«СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»
Филимонова Светлана Самуиловна,
учитель Осиповской СОШ
Ковровского района
Владимирской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ
Формирование основ культуры человеческого общения путем изучения психологических особенностей личности, межличностных отношений, развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни.
Развитие потребности в создании семьи как исходной природно-социальной основы в личностном становлении человека.
Приобщение учащихся к культурным ценностям человечества в области литературы, искусства, этики, социологии.
Особенность курса «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ» (в отличие от курса «Этика и психология семей ной жизни») - в его интеграции с другими предметами гуманитарного цикла и прежде всего с литературой. Предполагается, что каждая тема будет представлена в нескольких аспектах (как в психологическом, этическом, правовом, так и в эстетическом).Такой подход к освоению курса позволит не только повысить этико-психологическую культуру выпускников, но и расширить их читательский кругозор. Включаемые в данную программу произведения ( кстати, учитель вправе корректировать предложенный список) будут рассматриваться в контексте изучаемых тем. Обращение к теме семьи «сквозь» ее художественно-литературный образ позволит вывести саму тему из узкого социально-демографического плана в культурно-психологическое пространство, которое неизбежно синтезирует в себе художественное творчество, в том числе и литература.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Содержание курса «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ» позволяет проводить занятия в активных формах: диспуты, ролевые игры, читательские конференции, тестирование, инсценирование и др.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ
На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки. Возможная форма аттестации – творческие зачеты в конце каждого полугодия. Главное в результативности уроков по курсу «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ» – изменение отношений между юношами и девушками, облагораживание всей атмосферы в семье и школе, стремление учащихся к социальному взрослению, их нравственное обогащение, оптимистическое отношение к жизни, уверенность в своих возможностях и в праве создать СЧАСТЛИВУЮ СЕМЬЮ.
Курс рассчитан на 68 часов, так как предполагается освоение его в течение Х и Х1 классов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При подготовке к урокам учащиеся могут пользоваться следующими учебными пособиями :
Афанасьева Т.М. Семья: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 1985.
Разумихина Г.П. Мир семьи: Книга для чтения. – М., 1986.
Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни (Сост. И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько.) – М., 1986.
При подготовке отдельных тем учитель может использовать пособие для учителя «Этика и психология семейной жизни» под ред. И.В.Гребенникова. – М., 1987.
ПРОГРАММА КУРСА
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Литературный (кино) материал |
Основные понятия |
Виды деятельности на уроке |
1 |
Введение: можно ли научиться быть счастливым? |
1 |
Сообщение списка литературы |
Социальная ценность семьи |
Беседа, анкетирование |
2 |
Здоровье – категория социальная |
2 |
|
Ритмы жизни, внешняя среда, адаптация |
Аутотренинг |
3 |
Личность. Важнейшие психологические характеристики личности |
4 |
В.Быков «Сотников» (экранизация повести – к/ф Л.Шепитько «Восхождение») |
Направленность личности, индивидуальность, мотивы поступков, характер, темперамент |
Тестирование, литературный диспут, рецензия на фильм |
4 |
Самопознание и самовоспитание. |
3 |
Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность», М.Ибрагимбеков «За все хорошее – смерть» |
Самовоспитание, самооценка, уровень притязаний |
Составление самохарактеристики |
5 |
Личность и коллектив. Искусство быть другим. |
3 |
Ф.М.Достоевский «Идиот». В..Железников «Чучело».Фильмы Динары Асановой |
Коллектив, взаимодействие |
Обсуждение, ролевые игры |
6 |
Искусство общения: потребность в общении, культура взаимоотношений |
4 |
А.Володин «Графоман» |
Общение, отношения, умения и навыки общения |
Ролевые игры, проектирование |
7 |
ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ : «ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ» |
1 |
|
|
|
8 |
Конфликт: конфликт и его проявления; многообразие конфликтов, тактика поведения в конфликте; можно ли извлечь пользу из конфликта |
6 |
А.Н.Островский «Гроза»(или другая драма – по усмотрению учителя) |
Конфликт, конфронтация, компромисс, внутриличностный конфликт |
Беседа, тестирование, ролевые игры, инсценирование |
9 |
Легко ли быть молодым? Проблемы и трудности юных. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек |
3 |
К/ф Д.Асановой «Пацаны», У.Пленцдорф «Новые страдания юного В.»Д.Сэлинджер «Над пропастью во ржи» |
Мораль, нравственные устои |
Беседа, диспут, читательская конференция |
10 |
Мужественность и женственность |
2 |
А.Грин «Алые паруса» |
Характерные черты, сексуальность |
Беседа, тестирование |
11 |
Любовь как высшее человеческое чувство |
4 |
И.С.Тургенев «Первая любовь». А.И.Куприн «Леночка», В.Тендряков «Весенние перевертыши», М.Рощин «Валентин и Валентина», к/ф Ю.Райзмана «А если это любовь?» |
Способность любить, самоотдача |
Беседа, сочинение инсценирование |
12 |
ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ (тему определяет учитель) |
1 |
|
|
|
|
XI КЛАСС – 34 часа. |
|
|
|
|
1 |
Вводное занятие: основная тема года – этика и психология семейных отношений |
1 |
|
|
Беседа, обсуждение, анкетирование |
2 |
Готовность к браку |
2 |
А.Арбузов «Таня» |
Брак, брачный возраст, готовность к браку |
Диспут, тестирование |
3 |
Семья и ее функции |
3 |
Ф.Абрамов «Дом», В.Белов «Кануны» |
Семья как малая социальная группа, функции семьи |
Деловая игра |
4 |
Традиции русской семьи |
4 |
И.Шмелев «Лето Господне», «Богомолье», П.И.Мельников-Печерский «На горах», «В лесах» |
Традиции и реликвии семьи |
Семинар, читательская конференция |
5 |
ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ: «СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК» |
2 |
|
|
|
6 |
Молодая семья и ее проблемы |
2 |
М.Рощин, «Молодая семья снимет комнату» |
Период жизни семьи; семья, ждущая ребенка |
Интервью, ролевая игра |
7 |
Нравственные и идейные устои семьи |
4 |
Ю.Трифонов, «Обмен» и другие «городские» повести |
Духовная близость, единство мировоззрения, иерархия ценностей |
Диспут, анкетирование, опыт социологического исследования |
8 |
Психологический климат семьи |
4 |
В.Розов «В поисках радости», А.Володин «Дочки-матери» |
Психологический климат, психологическая совместимость и несовместимость |
Обсуждение, инсценирование |
9 |
Эстетика быта |
2 |
|
|
Проектирование, подготовка выставки «Чем изба красна» |
10 |
Семейная экономика |
1 |
|
Статьи доходов и расходов планирование расходов, разумные потребности |
Практическая работа |
11 |
Разлад в семье |
2 |
Л.Н.Толстой «Крейцерова соната», А.Володин «Осенний марафон». М.Фролов «Что к чему» |
Семейное неблагополучие, развод |
Обсуждение |
12 |
Семья и дети |
4 |
А.Н.Толстой «Детство Никиты». С.Т.Аксаков «Семейная хроника», «Детство Багрова-внука», Б.Никитин, Л.Никитина «Мы и наши дети» |
Семейное воспитание, потенциал семьи, ошибки в воспитании и их последствия |
Беседа, исследование, защита проекта |
13 |
ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ |
2 |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1.Камычек Я. Вежливость на каждый день. – М., 1988.
2.Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001
3. Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи. – М., 1979
4.Коломинский Я.Л. Познай самого себя. – Минск, 1983.
5Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психологии. – Минск, 1976.
6.Коломинский Я.Л.Человек, психология. – Минск, 1978
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.
8. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.
9. Кон И.С. Открытие «Я».- М., 1978.
10.Леви В.Л. Искусство быть собой. – М., 1974.
11.Леви В.Л.Искусство быть другим. – М. , 1980.
12.Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М., 1982.
13.ЛевиВ.Л.Везет же людям… - М., 1988.
14. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники… - Л., 1984.
15.Никитин Б.П., Никитина Л.А., Мы и наши дети. – М., 1980.
16.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.
17. Пекелис В.Д. Как найти себя. – М., 1985.
18. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. – М., 1983.
19. Правила этикета: краткий справочник/Под ред. Л.Васильевой-Гангнус. – Дельта-МКС, 1992.
20.Русские: семейный и общественный быт. – М., 1989.
21.Харчев Г.А., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. – М., 1981.
22.Харчев А.Г. Нравственность и семья. – М., 1981.
23. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979.
24.Ходаков М.Н. Молодым супругам. – М., 1980.
25. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя /И.В.Гребенников и др. – М., 1987.