ПРОГРАММА
информационного элективного курса для учащихся 9 классов
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
авторы:
Рожкова Людмила Ивановна -
заместитель директора средней
школы № 36 г.Владимира
психолог средней школы № 36
г.Владимира
Пояснительная записка
Программа разработана с целью изучения личности подростка и оказания ему помощи в профессиональном самоопределении.
Основные задачи :
- ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека ;
- ориентирование в мире профессий ;
- изучение требований , предъявляемых профессией к человеку ;
- способствование формированию самооценки профессиональных интересов, склонностей и способностей ;
- выбор социально-экономических ориентиров в труде ;
- осознание необходимости профессиональной подготовки.
Содержание обучения компонуется с учетом основных ведущих сфер социально-трудовой деятельности человека (человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-природа, человек-художественный образ ) и предполагает изучение в интегральном виде во всех образовательных областях.
Данная программа предназначена для учащихся 9 классов при вариативном подходе ( учитывая профильно-лицейскую направленность обучеия.
Таким образом , небольшая по объему программа ( 9 класс - 17 часов ) помогает формировать у школьника представление о себе в профессиональной роли, дает возможность осознать свои личностные особенности и получить эмоционально-нравственную поддержку в самоопределении.
В соответствии с письмом Министерства просвещения РФ № 03-П-157/ 13-13
является программой , позволяющей реализовать основные направления информационных курсов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
информационной элективной программы для
учащихся 9 классов
“Профессиональное самоопределение”
№ |
Название темы |
кол-во часов всего в т.ч. практ.работы |
|
1 |
Профессиональное самоопределение |
4 |
3 |
2 |
Склонности и интересы в профессиональном самоопределении |
3 |
1 |
3 |
Профессиональная пригодность |
2 |
- |
4 |
Секреты выбора |
1 |
- |
5 |
Общеобразовательные школы г.Владимира |
2 |
1 |
6 |
Средние специальные учебные заведения |
2 |
1 |
7 |
Лицеи г.Владимира |
2 |
1 |
8 |
Построение личной профессиональной перспективы |
2 |
- |
|
итого |
17 |
7 |
ПРОГРАММА
Тема №1 Проблемы профессионального самоопределения - 4 часов
Понятие о способах классификации профессий по различным признакам.Знакомство с типами , группами , отделами профессий. Уточнение образа наиболее привлекательной профессии.Классификация профессий по предмету труда , цели труда, условиям и орудиям труда.Многообразие мира профессий.
Практические занятия , экскурсии .
Посещение городского Центра профессиональной ориентации и межшкольного УПК № 2.
Проведение классных часов с привлечением родителей “ Моя профессия “ , “ Человек и профессия “ , “ Примерь профессию” и др.
Экскурсии на базовый завод “Автоприбор”
Тема № 2 Склонности и интересы в профессиональном самоопределении - 3 часа
Мотив выбора , общие представления об интересах и склонностях , работа с картой интересов.
Диагностика : карта интересов по ОДАНИ , “Хочу - могу” .Сопоставление результатов.Осознание необходимости учитывать личностные особенности и требования к профессии.
Практические занятия
Проведение профессиональной диагностики учащихся
Тема № 3 Профессиональная пригодность- 2 часа
Составляющие профессиональной пригодности.Роль здоровья , образования, способностей , личностных качеств в профессиональном самоопределении. Служба занятости.
Просмотр видеофильма “ Азбука профориентации”
Тема № 4 Секрет выбора - 1 час
Обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии. Что должен знать абитуриент. Рейтинг профессий. Осознанный выбор.
Профориентационная игра “Перспектива “
Тема № 5 Общеобразовательные школы г.Владимира - 2 часа
Особенности организации учебного процесса в общеобразовательных школах г.Владимира, профили обучения учащихся в них.
Экскурсии в школы г.Владимира ( 1-2 по выбору учащихся()
Тема № 6 Средние специальные учебные заведения - 1 час
Особенности организации учебного процесса в колледжах г.Владимира, изучаемые в них профессии.
Экскурсии в колледж ( по выбору учащихся )
Тема № 7 Лицеи - 2 часа
Особености организации учебного процесса в лицеях г.Владимира , изучаемые в них профессии.
Экскурсии в лицей ( 1-2 по выбору учащихся )
Тема № 8 Построение личной профессиональной перспективы - 2 часа
Осознание основных личностных смыслов. Анализ индивидуального анкетированная. Профессиограммы.
Профессиональная игра “Перекресток”
Участие в Ярмарке учебных мест ( с привлечением городской “Службы Занятости”
Литература
1.Грановская Р.М. Элементы практической психологии - Л., Ленинградский университет , 1988.
2.Климов Е.А. “Как выбрать профессию “- М. Просвещение ,1994
3.Климов Е.А. “Развивающийся человек в мире профессий”-Обнинск , Принтер,1993.
4.Пряжников Н.С..”Игровые профориентационные упражнения” ,м.Воронеж , НПО “Модек”,1997
5.Водянский А.М..Примерные прогроаммы основного общего образования -М.,Дрофа,1998.
6.Молчанова Т.К..Составление образовательных программ -М.,УЦ “Перспектива”,
2001.
7.Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников , Владимир,Служба занятости ,1996 .
8.Пряжников Н.С. “Престижно-элитарные ориентации” -М.,Фолиум , Журнал практического психолога,№4,1996.