Искусство понимания художественного текста
Амоскина Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 1 г. Радужный
Владимирской области
Пояснительная записка
Предлагаемая программа призвана подготовить учащихся 9-х классов к восприятию художественного текста и к анализу программных произведений в 10-11 классах гуманитарного направления.
Предлагаемая программа дает более глубокое понятие интерпретации произведений русской классики (в рамках программы 9 кл.) и тем самым является подготовкой учащихся к курсу по анализу художественных произведений в старшем звене (10-11 кл.).
В качестве дидактического материала предлагается использовать тексты художественных произведений программы по литературе для 9 класса.
Содержание курса обусловливает применение как теоретических, так и практических форм занятий. При отборе теоретических понятий предпочтение отдано мало известным в школе механизмам восприятия текста (прогноз, читательская установка, скважины и т.д.), метафоре как основному приему создания художественного образа. Причем метафора трактуется не просто как один из тропов, но и как художественный принцип, что развивает мышление учащихся. Учащимся предложен дидактический материал в задачах и упражнениях. Литературные задачи созданы так, что при работе с ними необходимо возвращаться к прочитанному, разворачивать текст, прогнозировать его дальнейшее содержание. Решать литературные задачи на занятии можно с целой группой, в форме индивидуальных заданий или в коллективно-распределительной деятельности с тем, чтобы учащиеся приобретали опыт выражения собственных мыслей.
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для 9-классников, готовящихся выбрать гуманитарный профиль обучения в 10-11 классах.
Требования к уровню освоения курса
Учащиеся должны знать:
* что такое интерпретация, её виды и разные интерпретации смысла одного и того же произведения;
* знать законы языка произведения: тропы, фигуры, рифмы и т.п.
Учащиеся должны уметь:
* понимать «формальные» элементы текста, т.е. элементы формы;
* определять виды информации в тексте (концептуальную, фактуальную, подтекстовую);
* расшифровывать «скважины» в тексте, в том числе аллюзии, скрытые цитаты;
* объяснить отношение заглавия с текстом;
* дать интерпретацию повести или рассказа;
* анализировать драматическую (спектакль), телевизионную или киноинтерпретацию произведения русской классической литературы (в рамках программы 9 класса).
Тематический план
Тема |
Количество часов |
|
1 2 5 1 1 1 5 1 |
Всего |
17 |
Содержание курса
Тема 1.
Язык и речь. Противопоставление языка и речи. Литературный язык, его состав, содержание. Культура речи. Язык как первоэлемент художественной литературы. Литературный язык и язык художественной литературы.
Художественная речь.
Автор – текст – читатель.
Образ автора и идейно-эстетическое содержание.
Автор-писатель, автор–повествователь, автор–рассказчик.
Форма занятия: лекция.
Тема 2.
Художественный текст. Текст как система. Содержание художественного текста: события, характеры, речь, социальные и нравственно-психологические коллизии.
Уровни содержания: событийное, идейное, языковое, образное отражение мира.
Виды информации в тексте.
Структура художественного произведения. Членимость текста.
План содержания и план выражения. Тема, рема. Цель высказывания.
Художественный образ как синтез идейного и языкового содержания художественного текста.
Форма занятия: лекция, практикум - работа с текстами.
Тема 3.
Художественное слово.
Слово как единица организации художественного текста. Кодифицированное и контекстуальное значение слова. Многозначность. Синонимия. Антонимия. Ключевые слова. Семантические поля. Текстообразующие свойства слова.
Внимание к слову: «скважина».
Внимание к знаку.
Внимание к форме.
Эстетическая трансформация слова в художественном тексте. Тропы. Стилистические фигуры.
Ассоциативный ряд. Словесный образ. Метафора как художественный принцип.
Форма занятия: практикум, работа с текстами художественных произведений, решение литературных задач.
Тема 4.
Поэзия. Фонетическая организованность, метафоричность, концентрированность – родовые свойства поэзии.
Лирический образ – образ-переживание. Лаконизм средств. Многоплановость смысла. Тяготение к условности.
Художественная структура стихотворения.
Пространственная, временная, духовная позиция поэта.
«Сюжет» лирического стихотворения.
Композиция.
Стих как определенный звуковой и интонационный отрезок стихотворной речи. Стихотворные размеры.
Рифма. Законы строфики.
Стиховая мелодика. Тоника. Звукопись.
Анализ поэтического текста.
Форма занятия: лекция с элементами анализа текста, решение литературных задач.
Тема 5
Проза.
Отличительные признаки. Образ автора-повествователя, его позиция. Психологизм. Повествование. Описание.
Рассуждение. Пространственная и временная определенность. Эпизод. Сюжетность. Контекст. Изобразительно-выразительные средства. Колорит места и времени.
Эмоционально-экспрессивная лексика.
Ирония. Сатира. Юмор. Критика.
Форма занятия: лекция, практикум, работа с текстами, решение литературных задач.
Тема 6.
Драма.
Драматургический текст. Речевая характеристика сюжета. Авторские ремарки. Языковые средства речевой характеристики. Социально-реалистическая драма, сатира, «драма нравов».
Сценические средства художественной выразительности.
Сценарий. Сценическая интерпретация художественного текста.
Форма занятия: практический разбор комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», А.С.Грибоедова «Горе от ума», Н.В. Гоголя «Ревизор».
Тема 7.
Смысл. Интерпретация.
Понятие интерпретации как постижение художественного целого средствами науки. Проверка интерпретации принципами и приемами поэтики.
Принципы научного интерпретирования художественного текста.
Форма занятия: лекция, практические занятия.
Варианты заданий:
1. Дайте интерпретацию «Капитанской дочки» А.С. Пушкина:
а) внимательно прочитайте текст;
б) определите основной эмоциональный тон (пафос) произведения и его содержательные доминанты;
в) кратко сформулируйте основную идею и общий смысл произведения;
г) еще раз перечитайте текст. Найдите и зафиксируйте по ходу чтения те художественные особенности, которые подтверждают вашу первичную интерпретацию. Отметьте те особенности текста, которые не согласовываются с вашей интерпретацией, противоречат ей;
д) скорректируйте первичную интерпретацию и подкрепите каждое положение примерами;
е) повторите операции, предусмотренные пунктом г);
ж) дайте окончательную интерпретацию произведения.
2. Проанализируйте любую драматическую (спектакль), телевизионную или киноинтерпретацию произведения русской классической литературы, руководствуясь данной выше схемой.
Дополнительно ответьте на вопросы:
- Соответствует ли режиссерская позиция авторской?
- Можно ли оценить трактовку литературных образов актерами как адекватную или нет? (Ответ обоснуйте.)
- В каком случае выше сила эмоционального воздействия – при чтении произведения или при его творчески-образном восприятии?
- Обогащает ли данная экранизация (спектакль, телефильм) наше представление о произведении или наоборот?
Тема 8. Итоговое задание
Руководствуясь схемой, дайте развернутую и доказательную интерпретацию следующим произведениям:
А.С. Пушкин.«Медный всадник»,
Н.В. Гоголь. «Вий», «Шинель»,
М.Ю. Лермонтов. «Демон»,
В.М. Шукшин. «Срезал»,
А.П. Чехов. «Чайка» или рассказ по выбору,
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».
Учебно-методическое обеспечение курса
Литература:
1. Граник Г.Г., Шаповал Л.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Литература. Учимся понимать художественный текст / Задачник-практикум. 8-11 классы - М., НПО «Образование от А до Я», 1999.
2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.- М., «Флинта», «Наука»,2003.
3. Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (10-11 кл.) // РЯШ, 1994, № 5, с.35-39.
4. Шанский Н.М. Анализ художественного текста./Сб. ст. под ред. Н.М. Шанского.- М., 1975-1978 ( вып.1-3).
5. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.
6. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М., 1980.
7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М., 1963.
8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М., 1970.
9. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ - М., 1988.