ПРОГРАММА спецкурса по математике
Задачи с параметрами.
Автор программы: Грезина Галина Викторовна,
учитель математики СОШ №6 г.Вязники
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа спецкурса «Задачи с параметрами» рассчитана на 68 часов и может быть реализована в общеобразовательных и профильных 10-11 классах.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия. Задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, т.е. с их помощью можно проверить знания основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности. Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет подготовить учащихся к поступлению в ВУЗ, тем самым исключая противоречие между требованиями системы высшего образования и итоговой подго-товкой выпускников учреждений среднего образования. Изучение спецкурса способствует процессу самоопределения учащихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения знаний.
Цель курса:
· расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с параметрами
· развитие логического мышления и навыков исследовательской деятельности
· подготовка учащихся к поступлению в ВУЗы
Учащиеся должны знать:
· понятие параметра
· алгоритмы решений задач с параметрами
· зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра
· свойства решений уравнений, неравенств и их систем
· свойства функций в задачах с параметрами
Учащиеся должны уметь:
· решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств с параметрами
· находить корни квадратичной функции
· строить графики квадратичных функций
Учебно-тематический план спецкурса «Задачи с параметрами»
№ |
Наименование разделов и тем курсов |
Количество часов |
Организационная форма |
||
практ. занятия |
теорит. занятия |
||||
1. |
РАЗДЕЛ 1
|
|
|
|
|
Знакомство с параметрами |
4 |
4 |
|
||
Тема 1. Линейная функция |
1 |
1 |
Лекция, работа в парах |
||
Тема 2. Прямая пропорциональность |
1 |
1 |
Лекция, работа в парах |
||
Тема 3. Линейное уравнение ax+b=0 |
1 |
1 |
Лекция, работа в группах |
||
Тема 4. Квадратное уравнение ax2+bx+c=0 |
1 |
1 |
Лекция |
||
2. |
РАЗДЕЛ 2 |
|
|
|
|
Решение уравнений и неравенств с параметрами |
|
|
|
||
Тема 1. Параметр и количество решений уравнений и их систем. |
1 |
2 |
Беседа |
||
Тема 2. Параметр и количество решений неравенств и их систем |
1 |
2 |
Дискуссия |
||
Тема 3. Параметр и свойства решений уравнений и их систем |
1 |
2 |
Беседа |
||
Тема 4. Параметр и свойства решений неравенств и их систем. |
1 |
2 |
Беседа |
||
Тема 5. Параметр как равноправная переменная |
1 |
2 |
Лекция |
||
3. |
РАЗДЕЛ 3 |
|
|
|
|
Свойства функций в задачах с параметрами |
|
|
|
||
Тема 1. Область значений функций |
1 |
2 |
|
||
Тема 2. Монотонность |
1 |
3 |
|
||
4. |
РАЗДЕЛ 4 |
|
|
|
|
Координатная плоскость /x;y/ |
|
10 |
Практикум по решению задач |
||
5. |
РАЗДЕЛ 5 |
|
|
|
|
Координатная плоскость /х; а/ |
1 |
7 |
Практикум по решению задач |
||
6. |
РАЗДЕЛ 6 |
|
|
|
|
Квадратичная функция |
|
|
|
||
Тема 1. «Каркар» квадратичной функции |
|
4 |
|
||
Тема 2. Корни квадратичной функции |
|
4 |
|
||
Тема 3. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. |
|
12 |
|
||
ИТОГО |
12 |
56 |
|
||
68 |
|
||||
Содержание курса.
Раздел 1. Знакомство с параметрами /8 часов/.
Основные понятия:
функция прямой пропорциональности y=kx /x, y – переменные, k - параметр, k = 0/
линейная функция y=kx+b /x, y – переменные, k, b – параметры/
линейное уравнение ax+b=0 /x – переменная, a, b – параметры/
уравнение первой степени ax+b=0 / x – пременная, a, b – параметры, а = 0/
квадратное уравнение ax2+ bx+c=0 /x – переменная, a, b, c –параметры, а = 0/
Решение линейных и квадратных уравнений в общем виде. Количество корней в зависимос-ти от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.
Раздел 2. Решение уравнений и неравенств с параметрами /15 часов/.
Методы решения задач. Классификация задач. Аналитические метод исследования. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.
Раздел 3. Свойства функций в задачах с параметрами /7 часов/.
Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.
Разделы 4-5. Координатная плоскость /х;у/.
Координатная плоскость /х; а/. /18 часов/
Два основных графических приёма решения задач. Способы перехода от одной кривой семейства к какой-либо другой. Связь кривых одного семейства. Свойства конкретных геометрических фигур. Параллельный перенос. Поворот. Сжатие к прямой. Две прямые на плоскости. Графики уравнений /х;а/=0. Графический образ. Выражение параметра через переменную. Решение задач. Зачётное занятие.
Раздел 6. Квадратичная функция /20 часов/.
«Каркас» квадратичной функции. Дискриминант. Старший коэффициент. Вершина параболы. Корни квадратичной функции. Теорема Виета. Решение задач на применение теоремы Виета. Расположение корней квадратичной функции относительно заданных точек. Решение задач, сводящихся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Касательная к кривой. Наибольшие и наименьшие значения функции. Зачётное занятие.
ЛИТЕРАТУРА:
1. П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М. С. Якир «Задачи с параметрами».
2. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».
3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. «Необходимые условия в задачах с параметрами».
4. Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих параметры».
5. Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».
6. Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».
7. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».