Элективный курс
«Избранные вопросы математики»
в 10 – 11 классах технического профиля
автор Прохорова И.А.
СШ №32 г. Владимира
Пояснительная записка
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11» и «Геометрия 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебные заведения.
Основные задачи курса:
- добиться усвоения базовых знаний (уровень А) курса математики, а также вывести учащихся на более высокий уровень (уровень В, уровень С);
- сформировать у учащихся навыки решения более сложных задач (уровень В и С) и умение ориентироваться в теоретическом материале этого уровня;
- посредством контролирующих работ по каждой теме выяснить, на каком уровне находится каждый ученик, занимающийся по данной программе.
Актуальность предлагаемой программы объясняется расхождениями между стандартами математического образования за курс основной школы и требованиями, предъявляемыми при поступлении в высшие учебные заведения (тесты в рамках центрального тестирования). Преимущество данной программы заключается в том, что она позволяет учащимся выйти за рамки школьного курса математики.
Программа рассчитана на учащихся, которым при поступлении в высшие учебные заведения необходимо сдавать экзамен по математике. Ее содержание позволяет охватить основные вопросы школьного курса математики и обеспечивает выпускникам достаточную базу знаний для успешного поступления.
Курс продолжительностью 2 года рассчитан на 136 часов (68 часов в 10-м классе и 68 часов в 11-м классе). Эта программа была апробирована 3 раза (1995 – 1996 гг., 1997-1999 г., 1999-2001 гг.) и продолжает использоваться в этом учебном году (2003-2005 гг.)
1.1 Примерный учебно-тематический план курса для 10-го класса
№ п/п |
Наименование разделов и тем
|
Количество часов |
Глава I. Повторение и углубление курса основной школы
|
68
|
|
§1
§2
§3
§4
§5 |
Текстовые задачи Задачи на движение Задачи на работу Задачи на проценты Контрольная работа № 1
Прогрессии Арифметическая прогрессия Геометрическая прогрессия Задачи практического содержания Контрольная работа № 2
Тождественные преобразования числовых и буквенных выражений НОД и НОК (применение) Тождества сокращенного умножения Бином Ньютона Действия со степенями и корнями Контрольная работа № 3
Алгебраические уравнения, неравенства и их системы Линейные уравнения и неравенства Линейные уравнения и неравенства с параметрами Квадратные уравнения и квадратные неравенства. Обобщенный метод интервалов. Квадратные уравнения и квадратичные неравенства с параметрами. Контрольная работа № 4
Дробно – рациональные уравнения и неравенства. Дробно – рациональные уравнения и неравенства с параметрами. Уравнения высоких порядков Контрольная работа № 5
Уравнения и неравенства с модулем. Уравнения и неравенства с модулем, содержащие параметры. Контрольная работа № 6
Геометрические задачи (планиметрия) Решение треугольников Площади плоских фигур Подобие фигур Комбинации фигур с окружностью Окружности и касательные Контрольная работа № 7
|
10 2 2 5 1
8 2 2 3 1
13 2 2 2 4 1
24 1 1
3 2 1
2 2 4 1
3 2 1
13 2 2 2 3 3 1 |
№ п/п |
Наименование разделов и тем
|
Количество часов |
§ 6
§ 7
§ 8
§ 9
|
Глава II Углубление курса средней школы
Тригонометрия Тождественные преобразования Уравнения Неравенства Системы уравнений и неравенств Уравнения и неравенства с параметрами Контрольная работа № 8
Производная и первообразная Уравнения касательной Задачи на наибольшее и наименьшее значение Вычисление площадей криволинейных трапеций Контрольная работа № 9
Иррациональные, логарифмические и показательные уравнения и неравенства Иррациональные уравнения Иррациональные неравенства Уравнения и неравенства с параметрами Контрольная работа № 10
Логарифмические уравнения Показательные уравнения Показательные и логарифмические неравенства Контрольная работа № 11
Геометрические задачи (стереометрия) Параллелепипед Пирамида Цилиндр Конус Сфера и шар Комбинации геометрических тел Контрольная работа № 12
Итоговое повторение |
68
15 3 3 3 3 2 1
10 2 4 3 1
18
2 2 2 1
3 3 4 1
20 2 2 2 2 2 6 2
5 |
1.3 Содержание программы
Содержание программы включает разделы:
1) из курса алгебры: «Тождественные преобразования выражений», «Текстовые задачи», «Уравнения и их системы», «Неравенства и их системы», «Прогрессии»;
2) из курса тригонометрии: «Преобразования тригонометрических выражений», «Тригонометрические уравнения, неравенства и их системы»;
3) из курса математического анализа: «Производная и ее применение», «Первообразная и ее применение»;
4) из курса геометрии: «Планиметрические задачи», «Стереометрические задачи»;
5) математика в параметрах просматривается в разных темах.
1. Текстовые задачи
Различные подходы к решению задач на движение, работу и проценты. Типовые задачи для поступающих в вузы.
2. Прогрессии
Составление и решение разными способами алгебраических систем, получаемых при решении задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Задачи практического содержания. Типовые задачи для поступающих в вузы.
3. Преобразования числовых и буквенных выражений
Отработка тождеств сокращенного умножения. Бином Ньютона. Отработка действий со степенями и корнями. Разные подходы при решении заданий на преобразование алгебраических выражений. Типовые задания для поступающих в вузы.
4. Алгебраические уравнения, неравенства и их системы
Задания для поступающих в вузы, приводимые к линейным, квадратным, дробно-рациональным уравнениям и неравенствам. Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметрами. Уравнения высоких порядков. Уравнения и неравенства с модулем. Уравнения и неравенства с модулем, содержащие параметры.
5. Планиметрические задачи
Задачи по темам: «Решение треугольников», «Площади плоских фигур», «Подобие фигур», «Комбинации фигур с окружностью», «Окружность и касательная». Типовые задания для поступающих в вузы.
6. Тригонометрия
Тождественные преобразования тригонометрических выражений, тригонометрические уравнения, неравенства и их системы. Различные подходы к их решению. Тригонометрические уравнения, неравенства и системы с параметрами. Типовые задания для поступающих в вузы.
7. Производная и первообразная
Задачи по темам: «Уравнение касательной», «Наибольшее и наименьшее значения функции». Задачи на экстремальные значения практического содержания. Вычисления площадей криволинейных трапеций разными способами. Типовые задания для поступающих в вузы.
8. Иррациональные, логарифмические и показательные уравнения и неравенства
Разные подходы к решению иррациональных, логарифмических и показательных уравнений и неравенств. Системы иррациональных, логарифмических и показательных уравнений и неравенств. Уравнения и неравенства с параметрами. Типовые задания для поступающих в вузы.
9. Стереометрические задачи
Типовые задачи для поступающих в вузы, рассматриваемые на фигурах: параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, сфера и шар. Задачи, содержащие комбинации геометрических тел.
1.4. Контроль
Контроль знаний осуществляется при помощи тематических контрольных работ (образцы двух работ см. в «Приложениях»). Оценка выставляется по пятибалльной шкале.
1.5. Используемая литература
1. Математика. Задачи М.И.Сканави с решениями. (Составители Марач С.М., Полуносик П.В.) – Минск, Изд. В.М.Скакун, 1997.
2. Саакян С.М. и др. Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. – М., Просвещение, 1990.
3. Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Эпельман А.Г. и др. Система тренировочных задач и упражнений по математике. – М., Просвещение, 1991.
4. Материалы вступительных экзаменов в высшие учебные заведения г. Владимира в 1991-2003 гг.