ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Электромагнитные излучения и их практическое применение
Автор: Шилова О. В. учитель физики,
Гусь – Хрустальный район,
Семеновская средняя общеобразовательная школа
I Пояснительная записка
Цель программы:
Познакомить учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний по физике на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству, что поможет самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старших классах.
Задача программы:
Расширение и углубление знаний учащихся по теме “ Электромагнитные излучения и их практическое применение”. Развитие детей, которое даст возможность перехода обучения к самообразованию: учащиеся приобретают навыки анализа информации, умение работать с дополнительной литературой, способность конструировать.
Актуальность:
Тема дает возможность показа учащимся широкого диапазона практического применения знаний в местных условиях, показывает достижения науки на практике, имеет профориентационное значение.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ:
Привлекаются в внешкольные источники информации: компьютерная сеть, медицинские учреждения, станция космической связи; лака - красочная фабрика, военкомат.
Программа рассчитана на учащихся 9-го класса (II полугодие). Объем программы в часах: 12 час.
Программа прикладного элективного курса "электромагнитные излучения и их практическое применение" с учащимися 9-го класса не апробировалась, но при изучении данной темы по учебнику Т.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева в 11 классе блочным методом достигался достаточно высокий результат. У ребят повышался интерес к предмету, стремление к самообразованию.
II Учебно – тематический план курса
12 часов.
№ п/п |
Раздел |
Тема занятий |
Колич. час |
Форма занятия |
Результат деятельности учащихся |
|
Лекции |
практика |
|||||
1. |
Электромагнитные излучения |
Электромагнитные волны их получение и практическое применение. |
2 ч. |
|
лекция |
Таблица и практическое применение электромагнитных излучений |
2. |
|
Изучение особенностей различного рода электромагнитных излучений. |
|
1 ч. |
Компьютерная исследовательская лаб. работа |
Отчет о выполнении лабораторной работы. |
3. |
|
Моделирование и конструирование антенн |
|
2 ч. |
Практическое занятие по моделированию, конструированию и апробированию антенн. |
Чертежи и модели антенн, отзывы о результатах опробирования. |
4. |
|
Работа с дополнительной литературой по теме |
|
1 ч. |
Дискуссия. |
Учащиеся выбирают тему проектной работы. |
5. |
|
Практическое применение в медицине инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения |
|
2 ч. |
Экскурсия на медицинский пункт. |
Отчет об экскурсии. |
6. |
|
Практическое применение радиоволн |
|
1ч. |
Экскурсия на станцию космической связи. |
Отчет об экскурсии. |
7. |
|
Практическое применение инфракрасного излучения |
|
1 ч.
1 ч. |
Экскурсия в райвоенкомат. Экскурсия на лакокрасочную фабрику. |
Отчет об экскурсии. |
8. |
|
Шкала электромагнитных излучений |
1 ч. |
|
Конференция |
Выступление учащихся с проектными работами по теме. |
III Содержание программы:
1. Излучение света заряженными частицами.
Наиболее распространенные тепловые источники света.
Важнейшая характеристика излучения- распределение энергии по частотам и длинам волн.
Свет- электромагнитная волна.
Инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские лучи.
Шкала электромагнитных волн.
Количественные различия в длинах волн, приводящие к существенным качественным различьям.
2. Компьютерная исследовательская лабораторная работа по теме
“Изучение особенностей различного рода”.
Электромагнитных излучений.
Использование программы “Teach Pro. Физика”, (“Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение”) - полный курс физики для школьников и абитуриентов.
3. Практическое занятие по моделированию, конструированию и апробированию антенн.
4. Экскурсии:
1) Медицинский пункт: принципы работы рентгенографа, аппарата УВЧ, кварцевого аппарата, аппарата “Дарсеваль”, электрофорез.
2) Станция космической связи «Орбита»: принципы работы передающих и принимающих антенн, усилителей радиоволн.
3) Райвоенкомат: устройство и принцип действия приборов ночного видения(бинокли, оптические прицелы).
4) Лакокрасочная фабрика: практическое применение инфракрасного излучения для сушки покрытых лаком изделий.
Межпредметные связи:
1. Связь с биологией: свечение глубоководных рыб, животных, насекомых.
2. Связь с астрономией: использование инфракрасного излучения для изучения астрономических объектов.
Профориентационная направленность:
Учащиеся познакомятся с профессиями:
IV ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
По итогам прохождения прикладного элективного курса "электромагнитные излучения и их практическое применение" учащиеся должны улучшить умение работать с дополнительной литературой, приобрести навыки анализа информации, способность моделировать и конструировать, выступать с проектной работой по теме; защищать, отстаивать свою точку зрения.
V ЛИТЕРАТУРА:
1. Журнал "Физика в школе"
№1-89 год; №7; 8; 4 -2003 год.
2. "Физическая энциклопедия" под редакцией А.Н. Прохорова, Москва, "Советская энциклопедия", 1990 год
3. "Физика в природе", Л.В. Тарасов, Книга для учащихся - Москва : Просвещение, 1997 год
4. Энциклопедия "Жизнь растений", под редакцией Федорова, т.6., Москва : Просвещение, 1997 год
5. Учебник "Физика - 11кл.", Т.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Москва, Просвещение, 1993 год