«СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

 

Филимонова Светлана Самуиловна,

учитель Осиповской СОШ

Ковровского района

Владимирской области

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

ЦЕЛИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Особенность курса «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ» (в отличие от курса «Этика и психология семей ной жизни») - в его интеграции   с другими предметами гуманитарного цикла и прежде всего с литературой. Предполагается, что каждая тема будет представлена в нескольких аспектах (как в психологическом, этическом, правовом, так и в эстетическом).Такой подход к освоению курса позволит не только повысить этико-психологическую культуру выпускников, но и расширить их читательский кругозор. Включаемые в данную программу произведения ( кстати, учитель вправе корректировать предложенный список)   будут рассматриваться в контексте изучаемых тем. Обращение к теме семьи «сквозь» ее художественно-литературный образ позволит вывести саму тему из узкого социально-демографического плана в культурно-психологическое пространство, которое неизбежно синтезирует в себе художественное творчество, в том числе и литература.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Содержание курса «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ» позволяет проводить занятия в активных формах: диспуты, ролевые игры, читательские конференции, тестирование, инсценирование и др.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ

На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки. Возможная форма аттестации – творческие зачеты в конце каждого полугодия. Главное в результативности уроков по курсу «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ» – изменение отношений между юношами и девушками, облагораживание всей атмосферы в семье и школе, стремление учащихся к социальному взрослению, их нравственное обогащение, оптимистическое отношение к жизни, уверенность в своих возможностях и в праве создать СЧАСТЛИВУЮ СЕМЬЮ.

Курс рассчитан на 68 часов, так как предполагается освоение его в течение Х и Х1 классов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При подготовке к урокам учащиеся могут пользоваться  следующими учебными пособиями :

Афанасьева Т.М. Семья: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 1985.

Разумихина Г.П. Мир семьи: Книга для чтения. – М., 1986.

Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни (Сост. И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько.) – М., 1986.

При подготовке отдельных тем учитель может использовать пособие для учителя «Этика и психология семейной жизни» под ред. И.В.Гребенникова. – М., 1987.

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема

Кол-во часов

Литературный (кино) материал

Основные понятия

Виды деятельности на уроке

1

Введение: можно ли научиться быть счастливым?

1

Сообщение списка литературы

Социальная ценность семьи

Беседа, анкетирование

2

Здоровье – категория социальная

2

 

Ритмы жизни, внешняя среда, адаптация

Аутотренинг

3     

Личность.  Важнейшие психологические характеристики личности

4

В.Быков «Сотников» (экранизация повести – к/ф Л.Шепитько «Восхождение»)

Направленность личности, индивидуальность, мотивы поступков, характер, темперамент

Тестирование, литературный диспут, рецензия на фильм

4

Самопознание и самовоспитание.

3

Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность», М.Ибрагимбеков «За все хорошее – смерть»

Самовоспитание, самооценка, уровень притязаний

Составление самохарактеристики

5

Личность и коллектив. Искусство быть другим.

3

Ф.М.Достоевский «Идиот». В..Железников «Чучело».Фильмы Динары Асановой

Коллектив, взаимодействие

Обсуждение, ролевые игры

6

Искусство общения: потребность в общении, культура взаимоотношений

4

А.Володин «Графоман»

Общение, отношения, умения и навыки общения

Ролевые игры, проектирование

7

ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ : «ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ»

1

 

 

 

8

Конфликт: конфликт и его проявления; многообразие конфликтов, тактика поведения в конфликте; можно ли извлечь пользу из конфликта

6

А.Н.Островский «Гроза»(или другая драма – по усмотрению учителя)

Конфликт, конфронтация, компромисс, внутриличностный конфликт

Беседа, тестирование, ролевые игры, инсценирование

9

Легко ли быть молодым? Проблемы и трудности юных. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

3

К/ф Д.Асановой «Пацаны», У.Пленцдорф «Новые страдания юного  В.»Д.Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Мораль, нравственные устои

Беседа, диспут, читательская конференция

10

Мужественность и женственность

2

А.Грин «Алые паруса»

Характерные черты, сексуальность

Беседа, тестирование

11

Любовь как высшее человеческое чувство

4

И.С.Тургенев «Первая любовь». А.И.Куприн «Леночка», В.Тендряков «Весенние перевертыши», М.Рощин «Валентин и Валентина», к/ф Ю.Райзмана «А если это любовь?»

Способность любить, самоотдача

Беседа, сочинение инсценирование

12

ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ (тему определяет учитель)

1

 

 

 

 

XI КЛАСС – 34 часа.

 

 

 

 

1

Вводное занятие: основная тема года – этика и психология семейных отношений

1

 

 

Беседа, обсуждение, анкетирование

2

Готовность к браку

2

А.Арбузов «Таня»

Брак, брачный возраст, готовность к браку

Диспут, тестирование

3

Семья и ее функции

3

Ф.Абрамов «Дом», В.Белов «Кануны»

Семья как малая социальная группа, функции семьи

Деловая игра

4

Традиции русской семьи

4

И.Шмелев «Лето Господне», «Богомолье»,  П.И.Мельников-Печерский «На горах», «В лесах»

Традиции и реликвии семьи

Семинар, читательская конференция

5

ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ:   «СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК»

2

 

 

 

6

Молодая  семья и ее проблемы

2

М.Рощин, «Молодая семья снимет комнату»

Период жизни семьи; семья, ждущая ребенка

Интервью, ролевая игра

7

Нравственные и идейные устои семьи

4

Ю.Трифонов, «Обмен» и другие «городские» повести

Духовная близость, единство мировоззрения, иерархия ценностей

Диспут, анкетирование, опыт социологического исследования

8

Психологический климат семьи

4

В.Розов «В поисках радости», А.Володин «Дочки-матери»

Психологический климат, психологическая совместимость и несовместимость

Обсуждение, инсценирование

9

Эстетика быта

2

 

 

Проектирование, подготовка выставки «Чем изба красна»

10

Семейная экономика

1

 

Статьи доходов и расходов планирование расходов, разумные потребности

Практическая работа

11

Разлад в семье

2

Л.Н.Толстой «Крейцерова соната», А.Володин «Осенний марафон». М.Фролов «Что к чему»

Семейное неблагополучие, развод

Обсуждение

12

Семья и дети

4

А.Н.Толстой «Детство Никиты». С.Т.Аксаков «Семейная хроника», «Детство Багрова-внука», Б.Никитин, Л.Никитина «Мы и наши дети»

Семейное воспитание, потенциал семьи, ошибки в воспитании и их последствия

Беседа, исследование, защита проекта

13

ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ

2

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Камычек Я. Вежливость на каждый день. – М., 1988.

2.Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001

3. Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи. – М., 1979

4.Коломинский Я.Л. Познай самого себя. – Минск, 1983.

5Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психологии. – Минск, 1976.

6.Коломинский Я.Л.Человек, психология. – Минск, 1978

7. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.

8. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.

9. Кон И.С. Открытие «Я».- М., 1978.

10.Леви В.Л. Искусство быть собой. – М., 1974.

11.Леви В.Л.Искусство быть другим. – М. , 1980.

12.Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М., 1982.

13.ЛевиВ.Л.Везет же людям… - М., 1988.

14. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники… - Л., 1984.

15.Никитин Б.П., Никитина Л.А., Мы и наши дети. – М., 1980.

16.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.

17. Пекелис В.Д. Как найти себя. – М., 1985.

18. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. – М., 1983.

19. Правила этикета: краткий справочник/Под ред. Л.Васильевой-Гангнус. – Дельта-МКС, 1992.

20.Русские: семейный и общественный быт. – М., 1989.

21.Харчев Г.А., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. – М., 1981.

22.Харчев А.Г. Нравственность и семья. – М., 1981.

23. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979.

24.Ходаков М.Н. Молодым супругам. – М., 1980.

25. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя /И.В.Гребенников и др. – М., 1987.

к списку авторов