ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 9-х классов
«Профессиональный портрет социального педагога»
Автор программы: Пименова Светлана Дмитриевна,
заместитель директора по профориентационной работе
ГМУК № 2,
г.Владимир
Пояснительная записка.
Предлагаемый ориентационный элективный курс поможет подросткам активизировать процесс личностного, жизненного и профессионального самоопределения.
Такие профессии как “социальный педагог”, “социальный психолог”, “социальный работник” всегда востребованы на рынке труда. Это новые профессии для нашего общества, несмотря на то, что в нашей стране имеются глубокие и давние традиции в благотворительности, милосердии и защите нуждающихся людей.
Данный курс раскрывает основные направления деятельности социального педагога. Программа имеет профильную (гуманитарную) и профориентационную направленность (“социальный педагог”, “социальный работник”, “социальный психолог”). На уроках необходимо показать не только различия в деятельности людей этих профессий, но и сходства. Знакомя с профессиограммами этих профессий, следует настроить учащихся на изучение профессиограмм всех интересующих его профессий, прежде чем они примут окончательное решение профессионального выбора.
Устанавливая межпредметные связи, надо показать, как помогают полученные гуманитарные знания школьных предметов в дальнейшем обучении и труде при выборе профессии типа “человек- человек”. Изучив данный курс, учащиеся должны сделать выводы о своей профессиональной пригодности в сфере профессий, связанных с взаимодействием между людьми. Это обеспечивается не только проведением теоретических занятий, но и диагностированием склонностей и способностей, а также практической “пробой сил”. “Составление учащимися паспорта семьи”, “Организация благотворительной акции”, “Организация проведения анкетирования и тестирования”, “Организация акции против наркомании и алкоголизма детей” - практические работы, которые организуют учитель и учащиеся совместно. Такие темы выбраны также для активизации мировоззренческой позиции учеников. Для изучения этих вопросов, предварительно можно привлечь учащихся к написанию рефератов, докладов для выступления. При этом они приобретут опыт в работе с информацией, печатными источниками, опыт публичных выступлений. Т.к. ”социальный педагог” помогает и в решении проблем в жизни ребенка, то при изучении программы решаются и воспитательные задачи.
Каждый учащийся, изучивший данный курс, должен узнать общую ситуацию (формулу) выбора профессии и определить насколько он готов работать в будущем в сфере “человек- человек”, какие знания ему будут необходимы, и какие пути достижения этой цели он наметит.
Изучение курса завершается занятием, посвященным обобщению знаний. Это занятие также должно раскрыть творческий потенциал ученика. Программой предлагается проведение диспута или защита рефератов (проектов), написание размышлений (сочинений) с последующим выступлением. Форма определяется учителем в зависимости от состава группы, индивидуальных личностных качеств учеников. Как результат, должен быть составлен “профессиональный портрет” социального педагога.
Для учащихся, проявивших интерес к обучению по гуманитарному (социально-педагогическому) профилю, будет интересно узнать содержание профессии и попробовать себя в этой области.
Основные цели курса:
1. Расширить знания о мире профессий в системе «человек-человек»;
2. Оценка учащимися перспективы собственной познавательной трудовой и профессиональной деятельности.
3. Профессиональная ориентация на профессии «социальный педагог» и «социальный психолог».
Основные задачи курса:
1. С позиции воспитания и развития личности:
- формировать устойчивость взглядов на отношение к личности на принципах гуманизма и милосердия;
- стимулировать деятельность, направленную на собственную активность в работе над собой;
- учить ориентироваться в мире информации, анализировать события и явления, делать самостоятельные выводы и обобщения;
- создать предпосылки для формирования нравственной основы развития будущего профессионала в области социально-педагогической деятельности.
2. С позиции дальнейшего выбора профиля обучения:
- оказать учащимся помощь в принятии решения о выборе профиля обучения в старших классах, в осмыслении практического применения знаний в гуманитарной области.
3. С позиции профессиональной ориентации и социализации личности каждого ученика:
- научить учащихся намечать пути реализации своих профессиональных намерений, адекватной самооценки в профессиональном выборе;
- создать условия для проверки своих способностей в деятельности. Раскрыть особенности типа профессий «человек-человек».
«Профессиональный портрет социального педагога»
Учебный план.
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
|
Теория |
Практика |
||
1. |
Формула выбора профессии. |
2 |
|
Тренинг «Давайте познакомимся» |
|
1 |
|
Диагностирование «Самооценка склонностей» |
|
1 |
|
2. |
Профессиональные обязанности социального педагога. |
2 |
|
Встреча с социальным педагогом. |
|
2 |
|
3. |
Профессионально-важные качества социального педагога |
2 |
|
Диагностирование «Коммуникативно-организаторские склонности» |
|
2 |
|
4. |
Социальная педагогика, как наука и как сфера практической деятельности. |
2 |
|
Практическая работа «Составление учащимися паспорта семьи» |
|
2 |
|
5. |
Милосердие и благотворительность – традиции русского народа. |
2 |
|
Практическая работа «Организация благотворительной акции» |
|
2 |
|
6. |
Психолого-педагогические методы в работе социального педагога. |
2 |
|
Практическая работа «Организация проведения анкетирования и тестирования» |
|
2 |
|
7. |
Что такое «профессиональная компетентность»? |
2 |
|
Практическая работа «Организация акции против наркомании и алкоголизма» |
|
2 |
|
8. |
Профессиональная подготовка социальных педагогов в учебных заведениях. |
1 |
|
Экскурсия. |
|
3 |
|
9. |
Профессиональный портрет социального педагога |
|
4 |
ИТОГО: |
15 |
21 |
|
ИТОГО: |
36 ч. |
П Р О Г Р А М М А
ориентационного элективного курса
«Профессиональный портрет социального педагога».
1. Формула выбора профессии: соотнесение интересов склонностей, способностей, опыта деятельности и потребностей рынка труда. Внутренний мир человека и система представлений о себе.
Классификация профессий. Типы профессий в зависимости от предмета труда. Профессия «социальный педагог», «социальный работник» - профессии типа «человек-человек».
Тренинг «Давайте познакомимся».
Диагностирование «Самооценка склонностей».
2. Профессиональные обязанности социального педагога: цели профессиональной деятельности социального педагога. Объект деятельности: дети и молодежь, нуждающиеся в помощи социализации. Направления деятельности: практическая, образовательная, исследовательская. Проблемы в жизни ребенка. Сферы профессиональной деятельности социального педагога: учреждения образования, комитеты по делам молодежи, здравоохранение, социальной защиты населения, системы органов внутренних дел. Понятие о профессиограмме.
Тест «Самооценка деловых качеств».
Встреча с практикующим социальным педагогом.
3. Профессионально-важные качества социального педагога. Способности. Специальные и индивидуально-психологические способности социального педагога. Определяющие личностные качества: доброта, коммуникабельность, элепатичность, красноречивость, устойчивые психические состояния. Знакомство с профессиограммой «социального педагога» и «социального работника». Что такое «педагогическое мастерство»?
Практическая работа «Общительный, замкнутый, эмоциональный. Какой Вы?» (методика Айзенка)
либо «Коммуникативно-организаторские склонности. (КОС)»
4. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности: взаимосвязь социальной педагогики, социологии и педагогики. Социальная педагогика – междисциплинарная область научных исследований. Социальная педагогика в системе гуманитарных знаний. Что такое социализация? Институты социализации: семья, образование, культура и религия. Практическая деятельность социального педагога: работа с личностью, с семьей, с трудными подростками, с сиротами, с больными детьми, с одаренными детьми. Основные особенности работы. Знание законов, умение работать с информацией – одно из условий успешной практической деятельности социального педагога.
Практическая работа «Составление учащимися паспорта семьи».
5. Милосердие и благотворительность – традиции русского народа: благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности. Сущность понятий «милосердие», «благотворительность». Исторические предпосылки введения профессии социальный педагог в России. Церковная, частная и государственная благотворительность.
Практическая работа «Организация благотворительной акции».
6. Психолого-педагогические методы в работе социального педагога: наблюдение, опросы, тесты – основные методы психологических исследований, применяемые и социальным педагогом. Основные правила анкетирования и тестирования. Знакомство с профессиограммой психолога.
Практическая работа «Организация проведения анкетирования и тестирования».
7. Что такое профессиональная компетентность? Единство теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности. Что должен знать и уметь социальный педагог.
Практическая работа «Организация акции против наркомании и алкоголизма детей»
8. Профессиональная подготовка социальных педагогов в учебных заведениях: система непрерывной профессиональной подготовки социальных педагогов. Различные уровни образования. Знакомство с многоуровневой системой подготовки социальных педагогов ВУЗе.
Экскурсия в учебные заведения (ВУЗ или колледж), где готовят социальных педагогов.
9. Профессиональный портрет социального педагога. Практическая работа: проведение диспута или защита проекта, написание реферата или сочинения, размышлений, составление рисунка и т.д.
Список литературы.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.
2. Анисимов Л.Н.Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи.- М., 1989.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., “Академия”,2002.
4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988.
5. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Выбор профессии. ч.2., М.: Просвещение.,1988.
6. Левин Б.М. Наркомания и наркотики. - М., 1991.
7. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других.- М.:АСТ-ПРЕСС, 1997.
8. Психологические тесты. Под ред. А.А.Карелина: в 2 т.-М.: Владос, 1999.
9. Социальная педагогика. Курс лекций. Под. ред. М.А.Галагузовой. М.:Владос.,2001.
10. Фромм А. Азбука для родителей.- М.,1994.
11. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М.,1993.
12.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.:Академия,2002.