Профессиональное самоопределение
Автор программы: Худякова Татьяна Михайловна педагог-психолог ГМУК №2 Владимир
Программа разработана с целью помощи подростку в профессиональном самоопределении. В качестве содержательной процессуальной модели построения программы выбрана схема построения личного профессионального плана, предложенная Климовым Е.А., дополненная ценностно-нравственным компонентом самоопределения, что обусловлено следующими обстоятельствами:
1. Произошли существенные изменения во всех образовательных системах государства, что связано с общей демократизацией и гуманизацией общественной жизни. Это привело к тому, что проблема свободы самоопределения в изменившемся обществе становится одной из важнейших для подростка.
2. Россия переживает период, когда прежние ценностно-нравственные профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые ещё не сформированы. Все это приводит к растерянности выпускников школ и их родителей, их педагогов, пытающихся оказать учащимся профориентационную помощь.
Основные цели и задачи программы:
1. Формирование у учащихся ценностно-нравственной основы выбора.
2. Осознание ценности труда.
3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации и мире профессий.
4. Осознание необходимости профессиональной подготовки.
5. Общая ориентировка в вопросах профессиональной пригодности, в требованиях профессиональной деятельности к личностным качествам.
6. Выделение профессиональных целей, знания путей и способов преодоления препятствий, внешних и внутренних при продвижении к цели.
7. Начало практической реализации профессиональной личной перспективы.
Характерной особенностью программы является перенос акцента с акта выбора профессии на подготовку к профессиональной карьере путем:
правильной оценки своих природных и приобретенных особенностей;
свойств личности;
формирования реальных представлений о профессиональном мире и социальной обстановке;
отработки и усвоения будущих социальных и профессиональных ролей в учебно-игровых ситуациях.
Профориентационный курс направлен на раскрытие личностного своеобразия каждого подростка и признание его права на самостоятельный поиск профессионального пути.
Программа построена как активный диалог с молодыми людьми об их внутреннем мире, стремлениях и возможностях, талантах и способностях, жизненных ценностях. Все это обсуждается в контексте профессионального будущего старшеклассников и созвучно их внутренним переживаниям.
В каждое занятие программы включены теоретическая часть
(1/3 занятия) и практическая часть (2/3 занятия), включающая в себя тесты, игры, видеофильм "Азбука профориентирования", информацию о профессиях и видах профессионального обучения.
Контроль осуществляется через интерактивные формы: деловая игра, общая дискуссия, построение личного профессионального маршрута.
В конечном итоге учащиеся осознают, что выбор карьеры может быть успешным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная внутренняя работа.
Создание Программы связано с идеей психологической поддержки подростков при решении ими одной из возрастных задач – профессионального самоопределения. Курс построен с учетом возрастных особенностей и потребностей личности в период взросления.
Центральным психическим процессом переходного возраста является развитие самосознания. Именно в это время у подростков возникает настоятельная потребность в изучении своих особенностей, в получении достоверной информации о своей личности, обладающей качествами, присущими только ей. Эту потребность вряд ли возможно удовлетворить в рамках преподавания школьных дисциплин, ориентированных, прежде всего, на изучение внешнего, а не внутреннего мира. Поэтому психологические занятия, дающие пищу для размышлений и переживаний, позволяющие узнать о себе что-то новое, иначе увидеть себя в контексте выбора профессии, воспринимаются старшеклассниками с большой заинтересованностью. О положительных результатах такого курса говорят отзывы учащихся, прошедших курс . 98,5% считают эти занятия необходимыми и интересными:
"Я очень рад, что есть такие занятия, т.к. они очень нужны."
"Эти занятия интересны, они очень нужны и пригодятся в будущем."
"Мне занятия очень помогли познать себя. Это время прошло не напрасно."
В соответствии с теоретической концепцией Программы разработано и методическое обеспечение курса.
Необходимо отметить, что в процессе занятий с учащимися ряд анкет и опросников подвергался существенной переработке: были изъяты «пустые», неинформативные вопросы, расширены диагностические и информационные возможности инструментария, введены новые термины и понятия, соответствующие современному общественному развитию. В целом методическое обеспечение дает возможность учащимся получить необходимую информацию о себе для принятия решения о профессиональном будущем.
Перечень знаний и умений,
формируемых у учащихся 11 класса
Учащийся должен знать:
Значение профессионального самоопределения;
Требования к составлению личного профессионального плана;
Правила выбора профессии;
Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
Понятие об основных свойствах личности (темперамент, свойства нервной системы, внимание, память, мышление и т.д.)
Учащийся должен уметь:
Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
Использовать приемы самопризентации;
Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;
Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
№ занятия |
Темы занятий |
Количество часов в 11 классе |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Многообразие мира профессий |
1 |
3 |
Склонности и интересы в профессиональном самоопределении. |
1 |
4 |
Секреты выбора профессии |
1 |
5 |
Профессиональная пригодность |
1 |
6 |
Общие способности |
1 |
7 |
Темперамент и профессиональная деятельность. |
1 |
8 |
Характер и профессия. |
1 |
9 |
Профессиональная перспектива. |
1 |
10 |
Современный рынок труда и его требования. |
1 |
|
итого |
10 |
ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЕ № 1 - 1 час
Тема: «Вводное занятие»
Цель: Создать положительную мотивацию к изучению курса.
Содержание: Знакомство с группой, обзор целей курса , коммуникативные игры , направленные на создание доброжелательной атмосферы, игра «Цепочка профессий», направленная на развитие умений выделять общее в различных видах профессий.
ЗАНЯТИЕ № 2. - 1 час
Тема: «Многообразие мира профессий».
Цель: Дать понятие о способах классификации профессий по различным признакам. Знакомство с типами, группами, классами, отделами профессий, уточнение образа наиболее привлекательной профессии.
Содержание: Классификация профессий по предмету труда, цели труда, условиям и орудиям труда.
Работа с дифференциально-диагностическим опросником.
ЗАНЯТИЕ № 3 - 1 час
Тема: «Склонности и интересы в профессиональном самоопределении».
Цель: Активизировать размышления о мотивах выбора.
Содержание: Общее представление об интересах и склонностях. Работа с картой интересов, методикой тематических вербальных ассоциаций, способствующих осознанию мотивов в профессиональном самоопределении.
ЗАНЯТИЕ № 4. - 1 час
Тема: «Секреты выбора».
Цель: Ознакомить с условиями, необходимыми для оптимального выбора.
Содержание: Составление схемы «Оптимальный выбор профессии», обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии. Профориентационная игра «Кто есть кто», развивающая умение соотнести свой образ с различными профессиями.
ЗАНЯТИЕ № 5. - 1 час
Тема: «Профессиональная пригодность».
Цель: Дать понятие о составляющих профессиональной пригодности.
Содержание: Роль здоровья, образования, способностей, личностных качеств в профессиональном самоопределении. Профориентационная игра «Будь готов», способствует осознанию готовности к различным видам деятельности.
ЗАНЯТИЕ № 6. - 1 час
Тема: «Способности общие».
Цель: Диагностика общих способностей и соотнесение результатов с предполагаемым выбором.
Содержание: Диагностика особенностей внимания, памяти, мышления, творческих способностей с помощью корректурных проб, теста Амтхауэра.
ЗАНЯТИЕ № 7. - 1 час
Тема: «Темперамент и профессиональная деятельность».
Цель: Дать понятие о свойствах нервной системы, темпераменте и их связи с индивидуальными особенностями деятельности.
Содержание: Работа с опросником Айзенка, объяснение понятий: экстраверсия, интроверсия, ригидность, лабильность, темп реакции, активность.
ЗАНЯТИЕ № 8. - 1 час
Тема: «Характер и профессия».
Цель: Способствовать осознанию необходимости соотносить личностные особенности и требования профессии.
Содержание: Основные группы черт личности, акцентуация характера, самооценка. Работа с методикой «Кто я», профориентационная игра «Три судьбы», способствующая осознанию принципиальных различий в смыслах жизни различных архитипов.
ЗАНЯТИЕ № 9. - 1 час
Тема: « Профессиональная перспектива»
Цель: Осознание основных личностных смыслов.
Содержание: Информация об уровнях и видах учебных заведений. Работа с опросником ЛПП. Профориентационная игра «Эпитафия» и «Звездный час», позволяющая соотнести свое представление о счастье с определенной профессиональной деятельностью.
ЗАНЯТИЕ № 10. - 1 час
Тема: «Современный рынок труда».
Цель: Дать понятие о ситуации на рынке труда.
Содержание: Рынок, его функции, структура. Конкуренция, формирование рыночной инфраструктуры. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Занятость населения, безработица. Построение личного профессионального маршрута.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
· Тестовые методики:
1). Карта интересов (компьютерная).
2). Методика тематических вербальных ассоциаций.
3). Корректурная проба.
4). Тест Амтхауэра.
5). Тест Айзенка.
6). «Кто я»
7). ДДО (компьютерная).
8). Опросник Лири
· Профориентационные психологические игры
«Цепочка профессий».
«Кто есть кто».
«Будь готов»
«Три судьбы»
«Эпитафия»
«Звездный час»
«Торг».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Психология - школе (материалы научно-практической конференции. Издательство «Посад». Владимир,1997.
2. Жариков Е ., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М.; Просвещение, 1991
3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М,; Просвещение
4. Пряжников Н.Ц. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
5. Бендюков М; Соломин И; Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Санкт-Петербург «Литера плюс», 1997.
Опросник профессиональных установок подростков»
Внимательно прочитав вопрос, оцените свой ответ в баллах: 0 – затрудняюсь ответить;
1 – «нет»;2 – больше «нет» ,чем «да»; 3 – и «да» и «нет»; 4 – больше «да»;, чем «нет»; 5 – «да».
Я слишком плохо знаю мир профессий.
Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций.
От многого сейчас ценного я могу отказаться ради перспективных профессиональных целей.
Если на моем пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума.
Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе.
В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужны чья-либо поддержка и помощь.
Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения.
Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной.
Нет сомнений, когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом.
Мои требования к профессии такие же обычные, как и у моих сверстников.
В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решительности.
Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно.
Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответствовать будущей профессии.
В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам.
Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других.
Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии.
Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер.
Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности.
У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом.
Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей.
Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь.
Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать на эту тему.
Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость.
Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будут сопутствовать счастье и удача.
В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам.
Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии.
Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства.
Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возможностях, которые откроет передо мной моя будущая профессия.
Препятствия на моем профессиональном пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного.
Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого.
Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии.
Я не доверяю внешней привлекательности профессий.
В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию.
Мой профессиональный выбор будет окончательным раз и навсегда.
Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать ту или иную профессию.
У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.
Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии.
Главное в моей будущей профессии – добиться личных достижений.
В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное.
В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать.
Бланк ответов методики ОПУП
Фамилия__________________Школа____Класс__
Специальность______________________________
F1 |
F2 |
F3 |
F4 |
F5 |
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
7) |
8) |
9) |
10) |
11) |
12) |
13) |
14) |
15) |
16) |
17) |
18) |
19) |
20) |
21) |
22) |
23) |
24) |
25) |
26) |
27) |
28) |
29) |
30) |
31) |
32) |
33) |
34) |
35) |
36) |
37) |
38) |
39) |
40) |
Методика "Карта интересов" служит для определения профессиональной направленности человека. Она может использоваться как самостоятельная методика или в дополнение к ДДО и ОПГ для уточнения профессиональной направленности клиента.
Предназначена для использования в практической профконсультационной работе.
Методика представляет собой опросник, состоящий из 144 вопросов-высказываний, которые клиент должен оценить в соответствии со своими интересами и проставить знак (--, -, 0, +, ++) в лист ответов.
Инструкция:
У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу.
Для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов.
Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.
В своем "Листе ответов" под номером вопроса поставьте:
++ /два плюса/ - если Вы очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем;
+ /один плюс/ - если Вам это просто нравится /любите/;
0 /ноль/ - если Вы не знаете, сомневаетесь;
- /один минус/ - если это Вам не нравится /не любите/;
-- /два минуса/ - это Вам очень не нравится.
Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если Вам что-либо непонятно, сразу задайте вопрос.
Вопросы: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?
1. Уроки по физике.
2. Уроки по математике.
3. Уроки по химии.
4. Читать книги или статьи по астрономии.
5. Читать об опытах и животных.
6. Читать о жизни и работе врачей.
7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.
8. Читать о лесе.
9. Читать произведения классиков мировой литературы.
10.Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.
11. Уроки истории.
12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.
13. Читать литературу о геологических экспедициях.
14.Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.
15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.
16.Читать о работе милиции.
17.Читать о моряках, летчиках.
18.Читать о работе воспитателя.
19.Знакомиться с работой и устройством станков.
20. Готовить обеды.
21.Читать о строителях.
22.Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете, работаете.
23.Читать о достижениях техники (например, журналы "Техника молодежи", "Юный техник" и т.д.).
24.Знакомиться с устройством бытовых электро и радиоприборов.
25.Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике.
26.Читать научно-популярную литературу.
27.Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио и телепередач и т.д.).
28.Смотреть телепередачи о космонавтах.
29.Изучать биологию.
30.Интересоваться причинами и способами лечения болезней.
31.Изучать ботанику.
32.Проводить время в лесу.
33.Читать литературно-критические статьи.
34.Активно участвовать в общественной жизни.
35.Читать книги об исторических событиях.
36.Слушать симфоническую музыку.
37.Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.
38.Узнавать о географических открытиях.
39.Обсуждать текущие дела и события.
40.Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.
41.Путешествовать по стране.
42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.
43.Знакомиться с различными инструментами.
44.Уроки домоводства.
45.Узнавать о новых достижениях в области строительства.
46.Посещать фабрики.
47.Знакомиться с устройством механизмов, машин.
48.Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.
49.Разбираться в теории физических явлений.
50.Решать сложные математические задачи.
51.Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
52.Наблюдать за небесными светилами.
53.Вести наблюдение за растениями.
54.Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т.д.
55.Выращивать животных и ухаживать за ними.
56.Собирать гербарий.
57.Писать рассказы и стихи.
58.Наблюдать за поведением и жизнью людей.
59.Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.
60.Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
61.Собирать минералы, интересоваться их происхождением.
62.Изучать природу родного края.
63.Организовывать общественные мероприятия в школе.
64.Обращать особое внимание на поведение людей.
65.Посещать кружок автолюбителей.
66.Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).
67.Изготавливать различные детали и предметы.
68.Организовывать питание во время походов.
69.Бывать на стройках.
70.Шить одежду.
71.Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т.п.
72.Ремонтировать бытовые электро и радиоприборы.
73.Заниматься в физическом кружке.
74.Заниматься в математическом кружке.
75.Готовить растворы, взвешивать реактивы.
76.Посещать планетарий.
77.Посещать кружок биологии.
78.Наблюдать за больными, оказывать им помощь.
79.Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.
80.Сажать деревья и ухаживать за ними.
81.Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.
82.Быстро переключаться с одной работы на другую.
83.Выступать с докладами на исторические темы.
84.Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву
85.Составлять описания минералов.
86.Участвовать в географических экспедициях.
87.Выступать с сообщениями о международном положении.
88.Помогать работникам милиции.
89.Посещать кружок юных моряков.
90.Выполнять работу воспитателя.
91.Уроки труда.
92.Давать советы знакомым при покупке одежды.
93.Наблюдать за работой строителя.
94.Знакомиться со швейным производством.
95.Делать модели самолетов, планеров, кораблей.
96.Собирать радиоприемники и электроприборы.
97.Участвовать в олимпиадах по физике.
98.Участвовать в математических олимпиадах.
99.Решать задачи по химии.
100.Участвовать в работе астрономического кружка.
101.Проводить опыты на животных.
102.Изучать функции организма человека и причины возникновения заболеваний.
103.Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.
104.Быть членом общества охраны природы.
105.Участвовать в диспутах, читательских конференциях.
106.Анализировать явления и события жизни.
107.Интересоваться прошлым нашей страны.
108.Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.
109.Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.
110.Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.
111.Изучать политический строй различных стран.
112.Работа юриста.
113.Посещать кружок юных космонавтов.
114.Работа учителя.
115.Быть на заводах.
116.Оказывать людям различные услуги.
117.Принимать участие в строительных работах.
118.Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.
119.Разбираться в технических чертежах и схемах.
120.Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.
121.Проводить опыты по физике.
122.Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.
123.Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.
124.Собирать сведения о других планетах.
125.Читать о деятельности известных биологов.
126.Быть активным членом санитарных дружин.
127.Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.
128.Знакомиться с ведением лесного хозяйства.
129.Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.
130.Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.
131.Изучать историческое прошлое других стран.
132.Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.
133.Читать о жизни и деятельности известных геологов.
134.Изучать географию нашей планеты.
135.Изучать биографии выдающихся политических деятелей.
136.Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т.д.
137.Читать книги о средствах передвижения.
138.Обучать и воспитывать детей.
139.Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.
140.Постоянно общаться со многими людьми.
141.Проектировать строительные объекты.
142.Посещать выставки легкой промышленности.
143.Выполнять чертежи, проектировать машины.
144.Разбираться в радиосхемах.
Лист ответов методики "Карта интересов"
Номера вопросов |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24
|
24 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48
|
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72
|
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96
|
97 |
98 |
99 |
100 |
101 |
102 |
103 |
104 |
105 |
106 |
107 |
108 |
109 |
110 |
111 |
112 |
113 |
114 |
115 |
116 |
117 |
118 |
119 |
120
|
121 |
122 |
123 |
124 |
125 |
126 |
127 |
128 |
129 |
130 |
131 |
132 |
133 |
134 |
135 |
136 |
137 |
138 |
139 |
140 |
141 |
142 |
143 |
144
|
Итого |
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номера столбцов |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24
|
Обработка и интерпретация результатов
Область профессиональных предпочтений определяется в соответствии с ключом.
КЛЮЧ
Номер столбца |
Название предмета |
Номер столбца |
Название предмета |
1 |
Физика |
13 |
Геология |
2 |
Математика |
14 |
География |
3 |
Химия |
15 |
Общественная работа |
4 |
Астрономия |
16 |
Право |
5 |
Биология |
17 |
Транспорт |
6 |
Медицина |
18 |
Педагогика |
7 |
Сельское хозяйство |
19 |
Рабочие специальности |
8 |
Лесное хозяйство |
20 |
Сфера обслуживания |
9 |
Филология |
21 |
Строительство |
10 |
Журналистика |
22 |
Легкая промышленность |
11 |
История |
23 |
Техника |
12 |
Искусство |
24 |
Электротехника |
Подсчитывается количество баллов в каждом столбце "Листа ответов" и полученная сумма проставляется в графе "Итого".
При этом вариантам ответа приписываются следующие баллы:
++ - 2 балла,
+ - 1 балл,
0 - баллов
- - (-1) балл
-- - (-2) балла
Полученные по столбикам по столбцам значения сравниваются. Если есть столбцы с равным количеством баллов, наиболее выраженными считаются профессиональные интересы в том столбце, где содержится наименьшее количество "-".
При оценке интересов следует обязательно учитывать столбцы с наибольшим количеством "-" (минусов), как сферы деятельности, отвергаемые клиентом.
Х О Л (Айзенк)
На предлагаемые вопросы Вы должны отвечать "да" или "нет"
не раздумывая. Ответы заносятся в лист ответов под соответ-
ствующим номером.
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя ?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
5. Часто ли у тебя меняется настроение ?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами ?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли ?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят ?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь ?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было
настоящей причины ?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек ?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе ?
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь ?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же наоборот,
склонен к неторопливости, ответь "нет")?
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было
не произошли, хотя всё кончилось хорошо ?
16. Тебе можно доверить любую тайну ?
17. Можешь ли тыбез особого труда внести оживление в скучную компанию
сверстников ?
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки)
сильно бьется сердце ?
19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь ?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду ?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу ?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям ?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым ?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом ?
25. Ты обычно весел и всем доволен ?
26. Обидчив ли ты ?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами ?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству ?
29. У тебя бывают головокружения ?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей
в неловкое положение ?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело ?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться ?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнако-
мых людей ?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте ?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения ?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя ?
37. Тебе часто снятся страшные сны ?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей ?
39. Тебя легко огорчить ?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь
особенно на обдумывании ?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе нравятся шумные и веселые игры ?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить "нет", когда тебя о чем-нибудь просят ?
46. Ты любишь часто ходить в гости ?
47. Бывают ли моменты, когда тебе не хочется жить ?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями ?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком ?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки ?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем
веселье ?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей ?
53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом,
которое должен выполнить ?
54. Бывает ли, что чувствуешь себя одиноким ?
55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми ?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить ?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным
без всякой причины ?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной
компании ?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь
не подумав ?
К Л Ю Ч
1. ( Э )
"ДА" 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
"НЕТ" 6, 33, 51, 55, 59.
2. ( Н )
"ДА" 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34.
37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
3. ( Л )
"ДА" 8, 16, 24, 28, 36, 44.
"НЕТ" 4, 12, 20, 32, 40, 48.
(Е.А.Климов)
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработан под руководством Е.А.Климова и предназначен для определения интересов и склонностей человека. Можно использовать в работе профконсультантов службы занятости и школьных психологов при профориентации подростков и взрослых и при отборе для обучения на различные типы профессий.
В основе методики лежит предложенная Е.А.Климовым классификация профессий по предмету труда, на который они (профессии) направлены.
1. Человек- Техника (Ч-Т).
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переаботке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
· обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
· восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
· изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качесвта изделий).
2. Человек - человек (Ч-Ч).
труд людей этой группы профессий связан с:
· воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
· медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
· правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
· организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
· изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
3. Человек - знаковая система (Ч-З).
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
· шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
· управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
· составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
· восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
4. Человек - природа (Ч-П).
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
· обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
· заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
· восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
· изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
5. Человек - художественный образ (Ч-Х).
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
· исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
· с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Содержание методики.
Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта (“а” и “б”). Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке “Листа ответов” поставить знак “+” (плюс).
Текст опросника
Инструкция:
“Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами “а” и “б”, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком “+” отметьте то из них, которое более привлекательно для вас”.
1а. |
Ухаживать за животными. |
или |
1б. |
Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). |
2а. |
Помогать больным. |
или |
2б. |
Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
|
3а. |
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художествен-ных открыток, грампластинок. |
или |
3б. |
Следить за состоянием и развитием растений.
|
4а. |
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и др.). |
или |
4б. |
Доводить товары до потреби-теля, рекламировать, продавать.
|
5а. |
Обсуждать научно-популярные книги, статьи. |
или |
5б. |
Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
|
6а. |
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы). |
или |
6б. |
Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). |
7а. |
Копировать рисунки, или настраивать музыкальные |
или |
7б. |
Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т.п.
|
8а. |
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
или |
8б. |
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов). |
9а. |
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. |
или |
9б. |
Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. |
10а. |
Лечить животных |
или |
10б. |
Выполнять вычисления, расчеты. |
11а. |
Выводить новые сорта растений. |
или |
11б. |
Конструировать, новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. |
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. |
или |
12б. |
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок. |
13а. |
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. |
или |
13б. |
Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14а. |
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. |
или |
14б. |
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д. |
15а. |
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
или |
15б. |
Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях |
16а. |
Делать лабораторные анализы в больнице. |
или |
16б. |
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. |
17а. |
Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. |
или |
17б. |
Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов. |
18а. |
Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
или |
18б. |
Играть на сцене, принимать участие в концертах. |
19а. |
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. |
или |
19б. |
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты. |
20а. |
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. |
или |
20б. |
Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Лист ответов
Ф.И.О._____________________________________________________________________
Пол________возраст____________образование_________________________________
Дата заполнения____________________________________________________________
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
|
6б |
|
7а |
|
7б |
8а |
|
8б |
|
9а |
|
9б |
|
10а |
|
|
10б |
|
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19а |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
Сумма Ч-П- |
Сумма Ч-Т- |
Сумма Ч-Ч- |
Сумма Ч-З- |
Сумма Ч-Х- |
Обработка результатов
После заполнения “Листа ответов” подсчитайте число знаков “+” в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий) и проставьте полученные суммы в нижних клетках листа (рядом с буквенной аббревиатурой).
Вопросы в первом столбце относятся к профессиям типа “человек-природа”, во втором - “человек-техника”, в третьем - “человек-человек”, в четвертом - “человек-знаковая система”, в пятом - “человек-художественный образ”.
Интерпретация результатов
Сумма баллов (“+”) будет показателем степени выраженности вашей осознанной склонности к одному из типов профессий (П, Т, Ч ,З, Х). Максимальная сумма баллов указывает на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к той или иной сфере деятельности.
Результаты, полученные по ДДО, помогают ограничить круг выбираемых профессий теми или иными областями в соответствии с интересами и склонностями.
“Цепочка профессий”
Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Проводить упражнение лучше в круге. Число участников от 6-8 до
15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут.
Основные этапы следующие:
1. Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим “цепочку профессий”.
Я назову первую профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т. д . Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.
2. По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы, типа:
“В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
3. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиям и иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Например, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом (металлург - повар - мясник - слесарь (тоже рубит, но металл) - автослесарь - таксист - сатирик эстрадный (тоже “зубы заговаривает”) - артист драмтеатра - артист балета и т.д.) Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...
Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить упражнение не следует, так как она может наскучить игрокам.
“Кто есть кто”
Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Игра проводиться в круге, но возможен вариант проведения её в классе. В игре могут участвовать от6-8 до 12-15 человек. Время на первое проигрывание 5-7 минут.
Процедура игрового упражнения следующая:
1. Инструкция: “Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)”
Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.
2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
“Звездный час”
Цель игрового упражнения - помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своими собственным представлением о счастье.
Более оптимально проводить упражнение в подгруппе.
По времени оно может занять около 20-40 минут, но если получится интересная дискуссия, то времени потребуется больше.
В самом общем плане участники игры пытаются выделить и обсудить различные “радости” жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.
Возможны различные варианты проведения упражнения.
Во-первых, можно рассмотреть “звездные часы” для типичных профессиональных стереотипов (для типичного ученого, типичного продавца, типичного таксиста...), а можно рассмотреть и стереотипы более широкого плана (типичного “нового русского”, типичной “шикарной женщины”, типичного “супермена”, типичного “пьяницы”, типичного “простого человека” и т.п.).
Во-вторых, варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и процедуре.
1 вариант (основные этапы проведения):
1. Участники рассаживаются в круг и совместно определяют, какой профессиональный стереотип (или социальный стереотип) они будут обсуждать. Например, все сошлись на профессиональном стереотипе типичного “бармена”.
2. Далее ведущий дает участникам следующее задание:
“Сейчас каждый из вас попробует представить, какие самые
приятные, радостные минуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть
свое собственное представление об этом). Далее все мы по очереди кратко
выскажем свои предположения, после чего обсудим, чьи же представления
оказались наиболее реалистичными, то есть в наибольшей степени соответствует
“счастью” большинства барменов...”.
3. Участники по очереди говорят о своих представлениях о “звездном часе” бармена. Ведущий при этом не должен как-то критиковать эти представления. В подростковых (а часто и во взрослых) аудиториях вполне возможны шутки и некоторая ирония по отношению к “счастью” стереотипов, особенно, стереотипов неординарных, но находящихся у всех на виду... Мы считаем, что это нормально, ведь нередко с помощью шутки можно понять гораздо больше, чем в серьезных обсуждениях... Высказывания участников могут повторяться, хотя было бы интереснее называть разнообразные проявления радости для данного профессионала, что позволило бы более полно понять эту профессию. Естественно, ведущий не должен допускать перерастания шутки в откровенную грубость и “зубоскальство”.
4. Далее организуется обсуждение, чьи же представления о самом большом счастье для бармена оказались наиболее характерными и правдивыми. Поскольку такие представления носят в основном субъективный характер, то не следует стремиться к полной “объективности” обсуждения. Ведущий должен быть готов согласиться даже с теми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения - не столько в том, чтобы познакомить участников с “правдой”, сколько в том, чтобы актуализировать их представления о “радостях” того или иного труда и, лишь по возможности, в тактичной и ненавязчивой форме, подкорректировать эти представления.
2 вариант:
1. Участники разбиваются на группы по 3-5 человек (микрокоманды).
2. Определяются наиболее интересные для всех профессиональные (или социальные) стереотипы по числу игровых микрокоманд.
3. Каждая группа берет для рассмотрения какой-то один стереотип. Необходимо примерно за 7-10 минут выделить 3-5 наиболее характерных для этого стереотипа радостей (ради чего представители данной профессии или социальной группы вообще живут, что для них самое главное в жизни...) Желательно, выписать все это на листочке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла микро группа.
4. Далее по очереди представители микро групп выступают (зачитывают свои варианты профессионального счастья) и после каждого выступления организуется небольшое обсуждение. Кто-то задает уточняющие вопросы, кто-то высказывает свое мнение, Если окажется, что представления о счастье будут диаметрально противоположными, то удивляться этому не следует, но участникам, для обострения дискуссии все же можно предложить определить что-то наиболее характерное и, следовательно, менее противоречивое.
сильно совпадают.
Разновидностью 2-го варианта упражнения является такая его организация, когда микрокоманды обсуждают только один профессиональный (или социальный) стереотип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представление о радостях данного стереотипа является наиболее полным и правильным. Нередко оказывается, что в разных микро группах некоторые представления
3 вариант
1. Участники разбиваются на микро группы. В каждой микро группе сами участники определяют (загадывают) наиболее интересный для себя профессиональный или социальный стереотип, но так, чтобы никто пока об этом не знал (случайно не услышал..).
2. Задание каждой микро группе: “В течение 10 минут совместными усилиями необходимо придумать, а потом кратко представить сценку из жизни (или из профессиональной деятельности) загаданного стереотипа, которая отражала бы самые прекрасные мгновения его существования”.
3. По очереди микрокоманды проигрывают счастливые мгновения из жизни стереотипов (время на одно проигрывание - не более 5-7 минут). А остальные пытаются угадать , о каком стереотипе идет речь. Отгадывание происходит в небольшой общей дискуссии, организуемой сразу после проигрывания сценки. Главные игроки (только что проигравшие эту сценку) в дискуссии не участвуют и как правило, с интересом наблюдают за высказываниями своих товарищей. Ведущий выписывает на доске наиболее “прозвучавшие” (принятые многими) варианты отгадок. Можно даже ограничить число таких вариантов, например, двумя-тремя.
4. После этого называется загаданный стереотип и дискуссия может вновь возобновиться, например, кто-то может не согласиться с тем, как представила данный стереотип микрокоманда.
Эпитафия...
Цель игрового упражнения - повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.
Методика рассчитана на работу в круге. Количество участников - от8 - 10 до 15-20. Время проведения - от 25 до 40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:
1. Участники рассаживаются в круг и ведущий “загадочным голосом рассказывает такую примерно притчу: “Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: “Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года...”, или “Нугзар Гаприндашвили.Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет...”. Далее ведущий может спросить у группы: “Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?”. Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека”.
2. Общая инструкция : “Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человеке, который в наше время (например, в 1997 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека - из этих-то событий и сложиться его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, проработал там-то, сделал то-то...- по типу “комсомольско-молодежной биографии”), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, почти не выходя из дома...).Желательно предлагать события, соответствующие реальности ( без всяких встреч с инопланетянами и прочими «веселыми ребятами-суперменами»...). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалась интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему...».
3. Ведущий называет первое событие, например, «наш герой окончил среднюю школу с двумя тройками». Далее, остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры немного (всего 6-8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, то есть дать каждому участнику возможность назвать и по второму событию.
4. Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.
5. Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя...
6. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно...).
7. Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться остальным участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игроки оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т.п. лет (а по паспорту - 75 лет!). Нередко группа высказывает желание «еще разок попробовать». Но часто и после второго проигрывания (даже с несколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излишне фантазировать и многие потом сами заявляют, что «все это не похоже на правду - чушь какая-то (или «...мрак какой-то»)...». Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.
8. Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние ( нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров...). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.
9. Немного подумав, участники игры по очереди называют такие события. Задача ведущего - не столько критиковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.
10. Можно даже предложить участникам «задание на дом»: «Если у Вас будет соответствующее настроение, то тихо и спокойненько подумать, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни».
По опыту проведения данной игры, типичный сценарий жизни примерно такой (для девушек): после школы поступает в институт (часто в экономический или юридический); в институте знакомится с парнем, встречается (иногда появляется ребенок); ссорится в парнем; знакомится с иностранцем (реже с «новым русским») и, почти всегда, - уезжает за границу (Европа - Америка); как ни удивительно, часто возвращается через некоторое время в Россию; далее очень просто - устраивается на работу, работает...; иногда - снова выходит замуж, создает семью; очень часто - появляются внуки; часто ближе к старости - пишет мемуары; умирает обычно в окружении любящих детей и внуков. Для молодых людей (парней) жизненный сценарий примерно такого же плана, только чаще едут не за границу, а в Сибирь или на Дальний Восток, а потом «открывают свое дело» и зарабатывают огромные деньги («состояния «). Иногда случается, что главный герой получает богатое наследство, но часто его «проматывает». Нередко на каком-то этапе (ближе к зрелому возрасту) спиваются, ссорятся с сыном, но потом обычно мирятся и также умирают в окружении любящих родственников... Таким образом, можно предположить, что даже в коллективном рассказе часто проецируются (проявляются) реальные проблемы, присутствующие в типичных отношениях подростков с родителями и сверстниками. И хотя игра служит не столько для проекции и рефлексии этих отношений, но совсем не учитывать (недооценивать) этого при ее проведении не следует.
Особую осторожность надо проявлять при проведении данной игры со взрослыми людьми, ведь у них проекция собственных проблем и собственной жизни может оказаться еще более выраженной, чем даже у подростков. Особый такт надо проявлять при оценке качества жизни главных героев (при назывании психологического времени, характеризующего насыщенность и общую ценность смоделированной в игре жизни). Иногда ведущему следует даже немного подыграть участникам, самому назвав больше психологических лет для главного героя, чем он того заслуживает. Если у подростков основная жизнь впереди и что-то еще можно изменить, то у многих взрослых игроков часть жизни уже прожита и не каждому приятно осознать, что немалая часть жизни прошла банально и неинтересно (человек так и не сумел найти для себя особый смысл своего существования, он просто жил как все, жил, как бы являясь «чьей-то тенью»...)
перечень вопросов (основных трудовых действий)
Оцените, насколько Вы уже сейчас готовы выполнить следующие
трудовые действия, используя шкалу от 0 до 10 баллов и выпишите
эти баллы справа от номеров вопросов.
1. Следить за показаниями приборов, за информацией на экране(дисплее).
2. Работать с текстами( много читать, изучать что-либо).
3. Выполнять расчеты(на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме...).
4. Много чертить, рисовать...
5. Вести записи, печатать на машинке, работать на клавиатуре.
6. Много говорить, выступать перед аудиториями, беседовать с людьми.
7. Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам.
8. Соблюдать дисциплину труда и субординацию(правила подчинения).
9. Управлять техникой(машинами, станками, агрегатами...).
10.Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений.
11.Часто работать на открытом воздухе, на природе(и в любую погоду...).
12.Много запоминать по ходу работы.
13.Часто разъезжать(командировки, экспедиции...).
14.Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание.
15.Проверять,контролировать,оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз.
16.Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности
рисковать, но "по-умному"...).
17.Выполнять"грязную" работу(с неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом.).
18.Переносить однообразную, монотонную работу.
19.Переносить моральные нагрузки (насмешки, грубость...).
20.Переносить длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять
разнообразные движения, давление, вибрацию, перепады температуры...).
21.Уметь организовывать, руководить людьми.
22.Владеть иностранным языком.
23.Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций.
24.Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано...).
25.Уметь не принимать все близко к сердцу(не волноваться, что от Вашей
работы кому-то будет плохо...).
26.Часто работать по вечерам и без выходных.
27.Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно...).
28.Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).
29.Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе(и так зарабатывать себе на хлеб насущный...).
30.Постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать,
быть в хорошей, работоспособной форме.
31.Свято верить во что-то(в великую идею, в Бога, в обожаемого человека, в начальника...).
32.Постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное.
33.Создавать красоту, ценить прекрасное.
34.Быть проворным, уметь работать быстро.
Примерные "нормы" для опросника "Будь готов!"
Номера вопросов и Девушки Юноши Женщины Мужчины
сами действия
1.следить за экраном, 4-8 4 -8 4-6 6-8
за приборами
2.тексты 3-7 3 -7 5-8 7-9
3.расчеты 2-6 4-7 3-6 3-8
4.чертить 2-7 5-8 2-7 1-6
5.писать 6-9 5-9 4-8 4-7
6.говорить 5-8 2-6 6-9 5-8
7.нравиться 6-9 4-7 4-8 3-5
8.дисциплина 3-8 2-8 5-8 4-7
9.управлять техникой 5-8 6-9 1-5 2-7
10.обрабатывать вручную 3-7 4-8 2-6 2-7
11.работать на природе 5-8 6-9 2-7 2 -7
12.запоминать 3-6 3-7 4-8 3-5
13.разъезжать 5-9 4-8 3-7 3-6
14.переключать внимание 5-8 5-7 4-7 3-5
15.проверять 4-8 3-6 4-7 3-6
16.осторожность 6-9 4-8 4 -8 4-6
17."грязная" работа 1-6 1-5 1-4 3-6
18.однообразие 1-6 2-6 1-5 2-6
19.насмешки 2-5 2-6 1-4 2-4
20.физические нагрузки 3-7 4-8 2-5 2-4
21.организовывать 4-7 3-6 4-8 2-6
22.иностранный язык 6-9 2-6 2 -6 3-5
23.постоять за себя. 6-9 5-7 5-8 2-5
24.не обманывать 3-6 2-6 5-8 3-6
25.не принимать близко 3-7 3-6 2-5 2 -5
к сердцу
26....без выходных 2-5 3-7 3 -7 4-6
27.ответственность 4-7 4-8 5-8 3-7
28.взаимодействие с 6-9 4-8 6-9 4-6
коллегами
29.мечтать... 6-9 6-8 5-8 4-7
30.быть в форме... 5-8 6-8 4-7 5-7
31.свято верить... 6-9 4-8 3-7 2-5
32.придумывать 5-8 4-8 3-6 4-7
33.создавать красоту 6-9 4-7 5-8 4-7
34.быть проворным 4-8 5-8 4-8 5-7
Перечень профессий
к опроснику "Будь готов ("меню")
1. Автослесарь 35. Писатель, поэт, публицист (журналист).
2. Агроном 36. Повар(в престижном ресторане)
3. Артист драматического театра 37. Пограничник (сухопутная граница).
4. Археолог, этнограф. 38. Пожарник, спасатель.
5. Библиотекарь 39.Политический деятель, дипломат
6. Бомж, бродяга, попрошайка... 40. Портной по пошиву верхней одежды.
7. Водитель городского автобуса.. 41. Приемщица белья в прачечной.
8. Водитель международных 42. Программист
(междугородных) перевозок. 43. Продавец.
9. Воспитатель в детском саду, 44. Проводник железнодорожных составов.
яслях... 45. Проститутка.
10.Врач-терапевт. 46. Психолог, психотерапевт
11.Врач-хирург. 47. Редактор, корректор.
12.Геолог. 48. Руководитель, менеджер...
13.Дизайнер (техническ эстетика) 49. Рэкетир.
14.Домохозяйка (воспитание 50. Священнослужитель.
детей, создание уюта, обслужи- 51. Секретарь-референт.
вание очень "дорогого" мужа) 52. Сельский механизатор.
15.Животновод (зоотехник). (комбайнер, тракторист..)
16.Инженер на промышленном 53. Слесарь-ремонтник.
производстве. 54. Спортсмен-профессионал
17.Инспектор ГАИ. (командный спорт).
18.Кассир-оператор кассовых 55. Станочник широкого профиля
аппаратов (в магазине, в банке) (токарь, фрезеровщик...)
19.Квартирный вор. 56. Строитель-монтажник.
20.Коммерсант (делание денег из 57. Стюардесса.
"воздуха" в условиях 58. Таксист.
демократических реформ...) 59. Телохранитель, охранник.
21.Конструктор (чертежник- 60. Торговец наркотиками.
конструктор). 61. Участковый милиционер.
22."Ларечник"(спекулянт в 62. Ученый-теоретик (биолог).
кооперативном ларьке) 63. Ученый-экспериментатор.
23.Лесник, инспектор рыбнадзора. (научный сотрудник на био-,
24.Летчик(пилот гражданской метеостанции...).
авиации. 64. Учитель средней школы.
25.Манекенщица,фотомодель. 65. Фотокорреспондент.
26.Мастер телеателье. 66. Художник, скульптор.
27.Матрос,рыбак на сейнере. 67. Чиновник, служащий.
28.Машинист поезда. инспектор...
29.Металлург. 68. Шахтер, проходчик.
30.Монах, человек-отшельник, 69. Экономист.
послушник. 70. Экскурсовод-переводчик.
31.Офицер армии(десантные 71. Ювелир.
войска). 72. Юрист(адвокат).
32.Официант.
33.Парикмахер.
34.Переводчик(текстовый перевод)
-1.Автослесарь 2.Агроном 3.Артист 4.Археолог,
7-2 2-2 драмтеатра этнограф
9-1 5-2 2-1; 6-2; 2-2; 5-2;
10-3 11-2 13-1; 19-1; 10-1; 11-1;
15-2 20-2 17-1; 26-1; 13-1; 20-1;
17-2 21-1 30-2; 18-1; 22-1;
26-1 33-1;
5.Библиотекарь 6. Бомж 7.Водитель 8.Водитель
2-2 попрошайка автобуса междугородных
5-2 6-1 9-2; 14-2; перевозок
7-2 7-1 16-2; 19-1; 9-1; 10-1;
18-3 16-2 20-1; 12-1; 13-1;
22-1 17-3 23-1; 14-1; 16-1;
19-2 26-1; 18-2; 22-1;
20-1
9.Воспитатель в 10.Врач- 11.Врач-хирург 12.Геолог.
детском саду. терапевт 6-1; 10-2; 5-1; 10-1;
6-3; 14 -2; 5-1; 6-2; 14-1; 15-1; 11-2; 13-1;
21-3; 7-1; 12-1; 16-1; 19-1; 16-1; 17-1;
24-1; 15-2; 17-1; 20-1; 26-1; 20-2; 28-1;
32-1; 19-1; 26-1; 27-1;
13.Дизайнер 14.Домохозяйка 15.Животновод 16.Инженер
(техническая 7-1; 17-1; 10-1 1-1
эстетика) 19-1; 21-1; 16-1 3-3
3-1 23-1; 17-4 9-1
4-4 26-1; 20-1 15-1
18-1 30-1; 26-2 18-1
32-1 33-1; 34-1 28-3
33-3 34-2;
17.ИнспекторГАИ 18.Кассир 19.Квартирный вор 20.Коммерсант
6-1 3-4 10-2 3-2
11-2 7-1 12-1 7-2
14-2 19-3 15-1 13-1
15-1 23-1 16-2 16-1
16-2 24-1 19-1 19-1
19-1 23-1 21-1
26-1 25-2 27-2
21.Конструктор 22."Ларечник" 23.Лесник 24.Летчик (пилот)
3-2 3-1 рыбнадзор 1-1
4-2 7-1 10-3 9-2
9-1 12-1 11-3 13-2
10-1 13-1 16-1 16-1
13-1 14-1 17-1 18-1
15-1 16-3 20-2 20-2
32-2 19-2 28-1
25.Манекенщица 6-2; 13-2 19-1; 26-1 30-3; 33-1 |
26.Мастер теле- ателье 7-1; 10-5 15-3 18-1
|
27.Матрос, рыбак 8-1; 10-2 11-1; 13-2 16-1; 17-1 20-1; 28-1 |
28.Машинист поезда 1-1; 9-3 10-2; 13-1 17-2; 18-1 |
29. Металлург 9-1; 10-1 16-2 17-2; 20-3; 28-1 |
30.Монах 8-1; 11-1 17-1; 18-1 29-2 30-1 31-3 |
31.Офицер армии 6-1; 8-1 9-1; 11-1 16-1; 20-1 26-1; 27-1 30-1
|
32.Официант 3-2; 7-3 12-1; 17-1 19-1 22-1 24-1 |
33.Парикмахер 7-2; 10-1 17-1 19-1 20-2 32-1 33-2 |
34.Переводчик 2-1 5-2 12-1 15-1 18-2 22-3 |
35.Писатель, поэт, журналист 2-1; 5-1 6-1; 13-1 19-1; 24-1 26-1; 29-1 31-1; 33-1 |
36.Повар (ресторан) 7-1; 10-3 15-1 17-3 20-1 34-1
|
37.Пограничник 8-2; 9-1 11-1; 16-2 20-1; 26-1 27- 1; 30-1 |
38.Пожарник, спасатель 8-1; 9-1 14-1; 16-2 17-1; 20-1; 27-1; 30-2; |
39.Политический деятель, дипломат 6-1; 13-2 16-1; 19-2; 22-1; 23-1 24-1; 27-1 |
40.Портной 4-1 7-3 10-4 15-1 33-1
|
41.Приемщица белья 3-2 7-2 15-5 19-1 |
42.Программист 1-2 3-4 18-2 28-1 32-1 |
43.Продавец 3-1; 7-2 11-1; 15-1 17-1; 19-2 20-1; 24-1 |
44.Проводник железнодорожных составов 6-1; 7-3 10-1; 13-2 17-1; 19-1 20-1 |
45.Проститутка 7-2; 16-1 17-1; 19-2 20-1; 22-1 25-1; 30-1 |
46.Психолог 6-3; 7-1 15-1; 17-1 19-1; 21-1 24-1 32-2 |
47.Редактор 2-3; 5-1 15-1; 18-2 22-1; 24-1 33-1 |
48.Руководитель, менеджер 6-1; 13-1 15-1; 19-2 21-3; 23-1 26-1 |
49.Рэкетир 3-1 8-1 14-2 16-2 19-1 25-2 30-1 |
50.Священик 2-1; 6-1 7-1; 19-1 24-1; 26-1 29-1 30-1 31-2 |
51.Секретарь- референт 2-1; 3-1 5-2; 7-1 12-2; 19-1 22-1 26-1 |
52.Сельский механизатор 9-2; 10-1 11-2 17-1 20-2 26-1 34-1 |
53. Слесарь- 54. Спортсмен- 55.Станочник 56.Строитель-
ремонтник профессионал (токарь, монтажник
9-1 (командный фрезеровщик) 10-2
10-3 спорт) 3-1 11-1
15-1 13-2; 14-1 9-5 16-1
16-2 16-1; 19-1 10-1 17-2
17-2 20-3; 26-1 15-2 20-3
20-1 28-1 34-1 26-1
57. Стюардесса 58. Таксист 59.Телохранитель, 60.Торговец
6-1 7-2 охранник наркотиками
7-2 9-1 7-1 7-2
13-2 12-1 8-1 8-1
14-1 14-2 14-3 12-1
19-1 16-1 16-2 16-2
20-2 19-1 19-1 17-1
22-1 23-1 25 -1 19-1
26-1 30 -1 25-2
61. Участковый 62. Ученый- 63. Ученый- 64. Учитель
милиционер теоретик (биолог) экспериментатор 2-1
6-1 2-2 2-2; 31-1 5-2
12-2 5-2 3-1; 32-2 6-3
15-1 22-1 5-1 15-1
16-2 26-1 11-1 19-1
19-2 29-1 15-1 21-1
23-1 31-1 24-1 23-1
26-1 32-2
65.Фотокор- 66. Художник 67. Чиновник, 68.Шахтер
респондент служащий
11-1 2-1; 33-2; 2-2 9-1
12-1 4-1 5-3 10-1
14-2 7-1 7-1 16-3
16-2 17-1 13-1 17-2
20-1 24-1 15-1 20-2
22-1 26-1 18-1 34-1
24-1 29-1 21-1
26-1 31-1
69. Экономист 70.Экскурсовод- 71. Ювелир 72.Юрист
3-3 переводчик 7-1 (адвокат)
12-1 2-1; 6-2 10-3 2-1; 6-1
18-3 7-1; 22-2 15-2 7-2;12-1
28-2 13-1; 26-1 18-2 13-1;19-1
34-1 19-1; 33-1 33-2 16-1;24-2