Филологический анализ текста

 

Голубева Алла  Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

СОШ № 5 г. Владимир

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Филологический анализ текста очень актуален в нынешних условиях, когда одной из серьёзнейших проблем школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе и, как следствие этого, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Цель курса по выбору – развить у учащихся умение анализировать текст. Работая над текстом, дети учатся бережному обращению со словом, постигают его ёмкость, ощущают его красоту и силу, адекватно осмысливают и истолковывают точку зрения автора.

Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Он способствует развитию умения чувствовать слово и владеть им так, чтобы выразить себя, своё состояние, настроение, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы, делающие речь богатой и красивой, а также учит учащихся самостоятельной познавательной деятельности.

Формы занятий возможны самые разнообразные: семинары, зачёты,  практикумы, конкурсы. Различными могут быть и виды деятельности учащихся: устные сообщения, сочинения, индивидуальные задания поискового характера, диктанты по аналогии и прочее.

Программа занятий рассчитана на 34 учебных часа  и знакомит со всеми видами анализа текста: ритмико-интонационным, лингвостилистическим, лексико-семантическим, хронотопическим. Завершает спецкурс имманентный анализ текста, интегрирующий все приобретённые учащимися знания и умения.

Программа составлена таким образом, что позволяет подготовить учащихся к итоговой аттестации, так как темы экзаменационных сочинений включают в себя анализ произведений. Кроме этого, занятия пробуждают интерес к предметам «Русский язык», «Литература» и помогают определиться в выборе профессии в рамках гуманитарного профиля.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

1

Что такое филологический анализ текста.

1

2

Виды филологического анализа.

1

3

Фонетика: связь звука, цвета, смысла.

1

4

Явление звукописи в художественной литературе.

1

5

Фонетический анализ текста. Практикум.

1

6

Самостоятельная работа: фонетический анализ текста.

1

7

Ритм художественного текста.

1

8

Интонация предложений.

1

9

Стихотворная речь.

1

10

Ритмико-интонационный анализ текста.

1

11

Самостоятельная работа: ритмико-интонационный анализ текста.

1

12

Лексика: сила слова.

1

13

Изобразительные возможности слов.

1

14

Омонимы.

1

15

Использование в речи пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.

1

16

Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.

1

17

Средства выразительности языка.

2

18

Стилистические фигуры.

3

19

Лексико-семантический анализ текста. Практикум.

1

20

Самостоятельная работа: лексико-семантический анализ текста.

1

21

Стили речи

1

22

Изобразительные возможности словообразовательных средств.

2

23

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

2

24

Практикум: лингвостилистический анализ.

1

25

Самостоятельная работа: лингвостилистический анализ текста.

1

26

Пространство и время в художественных произведениях.

1

27

Идейно-образный анализ текста.

1

28

Имманентный анализ текста.

2

 

Итого:

34

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Введение (2 часа)

 

Занятие 1. Что такое филологический анализ текста?

Понятие филологического анализа текста. Значение филологического анализа текста для учащихся. Чтение отрывков из художественных произведений, иллюстрирующих передачу настроений, мелодичность речи, ритмику текста (обзор).

 

Занятие 2. Виды филологического анализа текста.

Общие сведения о видах анализа текста: лингвостилистическом, лексико-семантическом, ритмико-интонационном, хронотопическом, имманентном.

 

Ритмико-интонационный анализ текста (9 часов)

 

Занятие 3. Фонетика: связь звука, смысла и цвета.

Чтение стихотворения В. Шапиро «Цвета звуков». Выполнение творческих заданий, выявляющих связь звука, смысла, цвета.

 

Занятие 4. Явление звукописи в художественной литературе.

Понятие звукописи. Её роль в передаче смысла текста, настроения от прочитанного. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражательные слова.

 

Занятие 5. Фонетический анализ текста. Практикум.

Работа с текстами: нахождение повторяющихся звуков, определение их художественного эффекта.

 

Занятие 6. Самостоятельная работа.

Фонетический анализ текста учащимися. Проверка знаний.

 

Занятие 7. Ритм художественного текста.

Ритмико-интонационные единицы. Речевые такты. Тактовые паузы. Тактовое ударение.

 

Занятие 8. Интонация предложений.

Интонация повествовательного, побудительного, вопросительного, восклицательного предложения. Интонация простого и сложного предложения; предложений, осложненных однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Случаи совпадения и расхождения паузы в устной речи со знаками препинания на письме.

 

Занятие 9. Стихотворная речь.

Стих, ритм, стопа. Размер стиха: хорей, ямб (двусложные), дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложные). Формирование навыков определения размеров стиха в работе над текстами произведений.

 

Занятие 10. Ритмико-интонационный анализ.

Практикум: ритмико-интонационный и пунктуационный разбор предложений.

 

Занятие 11. Самостоятельная работа.

Ритмико-интонационный анализ текста.

 

Лексико-семантический анализ текста (12 часов)

 

Занятие 12. Лексика: сила слова.

Сила воздействия слова на человека. Бережное отношение к слову. Культура общения. Вдумчивое чтение. Работа с деформированными текстами.

 

Занятие 13. Изобразительные возможности слов.

Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон. Тренировочные упражнения на нахождение слов с переносным значением, синонимов, антонимов, стилистических фигур и определение их роли в тексте. Составление собственных текстов учащимися.

 

Занятие 14. Омонимы.

Понятие омонимов. Их виды: омографы, омофоны, омоформы. Роль омонимов в тексте. Тренировочные упражнения на нахождение в тексте омонимов, определение их художественного эффекта.

 

Занятие 15. Использование в речи пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.

Работа с художественными текстами: пословицы, поговорки, фразеологизмы как особенность стиля писателя и как средство характеристики героя произведения.

 

Занятие 16. Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.

Диалектизмы, неологизмы, архаизмы, аргоизмы, профессионализмы. Их назначение в литературе.

 

Занятия 17, 18. Средства выразительности языка.

Понятие тропов. Эпитеты. Олицетворения. Метафоры. Сравнения. Нахождение тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.

 

Занятия 19, 20, 21. Стилистические фигуры.

Стык. Инверсия, психологический параллелизм, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, эллипсис, риторическое обращение, риторический вопрос, бессоюзие, многосоюзие… Работа с текстами художественной литературы, выявление стилистических фигур и цели их употребления. Составление текстов по образцу, по заданному началу и др.

 

Занятие 22. Практикум.

Лексико-семантический анализ текста. Работа с текстами.

 

Занятие 23. Самостоятельная работа.

Лексико-семантический анализ текста.

 

Лингвостилистический анализ текста (7 часов)

 

Занятие 24. Стили речи.

Отличительные особенности стилей речи. Задания на определение стилистической принадлежности текста.

 

Занятия 25, 26. Изобразительные возможности словообразовательных средств.

Выявление стилистической роли суффиксов и приставок. Выписывание из художественных текстов слов со стилистически окрашенными морфемами, их анализ.

 

Занятия 27, 28. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Наблюдения над использованием в текстах разных частей речи в стилистических целях.

 

Занятие 29. Практикум.

Лингвостилистический анализ текста.

 

Занятие 30. Самостоятельная работа.

Лингвостилистический анализ текста. Проверка знаний учащихся.

 

Хронотопический анализ текста (1 час)

 

Занятие 31. Пространство и время в тексте.

Работа с текстом. Составление модели произведения, отражающей пространство и время.

 

Идейно-образный анализ текста (1 час)

 

Занятие 32. Идейно-образный анализ текста.

Беседа по тексту: тема, идея, проблемы, мотивы произведения, образы героев.

 

Имманентный анализ текста (2 часа)

 

Занятие 33. Имманентный анализ текста.

Всесторонний анализ текста, включающий в себя все изученные виды анализов.

 

Занятие 34. Имманентный анализ текста.

Итоговый урок. Проверка знаний учащихся. Работа с текстами. Дифференцированные знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Бахтин М.М.

Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975.

Болотова Н.С.

Филологический анализ теста. -Томск, 2001.-Ч.1.

Гальперин И.Р.

Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.

Долинин К.А.

Интерпретация текста. -М., 1985.

Иконников С.Н.

Стилистика в курсе русского языка. -М., 1979.

Жирмунский В.М.

Поэтика русской поэзии. -Спб., 2001.

Журавлёв

Звук и смысл.

Лотман Ю.М.

Анализ поэтического текста. -Л., 1972 и др. изд.

Лукин В.А.

Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. -М., 1988.

Николина Н.А.

Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М., «Академия», 2003.

Новиков Л.А.

Художественный текст и его анализ. -М., 1988.

Величко Л.И.

Работа над текстом на уроках русского языка. -М., 1983.

Реферовская Е.А.

Лингвистические исследования текста. -Л., 1983.

Шаулова Р.Г.

Моделирование художественного мира. Диалог читателя с текстом. Практикум./Под ред. канд. пед. наук, доцента Шалыгиной И.В. -Владимир, 2001.

Шанский Н.Н.

 Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М., 1987.

к списку авторов