Из истории развития лингвистической мысли в России
Гулякова Надежда Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 29
Г. Владимир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данного курса объясняется тем, что в 9 классе ученики завершают изучение всех основных разделов науки о языке, о роли русского языка в современном мире. Но чаще всего школьники имеют представление о русском языке как о своде орфографических и пунктуационных правил, а не о научной системе, развивающейся по своим законам и являющейся предметом изучения ученых-лингвистов. В учебных пособиях по русскому языку стали появляться сведения о великих русских филологах, в некоторых упражнениях содержится материал, рассказывающий о вкладе отечественных ученых в историю мировой лингвистической мысли. Но о том, как зародилась и как развивалась лингвистическая мысль в России, данная учебная литература информации не содержит.
В 10-11 классах наступает новый этап осмысления родного языка, появляется возможность по-новому взглянуть на русский язык, этот новый взгляд может формироваться разными способами, в том числе и с помощью настоящего элективного курса «Из истории лингвистической мысли в России».
Целями данного курса являются:
знакомство учащихся с основными тенденциями развития лингвистики в России в период с 18 по 20 век, выдающимися русскими филологами и их вкладом в развитие мировой лингвистической науки;
формирование у учащихся нового взгляда на русский язык как на научную систему;
углубление и систематизация знаний учащихся о родном языке;
поддержание устойчивого интереса и бережного отношения к родному языку;
формирование потребности в самостоятельной деятельности по изучению родного языка, его истории и развития.
В связи с этим перед учителем стоят следующие задачи:
познакомить учащихся с наиболее значимыми этапами развития лингвистической мысли в России, с терминами и понятиями, соответствующими данной теме;
познакомить учеников с выдающимися русскими лингвистами, фактами из их жизни, их вкладом в развитие как мирового, так и отечественного языкознания;
формировать у учащихся представление о неразрывной связи отечественной и мировой лингвистики, о связи русистики с историей и культурой России;
учить работать со справочной и специальной литературой; использовать полученную информацию в своих докладах, сообщениях, рефератах;
помогать овладевать соответствующей терминологией;
воспитывать внимание и бережное отношение к достоянию отечественной лингвистики;
развивать у учащихся аналитическое мышление и речь, помогать освоению приемов научно-исследовательской работы при изучении родного языка и основ науки о языке;
поддерживать живой интерес к родному языку за счет содержания курса и разнообразных форм проведения занятий: лекций, конференций, семинаров, практикумов;
организовать научно-исследовательскую работу, выпуск газет, журнала, выступления перед учениками, не занимающимися по программе данного курса.
Данный элективный курс рассчитан на 10 занятий.
Тематический план
1.
2.
3.
4.
5-6.
7-9.
10. |
Вводное занятие. Значение старославянского языка в развитии русского литературного языка и в зарождении отечественного языкознания. Деятельность Кирилла и Мефодия. Первые печатные пособия и грамматики на Руси. Русское языкознание в 17-18 веках. Ф.Прокопович о роли церковнославянского языка. Стилистическая теория Ф. Прокоповича. В.К.Тредиаковский – сторонник фонетического принципа орфографии, теоретик стилистики.
М.В. Ломоносов и его вклад в основание русского языкознания. Первая «Российская грамматика» и ее структура. Демократизация русского литературного языка в рассуждениии «О пользе книг церковных в российском языке».
Зарождение сравнительно-исторического языкознания. А.Х.Востоков - основоположник сравнительно-исторического метода на славянском языковом материале.
Русская лингвистическая мысль в 19 веке. Понятие «младограмматическое направление». А.А. Потебня, И.А.Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов – представители младограмматического направления в России. Вклад Ф.И. Буслаева в развитие русской грамматической мысли, его труды, посвященные исторической грамматике русского языка. Научные интересы А.А. Потебни. Основание московской лингвистической школы. Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов. Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ.
Лингвистическая мысль в России 20 века. Московская фонологическая школа. (Р.И.Аванесов, А.А.Реформатский.) Языкознание 20-40 годов. Традиции и новое в отечественной лингвистике. Развитие лексикологии. (Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов) Развитие стилистики. (Г.О. Винокур.) Научные интересы В.В. Виноградова.
Заключительное занятие. Круглый стол. Подведение итогов. |
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
3 часа
1 час |
Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся:
знать основные сведения об истории развития языкознания в России;
овладеть такими терминами и понятиями, как «языкознание», «сравнительно-исторический метод», «историческая грамматика», «лингвистическая школа» и т.д., умело ими оперировать в соответствующей речевой ситуации;
знать имена выдающихся русских лингвистов; иметь представление о том, какой вклад каждый из них внес в развитие мировой и отечественной лингвистической мысли;
уметь работать с лингвистической и справочной литературой.
В рамках элективного курса могут быть рекомендованы такие виды учебной деятельности, как работа со словарями и справочной литературой, подготовка сообщений и докладов, составление таблиц и наглядных пособий, подготовка вопросов для обсуждения на круглом столе и другие.
Формы контроля: зачет-тест по окончании изучения каждой темы; выступления с сообщениями и докладами; защита реферата; участие в подготовке и проведении круглого стола. На первом занятии можно предложить учащимся тестовое задание, которое покажет уровень знаний по существу вопроса, а в конце изучения - повторить тест, что позволит выявить качество усвоения материала данного элективного курса.
Литература для учителя.
1. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990
2. Кузнецов П.С. У истоков грамматической мысли. – М., 1958
3. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т. 1-2. - М., 1958
4. Земская Е.А. «Казанская лингвистическая школа» профессора И.А. Бодуэна де Куртенэ.// РЯШ, 1951, №6.
5. Лингвистическое наследство.// РЯШ, 1981, №5.
6. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского языка. – М., 1956.
7. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. – М., 1978.
8. Звегинцев В.А. История языкознания 19-20 веков в очерках и извлечениях. – М., 1965.
9. Филин Ф.П. Советское языкознание: теория и практика. // Вопросы языкознания, 1977, №5.
10. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2001.
11. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М., 1979.
12. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М., 1979.
13. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 2001.
Литература для ученика.
1. Энциклопедический словарь юного филолога. (Языкознание.) – М., 1984.
2. Энциклопедия для детей: языкознание. Русский язык. – М., 1998.
3. Корман Б.Ю. Основы языкознания: учебное пособие для учащихся старших классов. – Минск, 1996.
4. Леонтьев А.А. Что такое язык. – М., 1976.
5. Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М., 1966.
6. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. – М., 1981.