Интерпретация текста
Блинова Зинаида Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Симской средней школы
Юрьев-Польского района
Владимирской области
Пояснительная записка
Предлагаемый курс определен необходимостью совершенствования работы по развитию письменной речи учащихся.
Курс призван обеспечить системный подход к обучению интерпретации исходного текста и создания на его основе самостоятельного высказывания.
Задачами курса являются:
- формирование у школьников четкого понимания жанрово-тематических и стилевых особенностей заявленного в задании текста;
- развитие умения анализировать чужое речевое произведение в соответствии с заданным направлением интерпретации и собственным творческим замыслом;
- приобщение к традициям культуры речи и воспитание потребности активно и творчески их осваивать.
Курс рассчитан на 15-17 часов и рекомендуется для работы с учащимися 9-х классов, испытывающими затруднения в восприятии, истолковании чужого высказывания и в создании своего текста на его основе. Практическое решение задач данного элективного курса происходит на основе материалов к письменному экзамену по русскому языку в 9 классе, т.е. текстов изложений и заданий к ним (1 типа). Классификация заданий определила содержание курса.
Тематическое планирование
№№ |
Наименования тем курса |
Кол-во часов |
Организационные формы деятельности |
1. |
Определение главной мысли текста |
2ч. |
Выписывание ключевых слов, подбор словосочетаний |
2. |
Определение значения эпизода в жизни героя |
1 ч. |
Составление сюжетного плана |
3. |
Составление характеристики героя |
2 ч. |
Собирание рабочих материалов |
4. |
Выявление причинно-следственных связей в повествовании о событиях и герое(-ях) |
2 ч. |
Логический анализ причинно-следственных отношений |
5. |
Обозначение рефлексивной реакции читателей на содержание текста |
2 ч. |
Словарная работа |
6. |
Определение авторской позиции |
1 ч. |
Подбор синонимов и антонимов |
7. |
Формулирование проблемы |
2 ч. |
Отбор лексики публицистического стиля, речевых оборотов и синтаксических форм |
8. |
Роль творческого дополнения к тексту |
1 ч. |
Беседа по выбору вариантов творческого дополнения. |
9. |
Обоснование стиля текста |
3 ч. |
Стилистический анализ текста |
10. |
Ознакомление с профессиональными интерпретациями текстов |
1 ч. |
Чтение отрывков из аналитических статей |
|
Итого |
17 ч. |
|
Содержание курса
1. Главная мысль текста
«Растворение» идеи текста в его сюжете.
Абзацы, фразы, речевые обороты, отдельные ключевые слова, несущие основную идею автора.
Авторское заглавие. Варианты ученических заглавий.
2. Значение эпизода в жизни и формировании личности героя
Эпизоды, составляющие сюжетную основу текста. Главное событие в жизни героя. Влияние эпизода на жизнь героя и его личность.
3. Характеристика героя
Поведение персонажа, его чувства, настроения, убеждения, намерения. Речь героя, самооценка и его оценка окружающими и автором.
4. Причинно-следственные связи в структуре текста
Последовательность событий. Сопоставление фактов и явлений начала и конца текста. Логическая закономерность действий.
5. Определение впечатлений читателя от содержания текста, т.е. выявление рефлексивных реакций
Толкование понятия «рефлексия». Отношение к прочитанному. Неоднозначность восприятия текста разными людьми. Интерес к другому мнению.
6. Авторская позиция
Зашифрованность авторской позиции в тексте.
Определение её путем «медленного» чтения и анализа различных элементов произведения.
Прозрачность авторской позиции в тексте публицистического стиля.
7. Проблема, отражённая в тексте
Идейная направленность и эмоциональная окрашенность произведения. Типичность изображенной ситуации. Место проблемы в системе ценностей. Пути решения её.
8. Творческое дополнение к тексту
Границы творческой свободы при составлении дополнения к исходному высказыванию.
Идейно-тематическая и стилевая однородность авторского текста и ученического дополнения к нему.
9. Определение авторского стиля
Стили речи. Стиль прочитанного текста. Признаки названного стиля в анализируемом произведении. Оригинальность авторской стилевой манеры.
Формы контроля
Составление композиционных планов к текстам.
Индивидуальные задания по составлению рабочих материалов к сочинениям.
Написание текстов ответов на вопросы. Редактирование и саморедактирование их.
Индивидуальные задания по устному высказыванию.
Конкурс на лучшее дополнение к авторскому тексту.
Контрольная работа по самостоятельной интерпретации незнакомого текста.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: основные жанровые признаки текстов, составляемых по заданиям к исходным высказываниям;
Принципы построения текстов обозначенных заданием жанров;
Характерные особенности стилей литературного языка;
Учащиеся должны уметь: отбирать материал из чужого текста для его анализа в направлении, указанном формулировкой задания;
Строить самостоятельное рассуждение в соответствии с жанровыми требованиями, определенными заданием-вопросом;
Выдерживать по возможности более точно стилевое единство исходного текста и высказывания, составленного на его основе.
Литература
Для учащихся:
1.Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку в 9 классе. М., 2002.
2. Е.И. Никитина. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов образовательных учебных заведений. М., «Просвещение», 1993.
Для учителя:
1.Граник Г.Г., Шаповал Л.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник – практикум 8-11 классы, НПО «Образование от А до Я». М., 1999.
2.Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 классы. М., «Дрофа», 2001.