ПРОГРАММА

информационного элективного курса для учащихся 9 классов

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

 

 

 

авторы:

Рожкова Людмила Ивановна -

заместитель директора  средней

школы № 36 г.Владимира

Ковальчук Наталья Александровна

психолог средней школы № 36

г.Владимира

 

 

Пояснительная  записка

 

 

         Программа разработана с целью изучения  личности подростка и оказания ему помощи в профессиональном самоопределении.

 

            Основные задачи :

- ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека ;

- ориентирование в мире профессий ;

- изучение требований , предъявляемых профессией к человеку ;

- способствование формированию самооценки профессиональных интересов, склонностей и способностей ;

- выбор социально-экономических ориентиров в труде ;

- осознание необходимости профессиональной подготовки.

 

            Содержание обучения компонуется  с учетом  основных ведущих сфер социально-трудовой деятельности  человека (человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-природа, человек-художественный образ ) и предполагает изучение в интегральном виде во всех образовательных областях.

 

            Данная программа  предназначена для учащихся 9 классов при вариативном подходе ( учитывая профильно-лицейскую направленность обучеия.

 

            Таким образом , небольшая по объему программа ( 9 класс - 17 часов )  помогает формировать  у школьника представление  о себе в профессиональной роли, дает возможность осознать свои личностные особенности и получить эмоционально-нравственную поддержку в самоопределении.

 

            В соответствии с  письмом Министерства просвещения РФ № 03-П-157/ 13-13

является программой ,  позволяющей реализовать основные направления  информационных курсов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

информационной элективной программы для

учащихся  9 классов

“Профессиональное самоопределение”

  

Название темы

кол-во часов

всего         в т.ч.

                       практ.работы

1

Профессиональное самоопределение

4

3

2

Склонности и интересы в профессиональном самоопределении

3

1

3

Профессиональная пригодность

2

-

4

Секреты выбора

1

-

5

Общеобразовательные школы г.Владимира

2

1

6

Средние специальные учебные заведения

2

1

7

Лицеи г.Владимира

2

1

8

Построение личной профессиональной перспективы

2

-

 

итого

17

7

 

 

 

ПРОГРАММА

 

 

Тема №1 Проблемы профессионального самоопределения - 4 часов

           

            Понятие о способах классификации профессий  по различным признакам.Знакомство с типами , группами , отделами профессий. Уточнение образа наиболее привлекательной профессии.Классификация профессий по предмету труда , цели труда, условиям и орудиям труда.Многообразие мира профессий.

Практические занятия , экскурсии .

Посещение городского Центра профессиональной ориентации и межшкольного УПК № 2.

Проведение классных часов с привлечением родителей “ Моя профессия “ , “ Человек и профессия “ , “ Примерь профессию” и др.

Экскурсии на базовый завод “Автоприбор”

Тема № 2 Склонности и интересы в профессиональном самоопределении - 3 часа

 

Мотив выбора , общие представления об интересах и склонностях , работа  с картой интересов.

Диагностика : карта интересов по ОДАНИ , “Хочу - могу” .Сопоставление результатов.Осознание необходимости учитывать  личностные особенности и требования к профессии.

Практические занятия

            Проведение профессиональной диагностики учащихся

 Тема № 3 Профессиональная  пригодность- 2 часа

           

            Составляющие профессиональной пригодности.Роль здоровья , образования, способностей , личностных качеств в профессиональном самоопределении. Служба занятости.

Просмотр видеофильма “ Азбука профориентации

 Тема № 4 Секрет выбора - 1 час

 

            Обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии. Что должен знать абитуриент. Рейтинг профессий. Осознанный выбор.

 

Профориентационная игра “Перспектива

Тема № 5 Общеобразовательные школы г.Владимира - 2 часа

 

             Особенности организации учебного процесса в общеобразовательных школах г.Владимира, профили обучения учащихся в них.

Экскурсии в школы г.Владимира ( 1-2 по выбору учащихся()

 Тема № 6 Средние специальные учебные заведения - 1 час

 

            Особенности организации учебного процесса в колледжах г.Владимира, изучаемые в них профессии.

Экскурсии в колледж ( по выбору учащихся )

 Тема № 7 Лицеи - 2 часа

 

            Особености организации учебного процесса в лицеях г.Владимира , изучаемые в них профессии.

Экскурсии в лицей ( 1-2 по выбору учащихся )

 Тема № 8 Построение личной профессиональной перспективы - 2 часа

 

            Осознание основных личностных смыслов. Анализ индивидуального анкетированная. Профессиограммы.

Профессиональная игра “Перекресток”

Участие в Ярмарке учебных мест ( с привлечением городской “Службы Занятости”

Литература

 

 

1.Грановская Р.М. Элементы практической психологии - Л., Ленинградский университет , 1988.

 2.Климов Е.А. “Как выбрать профессию “- М. Просвещение ,1994

 3.Климов Е.А. “Развивающийся человек в мире профессий”-Обнинск , Принтер,1993.

 4.Пряжников Н.С..”Игровые профориентационные упражнения” ,м.Воронеж , НПО “Модек”,1997

 5.Водянский А.М..Примерные прогроаммы  основного общего образования -М.,Дрофа,1998.

 6.Молчанова Т.К..Составление образовательных программ -М.,УЦ “Перспектива”,

2001.

 7.Личностное и профессиональное самоопределение   старшеклассников , Владимир,Служба занятости ,1996 .

 8.Пряжников Н.С. “Престижно-элитарные ориентации” -М.,Фолиум , Журнал практического психолога,№4,1996.

к списку авторов