Деловой русский язык.
Практикум
Дубенская Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Симской средней школы
Юрьев-Польского района
Владимирской области,
Пояснительная записка
Несмотря на то, что школьной программой по русскому языку предусмотрено первоначальное знакомство с элементами официально-делового стиля, данные сведения не носят системного характера и явно не достаточны.
Актуальность данной темы объясняется следующими обстоятельствами. Учитывая требования современной жизни, выпускники школы, как правило, должны владеть как навыками делового письма, так и навыками делового речевого общения.
Официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни. Современный человек должен в совершенстве владеть огромным разнообразием жанров делового письма: автобиография, анкета, объяснительная записка, объявление, характеристика, доверенность, акт, справка, протокол, отчет и т.д.
Кроме того, практически все служебные дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми (обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, подведение итогов и т.д.). Таким образом, современный работник должен грамотно строить свое устное деловое высказывание.
Выпускники школы, которым в скором будущем предстоит занять рабочие места на фабриках, заводах, в сельхозпредприятиях, предприятиях бизнеса, банках, государственных учреждениях, должны быть готовы к устному и письменному деловому общению.
Данный элективный курс призван готовить учащихся к будущей служебной деятельности. Но он полезен и тем, кто не будет непосредственно связан со служебной деятельностью, так как в современной жизни с оформлением различных документов так или иначе сталкивается любой человек.
Поэтому цель курса «Деловой русский язык. Практикум» - способствовать овладению практическими письменными и устными навыками официально-делового стиля.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с реквизитами официально-делового стиля, правилами оформления документов, устными формами делового русского языка и техническими средствами деловой коммуникации;
- научить самостоятельно грамотно оформлять документы различных жанров, грамматически верно строить устное высказывание делового характера, используя специальные речевые клише;
- развивать навык письменного оформления документов различных типов, умение строить устное монологическое высказывание делового характера;
- воспитывать культуру письменной и устной деловой речи, формировать устойчивое представление о владении культурой деловой речи как неотъемлемом качестве современного делового человека.
Курс «Деловой русский язык. Практикум» рассчитан на всех учащихся 9 класса. Особенно он полезен тем, кого интересует служебная деятельность в государственных учреждениях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в частных фирмах, на радио и телевидении.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем курса. |
Кол-во ч. |
Организационные формы |
Примечания |
1 |
Вводное занятие «Роль деловой речи в жизни человека». |
1 |
Лекция. |
|
Раздел I. Письменные формы делового русского языка. |
||||
2 |
Тема 1. Деловое письмо. Заявление. |
1 |
Индивидуальная работа. |
|
3 |
Тема 2. Пригласительный билет. Объявление. |
1 |
Работа в группах. |
|
4 |
Тема 3. Расписка. Доверенность. |
1 |
Работа в парах. |
|
5 |
Тема 4. Автобиография. |
1 |
Индивидуальная работа. |
|
6 |
Тема 5. Характеристика. |
1 |
Коллективная работа. |
|
7 |
Тема 6. Протокол. Докладная записка. Объяснительная записка. Акт. Справка. |
2 |
Лекция. Групповая и фронтальная работа. |
|
Раздел II. Устные формы делового русского языка. |
||||
8 |
Тема 1. Особенности служебно-делового общения.
|
1 |
Лекция. |
|
9 |
Тема 2. Деловая беседа.
|
1 |
Лекция «Ролевая игра». |
|
10 |
Тема 3. Деловое совещание. |
1 |
Работа в группах. |
Подготовка ролевых игр «Дискуссия» и «Мозговой штурм». |
11 |
Тема 4. Телефонный разговор. |
1 |
Работа в парах. |
|
12 |
Тема 5. Особенности деловой речи перед микрофоном и телекамерой. |
1 |
Лекция. Ролевая игра. |
|
Раздел III. |
||||
13 |
Тема «Использование технических средств в деловой коммуникации». |
2 |
Лекция. Экскурсия на предприятие. |
|
|
Итого: |
15 ч. |
|
|
Содержание курса
№ |
Наименование разделов и тем курса |
Содержание |
1 |
Вводное занятие «Роль деловой речи в жизни человека». |
Особенности официально-делового стиля речи (точность, стандартизированность, стремление к экономии языковых средств, использование слов в одном значении, специальной терминологической лексики, стандартных оборотов (шаблонов), отыменных предлогов, безличных предложений). Основное назначение стиля - информация, сообщение. Сферы употребления (юридическая, служебная, административная, дипломатическая). Объективные причины необходимости владения навыками делового стиля в современном мире. |
Раздел 1.Письменные формы делового русского языка. |
||
2 |
Тема1. Деловое письмо. Заявление.
|
Назначение данных видов документов. Реквизиты как обязательные составные части документа (наименование адресата, должность, фамилия, имя или инициалы заявителя, наименование документа, изложение, просьбы, подпись автора, дата). Простое и мотивированное заявление. Культура оформления. |
3 |
Тема 2. Пригласительный билет. Объявление |
Содержание (возможное) объявлений и пригласительных билетов. Реквизиты. Работа с текстами объявлений и приглашений, требующих правки с точки зрения композиции и содержания. |
4 |
Тема 3. Расписка. Доверенность. |
Назначение. Реквизиты. Знакомство с образцами. Точность, краткость формулировок, стандартизированность. Требования к выбору языковых средств. Культура оформления. |
5 |
Тема 4. Автобиография. |
Определение понятия. Данные, обязательные для указания в автобиографии. Отличие служебной автобиографии от литературной. Пути избежания речевых и стилистических ошибок. |
6 |
Тема 5. Характеристика. |
Назначение. Обязательные элементы (реквизиты) характеристики. Ознакомление с образцами. Отличие деловой характеристики от художественной. Коллективная работа по составлению деловой характеристики. |
7 |
Тема 6. Протокол. Докладная записка. Объяснительная записка. Акт. Справка. |
Протокол, докладная и объяснительные записки, акт, справка как формы служебной документации. Назначение каждого вида документов. Реквизиты. Правила оформления. Ознакомление с образцами. Самостоятельное составление документов с использованием образцов. |
Раздел II. Устные формы делового русского языка. |
||
8 |
Тема 1. Особенности служебно-делового общения. |
Цели и задачи делового общения (обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого). Требования к речевой коммуникации в деловой среде. Роль вопросов в деловом общении, критерии их классификации, виды вопросов (закрытые, открытые, вопросы о фактах, контрольные, уточняющие, зондирующие, зеркальные, косвенные, эстафетные, вопросы-мосты, заключающие). |
9 |
Тема 2. Деловая беседа. |
Определение понятия. Виды деловых бесед (при приеме на работу, при увольнении с работы, проблемные, дисциплинарные). Преимущества деловой беседы (быстрота реагирования на высказывание собеседников, эффект обратной связи). Роль вопросов в деловой беседе. Структура беседы. Устойчивые речевые обороты. Культура речи. |
10 |
Тема 3. Деловое совещание. |
Определение понятия. Факторы успеха в проведении делового совещания. Виды деловых совещаний. Дискуссия и мозговой штурм как формы проблемного совещания. |
11 |
Тема 4. Телефонный разговор. |
Особенности телефонной коммуникации (увеличение нагрузки на устно-речевые средства взаимодействия партнеров по общению из-за отсутствия визуального контакта, скорость передачи информации, большая роль пауз, интонации, манеры разговора). Ознакомление с памяткой «Телефонный этикет. Этикетно - речевые формулы». |
12 |
Тема 5. Особенности деловой речи перед микрофоном и телекамерой. |
Деловое интервью как беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес. Фазы интервью: контактоустанавливающая, фаза концентрации внимания, фаза подведения итогов разговора. Типы интервью (расспрос, обмен мнениями, портрет). Правила поведения (ознакомление с памяткой). Деловая реклама.
|
Раздел III. |
||
13 |
Тема «Использование технических средств в деловой коммуникации». |
Современные технические средства деловой коммуникации ( телефакс, факс – модем, сканер, электронная почта, пейджер, сотовый телефон). Ознакомление с работой с использованием телефакса. |
Формой итогового контроля является зачет, проводимый в 2 этапа:
1 этап – письменный зачет (составить документ данного жанра);
2 этап – устный зачет ( принять участие в деловой беседе в данной форме на указанную тему).
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса учащиеся должны знать:
- отличительные признаки официального делового стиля;
- порядок и необходимые реквизиты в оформлении различных документов;
- специальные устойчивые речевые обороты, используемые в официально-деловом стиле речи;
- факторы успеха в ведении деловой беседы, делового совещания, телеинтервью.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно оформлять документы различных типов;
- отличать лексические и грамматические приметы официально-делового стиля от других стилей;
- строить устное монологическое и диалогическое высказывание при ведении деловой беседы, участии в деловом совещании, взятии делового интервью.
Список литературы:
1. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. Проф. Максимова В.И. – М. : Гардарики 2000.
2. Борисковская Е.Н. Русский язык. Литература. Пособие для старшеклассников и абитуриентов – М.: ЗАО «Славянский дом книги». 2003.
3. Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка.- М.: Просвещение. 1980.
4. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: Просвещение 1989.
5. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.: Просвещение. 1983.
6. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. – М.: Просвещение. 1987.
7. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. (Под ред. Т.А.Ладыженской) – М.: Просвещение. 1991.
8. Русова Н.Ю. Как стать грамотным. – Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ». 1994.
9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.
10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. М., 1985.
11. Арефьева С.А. К вопросу о стилистических ошибках в письменной речи учащихся. Русский язык в школе. – 2000.- № 2. – с. 23 – 25.
12. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 2000.