авторы: Даровских И.М.
учитель математики и
информатики школы № 14
Малышева Е.В.
учитель математики школы № 3
Курс «Системы счисления» рассчитан на 11 часов и посвящен ключевому понятию математики – числу, а также системам счисления – способам записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций. С понятием «система счисления» учащиеся впервые встречаются в V классе основной школы, когда знакомятся с десятичной системой счисления, и в дальнейшем по школьной программе более подробно изучается именно эта система счисления (арифметические действия, признаки делимости). При изучении базового курса «Информатики» в теме «Представление информации» учащиеся вновь встречаются с понятием «системы счисления». К сожалению, на изучение этой темы в базовом курсе (курс А) отводится 12 часов и по программе рекомендуется рассматривать те системы счисления, которые используются в компьютере (двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). На арифметику в этих системах счисления, включая арифметические действия, признаки делимости, разнообразные текстовые и игровые задачи, времени не отводится. Кроме того, при работе на компьютере учащиеся видят «внешние» результаты работы программы и вопрос, как и что происходит внутри компьютера всегда их интересует. Частично на него отвечает данный курс.
Содержание курса рассматривает вопросы истории числа, системы счисления с различными основаниями, арифметические операции и признаки делимости в этих системах, смешанные системы счисления, перевод числа, включая дробные числа, из одной системы счисления в другие, перевод числа в десятичную систему счисления, используя схему Горнера, что дает возможность применения компьютера.
Задачи, предлагаемые в курсе интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и дает им возможность проверить сои способности к математике и информатике.
Цели курса:
§ расширение представлений знаний учащихся о числе, способах его записи;
§ создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики; умение самостоятельно приобретать и применять знания;
§ развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
В процессе обучения учащиеся совершенствуют вычислительные навыки, приобретают умение представлять числа и выполнять арифметические действия в различных системах счисления, использовать схему Горнера для перевода числа в десятичную систему счисления, рассматривая составление алгоритма и программы с привлечением вычислительной техники.
Организация занятий курса происходит в виде бесед, диалогов, устных сообщений учащихся с последующей дискуссией, оформление сообщений по истории систем счисления и разбор решения различных задач в виде творческих работ.
Для текущего контроля усвоения материала рекомендуется проводить небольшие зачетные работы, включая в них дифференцированные задания, а итоговый контроль провести в виде теста.
Тема |
Количество часов |
1. Исторические сведения о системах счисления 2. Основные системы счисления: 2.1. Основные системы счисления 2.2. Перевод чисел в десятичную систему счисления 2.3. Арифметические операции в основных системах счисления 2.4. Признаки делимости в различных системах счисления 3. Представление числа в различных системах счисления 4. Двоичная система счисления |
2 5 1 1
2
1 2 2 |
Итого: |
11 |
Содержание программы
Тема 1. |
Исторические сведения Способы записи чисел. римские цифры. Запись числа палочками. Следы различных систем счисления в языках и культурах разных народов. |
2 ч |
Тема 2. |
Основные системы счисления Позиционные и непозиционные системы счисления. Основные системы счисления (двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная). Разложение многочлена по схеме Горнера. Перевод чисел в десятичную систему счисления. Арифметические операции в основных системах счисления. Таблицы сложения и умножения. Признаки делимости. |
5 ч |
Тема 3. |
Представление числа в различных системах счисления Общий случай перевода числа из одной системы счисления в другую. Перевод дробной части смешанного числа. |
2 ч |
Тема 4. |
Двоичная система счисления Перевод из десятичной системы счисления в двоичную и обратно. Периодические двоичные дроби. Двоично-десятичная система, ее отличие от двоичной. |
2 ч |
Используемая литература
1. Вершинин О.Е. За страницами учебника информатики. – М.: Просвещение, 1992.
2. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика 7-9. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002.
3. Изучение основ информатики и вычислительной техники. Методическое пособие. Ч.1. Под ред. Ершова А.П. – М.: Просвещение, 1985.
4. Касаткин В.Н. Информация. Алгоритмы. ЭВМ. – М.: Просвещение, 1991.
5. Путеводитель по компьютеру для школьника. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, С-П. изд. Дом Нева, 2003.
6. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Общая информатика. 5-9 класс. – М.: АСТпресс, 2002.
7. Тесты централизованного тестирования по информатике
8. Фомин С.В. Системы счисления. – М.: Наука, 1995.
9. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1989.