ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Электромагнитные излучения и их практическое применение

 

 

Автор: Шилова О. В. учитель физики,

Гусь – Хрустальный район,

Семеновская средняя общеобразовательная школа

 

 

I Пояснительная записка

 

 

Цель программы:

Познакомить учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний по физике на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству, что поможет самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старших классах.

 

 

Задача программы:

Расширение и углубление знаний учащихся по теме “ Электромагнитные излучения и их практическое применение”. Развитие детей, которое даст возможность перехода обучения к самообразованию: учащиеся приобретают навыки анализа информации, умение работать с дополнительной литературой, способность конструировать.

 

 

Актуальность:

Тема дает возможность показа учащимся широкого диапазона практического применения знаний в местных условиях, показывает достижения науки на практике, имеет профориентационное значение. 

 

 

 

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ:

Привлекаются в внешкольные источники информации: компьютерная сеть, медицинские учреждения, станция космической связи; лака - красочная фабрика, военкомат.

 

 

Программа рассчитана на учащихся  9-го класса (II полугодие). Объем программы в часах: 12 час.

 

 

Программа прикладного элективного курса "электромагнитные излучения и их практическое применение" с  учащимися  9-го класса не апробировалась,  но при изучении данной темы по учебнику  Т.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева в 11 классе блочным методом достигался достаточно высокий результат. У ребят повышался интерес  к предмету, стремление к самообразованию.

 

II Учебно – тематический план курса

12 часов.

п/п

Раздел

Тема занятий

Колич. час

Форма занятия

Результат деятельности учащихся

Лекции

практика

1.

Электромагнитные излучения

Электромагнитные волны их получение и практическое применение.

2 ч.

 

лекция

Таблица и практическое применение электромагнитных излучений

2.

 

Изучение особенностей различного рода электромагнитных излучений.

 

1 ч.

Компьютерная исследовательская лаб. работа

Отчет о выполнении лабораторной работы.

3.

 

Моделирование и конструирование антенн

 

2 ч.

Практическое занятие по моделированию, конструированию и апробированию антенн.

Чертежи и модели антенн, отзывы о результатах опробирования.

4.

 

Работа с дополнительной литературой по теме

 

1 ч.

Дискуссия.

Учащиеся выбирают тему проектной работы.

5.

 

Практическое применение в медицине инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения

 

2 ч.

Экскурсия на медицинский пункт.

Отчет об экскурсии.

6.

 

Практическое применение радиоволн

 

1ч.

Экскурсия на станцию космической связи.

Отчет об экскурсии.

7.

 

Практическое применение инфракрасного излучения

 

1 ч.

 

 

1 ч.

Экскурсия в райвоенкомат.

Экскурсия на лакокрасочную фабрику.

Отчет об экскурсии.

8.

 

Шкала электромагнитных излучений

1 ч.

 

Конференция

Выступление учащихся с проектными работами по теме.

 

  

III Содержание программы:

1. Излучение света заряженными частицами.

Наиболее распространенные тепловые источники света.

Важнейшая характеристика излучения- распределение энергии по частотам и длинам волн.

Свет- электромагнитная волна.

Инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские лучи.

Шкала электромагнитных волн.

Количественные различия в длинах волн, приводящие к существенным качественным различьям.

 

2. Компьютерная исследовательская лабораторная работа по теме

“Изучение особенностей различного рода”.

Электромагнитных излучений.

Использование программы “Teach Pro. Физика”, (“Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение”) - полный курс физики для школьников и абитуриентов.

 

3. Практическое занятие по моделированию, конструированию и апробированию антенн.

 

4. Экскурсии:

1)            Медицинский пункт: принципы работы рентгенографа, аппарата УВЧ, кварцевого аппарата, аппарата “Дарсеваль”, электрофорез.

2)            Станция космической связи «Орбита»: принципы работы передающих и принимающих антенн, усилителей радиоволн.

3)            Райвоенкомат: устройство и принцип действия приборов ночного видения(бинокли, оптические прицелы).

4)            Лакокрасочная фабрика: практическое применение инфракрасного излучения для сушки покрытых лаком изделий.

Межпредметные связи: 

1.   Связь с биологией: свечение глубоководных рыб, животных, насекомых.

2.  Связь с астрономией: использование инфракрасного излучения для изучения астрономических объектов.

Профориентационная направленность:

Учащиеся познакомятся с профессиями:

  1. Рентгенолог.
  2. Лаборант медицинского кабинета.
  3. Радиотехник.
  4. Оператор радиоаппаратуры.
  5. Военный инструктор.
  6. Художник лакокрасочной миниатюры.

 

 

IV ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

По итогам прохождения прикладного элективного курса "электромагнитные излучения и их практическое применение" учащиеся должны улучшить умение работать с дополнительной литературой, приобрести навыки анализа информации, способность моделировать и конструировать, выступать с проектной работой по теме; защищать, отстаивать свою точку зрения.

V ЛИТЕРАТУРА:

1. Журнал "Физика в школе"

№1-89 год; №7; 8; 4 -2003 год.

2. "Физическая энциклопедия" под редакцией А.Н. Прохорова, Москва, "Советская энциклопедия", 1990 год

3. "Физика в природе", Л.В. Тарасов, Книга для учащихся - Москва : Просвещение, 1997 год

4. Энциклопедия "Жизнь растений", под редакцией Федорова, т.6., Москва : Просвещение, 1997 год

5. Учебник "Физика - 11кл.", Т.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Москва, Просвещение, 1993 год

к списку авторов