищают их на итоговой аттестации, а также выступают на школьных и городских научно – практических конференциях.
Темы рефератов, которые представлены в кабинете английского языка:
1) Роль Владимиро – Суздальского историко – архитектурного Музея – Заповедника в культурной жизни России. ( А.Серебрякова, студентка литературного факультета ВПУ, внештатный экскурсовод музея, 1999 год );
2) Троица Андрея Рублева – символ единения Древней Руси; его актуальность в наши дни. ( Ю.Плевако, студентка ВПУ, музейное дело, 1999 год );
3) Целостность Владимирского края, как центра русской духовности и культуры. Явления, способствующие возрождению и дальнейшему процветанию исторического комплекса региона. ( А.Лимонова, студентка ВГПУ, 1999 год );
4) Владимирский Драматический театр им. Луначарского – продолжатель культурных традиций края. ( Ю.Савельева, студентка ВПУ, 2003 год );
5) Успенский Собор – символ расцвета школы Белокаменного Зодчества.
( О.Буланова, ученица 10 класса, 2002 – 2004 гг. ).