ЭТИКА  РЕЧЕВОГО  ОБЩЕНИЯ

 

Горпинко Надежда Ивановна,

учитель русского языка и литературы

гимназии №23 г. Владимира

 

Пояснительная записка

 

То, что в школьной программе должен быть курс (а возможно, и учебный предмет) в дополнение или в рамках основного преподавания учебных дисциплин «литература» и «русский язык», который давал бы знания общекультурного плана о речи и помогал бы овладеть коммуникативно-речевыми умениями, вряд ли вызывает сомнения, поскольку сегодня, говоря словами В.Г. Костомарова, «новая роль русского языка в мировой языковой ситуации предполагает обучение ему не столько как таковому, сколько его применению в реальных жизненных контекстах и функциях»[7, с.11]. Существенными аргументами, обосновывающими необходимость введения такого курса, для нас явились следующие обстоятельства:

I. Ситуация, сложившаяся в современном обществе, когда нормальное общение (без нецензурной брани) уже считается культурным; когда вежливость и элементарное знание норм речевого этикета становятся отправной точкой общения в эмоционально положительной тональности;

II. Наблюдение за речью гимназистов, которые не владеют достаточными знаниями и навыками в области культуры речевого общения, но хотели бы их получить. О наличии подобного желания свидетельствуют результаты анкетирования учащихся и их родителей;

III. Возможности нашей гимназии, где учащиеся развиваются в условиях дидактической многоязычной среды, позволяющие отразить специфику национального речевого этикета

В Концепции развития средней школы № 23 г. Владимира в учебное заведение гимназического типа «О включении школы в опытно-экспериментальную работу по проекту «билингвистическое развитие в средней школе (развитие российской модели Еврошколы)» к числу основных целевых установок отнесено «воспитание у учащихся  потребности в обмене культурными и нравственными ценностями между поколениями, этносами, странами и народами, совершенствование межличностных отношений, ориентация на профдеятельность типа «человек – человек» и развитие в этой связи социального интеллекта, эмпатии, рефлексии, речевой культуры, доброжелательности и др.»[1С.3].

Важным условием в создании эмоционально-положительной тональности профобщения этого типа являются знания и практические навыки учащихся в области этикета речевого общения (ЭРО): умение учитывать специфику социальных ролей говорящих, официальность/неофициальность обстановки, национальные особенности речевого поведения. Это обеспечит успешное «вхождение» ребенка в любое трудовое сообщество и дальнейшее взаимодействие с  его членами.

Нами предлагается программа  элективного курса по выбору «Этика речевого общения», целью которой является  обучение школьников правилам эффективного речевого поведения, формирование умения активно пользоваться различными речевыми формулами в устной и письменной речи с учетом конкретной речевой ситуации.

Говоря об ЭРО, мы принимаем за основу определение Н.И. Формановской, понимая под речевым этикетом «социально заданные и национально специфичные регулирующие правила речевого поведения в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта коммуникантов в соответствии с их социальными и психологическими ролями, статусно-ролевыми и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановке общения». [3C.12]

Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Поэтому особое значение приобретают именно практические формы воспитания у учащихся потребности в овладении ЭРО. В связи с этим большое значение мы придаем созданию на уроке обстановки диалогового общения, и ее основой становится художественный текст, реальная ситуация из повседневной жизни ребенка или ситуация, участником которой он может стать. Школьники предлагают различные варианты ее разрешения, становясь при этом активными участниками творческого поиска, в результате чего знание не получается ими извне, а вырабатывается в процессе коллективного взаимодействия. Данный курс является частью работы по развитию речи и строится с опорой на тексты художественных произведений. Поэтому курс будет, несомненно, полезен всем учащимся, а углубленная работа с текстом станет особенно актуальной для филологически ориентированных школьников.

Кроме того, изучение РЭ способствует развитию лингвистического мышления, дает представление о языковой картине мира и о языке как нацонально-культурном феномене.

Данный курс предполагает минимальное «внешнее» присутствие учителя на уроке в качестве его руководителя. Система занятий целенаправленно организована таким образом, чтобы ученик был ведущим, а не ведомым участником педагогического процесса. Чтобы он не  просто выполнял задания (и тем более команды) учителя, а принимал непосредственное и заинтересованное участие как в их разработке, так и в оценивании результатов своей деятельности.

При разработке курса мы решали следующие задачи:

 

Задачи:                                                                           Пути их решения:

Построить курс на содержательном материале, соответствующем цели курса и уровню подготовки учащихся.

  Курс строится на материале художественных текстов и личного речевого опыта учащихся.

Отобрать формы работы, наиболее продуктивно реализующие задачи предпрофильной подготовки

    Использовать для достижения положительного        результата следующие формы работы:

·  коллективные (работа в парах, группах и т.п.), формирующие коммуникативную компетенцию;

·  индивидуальные, способствующие выявлению собственного потенциала и созданию положительной мотивации в рамках данного курса предпрофильного обучения.

Определить качественные отличия содержания данного курса от базового.

  Так как в школьных программах по русскому языку упражнения по освоению норм ЭРО не имеют системного характера, то результатов в изучении  ЭРО можно добиться следующим образом:

·  работая в тесном контакте с учителями иностранных языков, что позволит проводить интегрированные  занятия  по темам  курса,  устанавливать разнообразные связи и параллели с соответствующим материалом французского, английского, немецкого  языков.

·  обращаясь  к художественным текстам, вошедшим в школьную программу, а также к текстам, которые не включены  в базовый  курс литературы. Это позволит  формировать познавательный интерес  в области литературы и языка, будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

 

Определить виды деятельности учащихся, которые позволят наиболее эффективно осваивать содержание курса.

·  комплексный анализ художественного текста (подбор речевых образцов и этикетных формул к темам, отбор и анализ текстового иллюстративного материала, составление характеристики речевого поведения литературных героев, ведущее к осмыслению характера);

·  сопоставительный анализ  материала русского и иностранных языков;

·  создание учащимися собственных текстов как художественных, так и коммуникативных, возникающих в ситуации общения на уроке;

·  работа со словарями.

 

Придать особое значение самостоятельной работе учащихся в ходе    освоения ими ЭРО.

Школьники могут самостоятельно:

·  отбирать материал по определенной теме ЭРО;

·  создавать собственные тексты, используя знания  ЭРО;

·  вести исследовательскую работу по одной из тем;

·  самостоятельно выбирать тему исследования;

·  составлять проверочные тесты к разделам курса.

При оценке успехов учащихся в изучении данного курса руководствоваться результатами самооценки и взаимооценки как наиболее педагогически оправданными.

Успехи учащихся могут быть оценены следующим образом:

·  с помощью тестов, выявляющих практические навыки владения этикетными нормами, составленных самими учащимися;

·  взаимооценкой творческих работ по каждой теме курса.

Постоянно отслеживать динамику интереса к курсу, к профилю дальнейшего обучения.

·  Учитель наблюдает за степенью активности участия школьников в изучении тем курса и стимулирует эту активность;

·  Совместно со школьным психологом проводит анкетирование всех участников педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей)  в начале и в конце цикла обучения, использует другие формы диагностики (собеседование, отслеживание круга чтения и др.).

Определить формы подведения итогов работы с данным курсом.

·  итоговое тестирование;

·  исследование по теме ЭРО ( для отдельных учащихся);

·  разработка и творческое представление школьниками игровых ситуаций, иллюстрирующих изученные разделы курса.

 

Задачи занятий по ЭРО:

1.      Создать проблемную ситуацию, которая подведет к осознанию необходимости и к желанию овладеть правилами ЭРО. Обратить внимание учащихся на различия официального и повседневно-бытового общения.

2.      Воспитывать ценностное отношение к этикетным действиям, позволяющим строить общение в эмоционально-положительном ключе. Ориентировать учащихся на неконфликтное общение.

3.      Формировать у школьников

·        потребность в освоении ЭРО как важной составляющей общей культуры человека;

·        представление об ЭРО как о:

а)  явлении неоднозначного характера (постоянное развитие и смена норм с одной стороны и консерватизм и устойчивость с другой);

б)  национально-специфичном явлении;

в) показателе речевой культуры, доброжелательности и социальной адекватности человека.

4. Создать условия для развития навыков коммуникативной компетенции:

·        расширять словарь этикетных формул учащихся;

·        формировать новые и отрабатывать имеющиеся практические навыки использования знаний ЭРО;

·        правильно строить коммуникацию с собой (диатриба) и другими людьми, что позволит выстраивать диалог в паре, группе в соответствии с нормами ЭРО.

5. Создать условия для развития навыков языковой и речевой компетенции:

·        находить иллюстративный материал к определенной теме речевого этикета  в художественном тексте и соотносить с личным речевым опытом;

·        строить ситуативные синонимические ряды этикетных слов и выражений, опираясь на собственный речевой опыт, материал художественных текстов;

·        правильно использовать в речевом общении с окружающими знания по речевому этикету, учитывая коммуникативные намерения, социальные роли говорящих, ситуацию общения;

·        составлять характеристику речевого поведения  героев литературных произведений, осмыслять в этой связи особенности их характера;

·        характеризовать собственное речевое поведение, речевое поведение другого лица с точки зрения владения ЭРО;

·        устанавливать разнообразные связи и параллели с соответствующим материалом иностранных языков;

·        обращаться к различного рода словарям и справочникам, работать с информацией (анализировать, сопоставлять с другими источниками, систематизировать и пр.);

·        создать условия для самовыражения учащихся через собственные тексты (художественные и коммуникативные).

6. Помочь овладеть навыками речевого контроля; оценивать свою речь и речь товарища с точки зрения владения этикетной нормой, находить и исправлять ошибки и недочеты.

    Эти общие задачи на практике  находят конкретное выражение, соответствующее теме раздела курса, занятия.

                                                    Темы курса:

 

1.      Понятие об ЭРО как важной части общей культуры человека.

2.      Приветствие.

3.      Прощание.

4.      Обращение, привлечение внимания.

5.      Знакомство.

6.      Поздравление, пожелание.

7.      Благодарность.

8.      Отказ. Извинение.

9.      Просьба.

10. Совет.

11. Дискуссионное общение.

12. Утешение, соболезнование.

 

Тема курса

Основные аспекты изучения темы

Количество часов

1.  Понятие об ЭРО как важной части общей культуры человека.

 

Культура речевого поведения. Речевой этикет и вежливость. Коммуникативные намерения, роли говорящих, ситуация общения. Речевой этикет и национальная культура.

1 ч.

 

 

2.  Приветствие.

 

 

 

Роль приветствия в начальной ситуации общения. Основные единицы выражения приветствия в русском языке. Их этимология,

стилистическая  характеристика. Роль  жеста при приветствии.  Приветствие у разных народов как отражение национально специфических особенностей жизни, быта.

 

 

1 ч.

 

 

 

3.  Прощание.

 

 

 

 

Прощание как финальная реплика ситуации общения. Основные  речевые единицы выражения прощания. Их соотносительность и антонимичность формулам выражения приветствия. Невербальные знаки прощания. Национально специфические особенности речевой ситуации прощания.

 

 

1 ч.

 

 

 

 

4.Обращение, привлечение внимания

 

 Обращение в контактном, дистантном ( по телефону, в письме) положении. Обращение к незнакомому собеседнику. Способы адресации к незнакомому как отражение перемен в жизни общества. Актуальность проблемы обращения к незнакомому адресату в наши дни.

Обращение к знакомому собеседнику. Способы обращения на основе личного имени. Национально-культурная специфика русского обращения.

 

 

 

 

2 ч.

5.Знакомство.

Ситуация знакомства. Национально-культурная специфика речевой ситуации  знакомства. Единицы речевого этикета, устанавливающие возможность дальнейшего общения. Их выбор в зависимости от ситуации, социальных ролей говорящих. Знакомство без посредника. Знакомство через посредника. Мимика и жест, сопровождающие вербальные реплики в данной речевой ситуации.

 

 

 

 

 

 

1 ч.

6.Поздравление.         Пожелание.

Речевые действия, благоприятные для адресата. Ситуация поздравления, пожелания. Речевые формулы поздравления и  пожелания. Эмоционально-экспрессивное, стилистически повышенное, официально-деловое поздравление. Ответ на поздравление, пожелание. Поздравительная открытка. Особенности ее оформления у разных народов.

 

 

 

 

 

1 ч.

7. Благодарность.

Речевые действия, благоприятные для адресата. Основные речевые единицы выражения благодарности. Эмоционально-экспрессивные, стилистически повышенные и официальные формы выражения благодарности. Ответ на благодарность.

 

 

 

 

1 ч.

8. Отказ. Извинение.

Ситуация отказа. Речевое оформление отказа. Извинение как словесное искупление вины, проступка. Способы извинения в русском речевом этикете. Национально-культурные особенности извинения. Ответ на извинение.

 

 

1 ч.

9.Просьба.

Побуждающие речевые действия. Речевое оформление просьбы. Стилистически повышенная и стилистически сниженная просьба. Категорическая просьба с оттенком необходимости. Ответные реплики на просьбу.

 

 

1ч.

10.Совет.

Побуждающие речевые действия. Речевое оформление совета. Национально-культурные особенности данного речевого акта. Ситуация непрошеного и «прошеного» совета. Ответные реплики принятия или неприятия совета. Совет в официально-деловом общении.

 

 

1ч.

11.Дискуссионное общение.

Ситуация спора. Конструктивный спор. Представление собственной позиции в ситуации спора (тезис, аргументация). Выражение согласия или несогласия с мнением собеседника.

 

3 ч.

12.Утешение, соболезнование.

Речевые действия, направленные на подбадривание собеседника. Ситуация реакции на жалобы или на другие огорчения адресата. Речевые формулы выражения утешения, соболезнования. Аргументативное утешение. Ответ на утешение, соболезнование.

 

 

 

 

1 ч.

13.Комплимент, одобрение, похвала.

Речевые действия, направленные на создание у собеседника хорошего настроения. Предмет комплимента. Речевые формулы выражения комплимента. Ответные реплики на комплимент. Ситуация реакции на успех адресата. Речевые формы выражения одобрения, похвалы. Национально-культурные особенности данных действий.

 

 

 

 

2 ч.

                                                                                                                                     Итого           17 часов

 

 

Как иллюстративный материал к каждому разделу курса могут быть привлечены различные тексты из произведений художественной литературы, отобранные детьми и учителем. Подбирая тексты, мы исходим из того, что концентрическая система изучения литературы подразумевает возвращение к уже прочитанным и обращение к еще не изученным (не

 входящим в школьную программу) текстам. Это предполагает не механическое повторение (знакомство с материалом), а обращение к нему учащихся, находящихся на новой возрастной ступени, когда психо-физические и интеллектуальные возможности детей позволяют глубокое рассмотрение проблематики произведения, в результате чего текст приобретает личностнообразующее значение, способствуя расширению и совершенствованию формирующейся в сознании ребенка картины мира.

 

Литература

1.            Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М.,1990.

2.            Байбурин  А.К., Топорков А.Л. У истоков речевого этикета. – Л.,1990.

3.            Балакай А.Д. Словарь русского речевого этикета. – М., 2001.

4.            Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

5.            Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету. – М.,1999.

6.            Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

7.            Костомаров В.Г. Русский язык нужен этому миру// Русская речь -  2/1998.

8.            Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. – М., 1991.

9.            Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. – М.,1996.

10.       Школьная риторика. Развитие речи. Серия  учебных пособий для общеобразовательных учебных  заведений. – М., 1996 – 1999.

11.       Формановская Н.И.  Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. – М., 2002.

12.       Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М.,2002

13.       Яковлева Д.С., Курицына Е.Д., Николаева Л.И. Дополнение к Концепции развития средней школы № 23 в учебное заведение гимназического типа «О включении школы в опытно-экспериментальную работу по проекту «билингвистическое развитие в средней школе (развитие российской модели Еврошколы)». – Владимир,1996.

к списку авторов