ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

Шаг к успеху

 

 

Автор: Дмитревская Ирина Игоревна,

преподаватель Муромского

педагогического колледжа

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Смена целей и ценностей образования, ориентация на приоритет интересов личности, на создание ей развивающих условий предполагают усиление культурообразующей функции образования через освоение базовых основ культуры, среди которых бесспорна особая роль культуры общения.

Проблемы общения, человеческого взаимодействия, в целом - социальных коммуникаций приобрели к концу XX века особую значимость. Неслучайно сегодня к этим проблемам обращаются представители различных научных областей: философы и психологи, лингвисты и педагоги, социологи и культурологи, специалисты, работающие в области медицины и компьютерных технологий.

Система образования, синтезируя результаты научных поисков разных наук,  откликается на запрос времени и социальную потребность в коммуникативном  развитии личности, признавая в качестве актуальной проблемы изучение коммуникации (в широком смысле) как специфической сферы для образования XXI века. Это предполагает ориентацию на формирование коммуникативной компетентности личности на всех этапах и ступенях в системе непрерывного образования, а также отбор и интегрирование учебной информации в рамках содержания гуманитарного образования, обеспечивающего достижение коммуникативной компетентности

Спецкурс «Шаг к успеху» является примером нового подхода к профилактике социальной дезадаптации, основанной на главных психологических и социальных факторах, ответственных за адаптивное поведение. Эта программа включает материалы, относящиеся к самопознанию, самосовершенствованию, коррекции тревожности и агрессивного поведения.

Главная ЦЕЛЬ спецкурса – развитие личностных и социальных навыков общения, преодоление возможных манипуляций в общении, совершенствование умений, обеспечивающих достаточный уровень коммуникативной культуры личности. Некоторые из материалов, включенных в спецкурс, относятся к приобретению общих жизненно необходимых навыков, другие прямо и более тесно связаны с проблемой социальной адаптации. Например, в дополнение к обучению учащихся общим навыкам неагрессивного настаивания на своем (умение сказать «нет»), их также учат использованию этих навыков для сопротивления прямого давления различных манипуляторов: взрослых, педагогов, руководства (при устройстве на работу). А это как раз то, что нужно современному человеку сегодня. Таким образом, учащиеся не только обучаются широкому ряду личностных и социальных навыков в целях повышения социальной компетентности, но также учатся приложению этих навыков к конкретным ситуациям прямого социального давления. Изучая методики и стратегии, широко и с большим успехом применяемые «профессионалами уступчивости», учащиеся могут отработать эти умения в практической части курса. Отдельный раздел посвящен шести основным тактикам человеческого поведения, которые используются с целью получения согласия. Все принципы (тактики) – принцип последовательности, принцип взаимного обмена, принцип социального доказательства, принцип авторитета и другие рассматриваются с точки зрения их приложения к общественной жизни и с точки зрения того, как они могут быть использованы «профессионалами уступчивости».

ЗАДАЧИ спецкурса состоят в следующем:

1.Вооружение студентов выпускных курсов системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций; а также обобщение теоретических знаний по курсу «Социальная психология» и приобретение новых знаний по «Психологии влияния».

2.Познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.

3.Понимание себя как личности и нахождение способов личностного развития, снятие внутриличностных конфликтов и напряжений.

4.Приобретение уверенности в себе, необходимое при устройстве на работу, а также неагрессивное настаивание на своем.

5.Овладение механизмами нейтрализации манипуляций в общении - умение задавать вопросы, искусство профессионального слушания, мастерство конструктивной критики.

6.Формирование умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

7.Развитие навыков рефлексии и обратной связи.

НОВИЗНА программы заключается в максимальном приближении теоретических знаний к жизненным ситуациям; отработке навыков социального взаимодействия; в экспериментальной работе студентов по разделам «Манипуляции в общении», «Психология влияния». Активизация студентов осуществляется при помощи дополнительной информации по теме «Психология лжи» и оформления индивидуальных карт наблюдений за студентами и педагогами по данной проблеме. Таким образом, новизна представлена на системном уровне: используются известные приемы в новой, более оптимальной компоновке; иногда предлагаются новые способы работы (например, тренинги), дающие отличающиеся от прежних результаты.

ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ программы спецкурса.

Данный спецкурс предполагает гуманистическую позицию преподавателя и направлен на осознание участниками себя, ценностных ориентаций, рост личности, необходимых в процессе социальной адаптации. Программа спецкурса основывается на принципе поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего.

Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

 - получение новой теоретической информации о себе;

  - переосмысление представлений о своем образе «я»;

 - выстраивание нового типа отношений с самим собой и окружающими;

 - закрепление позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов.

Программа спецкурса предполагает использование как традиционных форм обучения (лекция, опрос, семинар), так и оригинальные формы групповой работы (тренинги, совместные проекты и другие).

Предлагаемая работа имеет чисто практическое значение и не претендует на исчерпывающий характер психологического анализа и систематизации. Изложенная в программе спецкурса информация может быть полезна не только психологам-практикам, но и учителям для повышения собственной компетенции в общении, помощи в этом ребятам, для внедрения активных методов в традиционную систему обучения. Поэтому с точки зрения инструментальности программа передаваема, дает стабильные результаты.

Программа  позволяет на самостоятельный творческий уровень, развивает педагогический инструментарий, повышает профессиональный рост и мотивацию.

В результате изучения спецкурса студенты должны знать:

1.Теоретические основы психологии общения, возможные барьеры в общении.

2.Средства общения: вербальные и невербальные.

3.Характеристики уловок-манипуляций в общении, общие правила нейтрализации уловок-манипуляций.

4.Психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения.

5.Секреты «Психологии влияния».

Студенты должны уметь:

1.Анализировать мотивы и поведение своей личности, других людей в процессе общения.

2.Распознавать и предотвращать любые манипуляции со стороны других людей с целью воздействия.

3.Снимать внутриличностные конфликты.

4.Неагрессивно настаивать на своем.

5.Овладеть мастерством конструктивной критики.

6.Рефлексировать свои поступки и поведение.

Спецкурс рассчитан на 1 год обучения (34 часа) и предназначен для выпускных курсов всех отделений.

НАПРАВЛЕННОСТЬ И УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ:

Тип программы – повышение квалификации в области психологии; вид обучения – практико-ориентированный.

СТРУКТУРА спецкурса. Программа спецкурса состоит из 5-ти разделов:

1.Психологические основы общения.

2.Средства общения.

3.Манипуляции в общении.

4.Психология влияния.

 5.Социальное влияние.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Организационная форма

Всего часов

 

Раздел 1. Психологические основы общения.

 

 

 

1

Ценности общения и общение как ценность.

1

Лекция

 

2

Социальные роли и межличностные  отношения.

2

Практическое занятие

 

3

Наука  общения и искусство общения.

2

Практическое занятие

 

4

Барьеры в общении.

2

Урок-игра

 

5

Конфликты в общении. Разрешение конфликтов.

1

Лекция, беседа

 

6

Навыки общения.

1

Тренинг

 

 

Раздел 2. средства общения.

 

 

 

1

Речь и общение. Построение публичных выступлений.

1

Лекция

 

2

Невербальные средства общения.

2

Практическое занятие

 

3

«Быть самим собой»

1

Тренинг

 

 

Раздел 3. Манипуляции в общении и их нейтрализация.

 

 

 

1

Характеристика уловок-манипуляций в общении.

2

Лекция, беседа

 

2

Механизм нейтрализации манипуляций.

2

Практическое занятие

 

3

Тренинг уверенности в себе, преодоление тревожности.

1

Тренинг

 

 

Раздел 4. Психология влияния.

 

 

 

1

Орудия влияния. Стереотипное мышление.

2

Лекция

 

2

Психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения.

2

Доклады, беседа

 

3

Неагрессивное настаивание на своем.

 

Тренинг

 

 

Раздел 5. Социальное влияние. Человек и другие люди.

 

 

 

1

Пол, гены, культура. Эволюция и пол. Явление конформизма.

1

Лекция

 

2

Установки. Выработка и изменение установок.

2

Практическое занятие

 

3

Групповое принятие решений. Разделенная ответственность.

2

Семинар-практикум

 

4

Принятие решений.

1

Тренинг

 

 

Всего:

34

 

 

   

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

РАЗДЕЛ 1. Психологические основы общения.

 

Тема 1. Ценности общения и общение как ценность.

Понятие об общении: функции, типы, виды, формы общения. Специфика массовой коммуникации как формы мышления. Внутренняя «коммуникация» как общение с самим собой. Пути удовлетворения потребности в общении, его результативность, обусловленная  индивидуальными, возрастными, социально-бытовыми особенностями.  Эго-состояния и общение.

 

Тема 2. Социальные роли и межличностные отношения.

Понятие о межличностных отношениях. Понятие об адекватности и неадекватности коммуникативного поведения. Представление о социальных ролях и характере отношений, обусловленных социальными ролями, о различных ситуациях общения и тактиках поведения. Технология подлинного общения Э.Берна, технология спонтанности Ф.Перлза, технология беспроблемного общения Т.Гордона.

 

Тема3. Наука общения и искусство общения.

Принципы, правила и постулаты общения. Терпимость(толерантность) как ведущий принцип культуры общения. Эталоны общения. Творчески решать задачи общения – значит, учитывать ситуацию. Стереотипы общения, реализующиеся в межличностных отношениях. Корни предрассудков. Умение слушать как наука и искусство.

 

Тема 4. Барьеры в общении.

Неприязнь к непохожим  на нас. Понятие о примитивных реакциях в межличностном общении  - «реакция амбиции», «реакция зависти», «реакция агрессии» и т.п. по А.Б.Добровичу.

 

 

Тема5. Конфликты в общении. Причины конфликтов. Исходы конфликтов. Способы реагирования в конфликте. Искусство избегания конфликтогенов. Посредничество – лекарство от конфликта. Умение предвидеть «очаги конфликта», прогнозировать способы их «гашения». Умение видеть себя со стороны, соотносить самооценку с оценкой окружающих. Владеть способами саморегуляции.

 

Тема 6. Навыки общения – обобщающее занятие-тренинг.

 

РАЗДЕЛ 2. Средства общения.

 

Тема 1. Речь и общение.

  Понятие о речи. Виды речи. Организация речи: подготовка, планирование предмета  и содержания речи, реализация речи (учет аудитории, обстоятельств произнесения). Искусство ведения диалога, спора, беседы. Подготовка публичных выступлений. Умение задавать вопросы.

 

Тема 2. Невербальная коммуникация.

Невербальные средства общения, их своеобразие. Мимика лица. Визуальное общение. Жесты. Поза. Звуки и запахи. Умение читать «на человеческом лице», по лицу узнавать о некоторых признаках душевного движения.

 

Тема 3. Тренинговое занятие на тему: «Быть самим собой».

 

РАЗДЕЛ 3. Манипуляции в общении  и их нейтрализация.

 

Тема 1. Манипуляции в общении.

Разновидности споров и их особенности. Характеристики уловок-манипуляций в общении: организационно-процедурные уловки, психологические уловки, логические уловки.

 

Тема 2. Механизм нейтрализации манипуляций в общении.

Общие правила нейтрализации уловок-манипуляций. Логические ошибки и механизм их нейтрализации. Рекомендации по технике аргументации. Приемы, стимулирующие общение.

 

Тема 3. Тренинг уверенности в себе: «Преодоление тревожности и страха».

 

РАЗДЕЛ 4. Психология влияния.

Тема 1. Орудия  влияния.

Ставка на стереотипное мышление.  Спекулянты. Джиу-жжитсу.

 

Тема 2. Фундаментальные психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения. Принцип последовательности. Принцип взаимного обмена. Отказ-затем-отступление. Защита. Принцип социального доказательства: власть публики, фатальное подражание. Принцип авторитета. Давящая власть авторитета. Принцип благорасположения. Почему вы мне нравитесь: физическая привлекательность, сходство, похвалы. Принцип дефицита.

 

Тема 3. Неагрессивное настаивание на своем (тренинг).

 

РАЗДЕЛ 5. Социальное влияние.

Тема 1. Человек и другие люди.

Пол, гены и культура. Как портятся хорошие люди. Социальное доминирование. Эволюция и пол. Конформизм. Эксперименты Милгрема:  подчинение. Влияние меньшинства. Альтруизм и апатия.

 

Тема 2. Установки.

Составляющие установок. Выработка и изменение установок. Прививка установок. Слагаемые убедительности. Групповые эффекты.

 

Тема 3. Групповое принятие решений.

Как изменяются личные мнения в группе. Факт присутствия других. Разделенная ответственность.

 

Тема 4. Тренинговое  занятие на тему: «Принятие решений».

 

 

Формы контроля и  методы  оценки знаний учащихся.

 

Каждый раздел программы завершает тренинг, включающий изученный теоретический  материал, но позволяющий  оценить умения применять знания на практических упражнениях и заданиях. Кроме того, тренинг предполагает более раскрепощенную обстановку, реализацию всех возможностей, и позволяет применить личностно-ориентированный подход к учащимся.

 

Требования к уровню подготовки учащихся. (учителя)

 

Требования  к компетентности педагога:

-понимать роль и место социальной психологии  в современном образовании;

-владеть знаниями в области  общей, социальной, возрастной, практической психологии на высоком уровне;

-иметь достаточно серьезный опыт в проведении тренингов;

-обладать высоким познавательным интересом в области психологии.

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ.

 

 

1. Внутренняя  «коммуникация» как общение с самим собой.

2. Невербальная коммуникация.

3. Технология идеального общения Ч. Тойча и Дж. Тойч.

4. Барьеры в общении и их преодоление.

5. Регулирование конфликтов и стрессов.

6. Построение публичного выступления.

7. Феномен Вертера и суть принципа  социального доказательства.

8. Принцип последовательности и его влияние на поведение людей.

9. Как современная социология и психология может объяснить трагическую гибель двух знаменитых героев Шекспира – Ромео и Джульетты?

10. Правило взаимного обмена и его роль в обществе.

11. Корни предрассудков.

12. Пристрастие к игре в свою пользу и самооценка.

13. Рефлексия как потенциал плодотворного общения.

14. Разрушительные модели поведения.

15.Искусство профессионального слушания.

16. «Быстрорастворимое» влияние. Примитивное согласие в век автоматизации.

17. Разрешение конфликтов.

18. Стресс и способы его регулирования.

 

 

Список  литературы для учащихся (учителя).

 

1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. -  М., 1986.

2. Голфруа Ж., Что такое психология. -  М., 1992.

3. Горянина В.А.  Психология общения.  - М., 2002.

4. Гришина Н. В. Психология конфликта. -  М., 2002.

5. Кузин Ф. А. Культура делового общения. Практическое пособие. – М., 1996.

6. Леонтьев А. А. Психологические механизмы и пути  воспитания  умений публичной речи. – М., 1972.

7. Майерс Д. Социальная психология. – М., 2002.

8. Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности. – М., 1990.

9. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М., 2001.

10. Рогов Е. И. Психология общения. – М., 2001.

11. Самоукин А.И. Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху. – Дубна, 2000.

12. Чалдини Р. Психология влияния. – СП., 2002.

 

 

к списку авторов