Основы информационной культуры
Кезимова Тамара Александровна;
учитель русского языка и литературы,
Дубова Светлана Николаевна,
учитель информатики
средней школы № 19
г. Владимир
«Кто хочет говорить красно, тому надлежит сперва говорить
чисто и иметь довольство пристойных и
избранных речений к изображению своих мыслей»
М.В. Ломоносов
Русский язык + информатика: речевая, коммуникативная культура (тезаурус и риторика) + лексико-стилистические коннотации + алгоритмы современного делопроизводства + приемы обработки деловой документации с помощью ПК ориентация на профиль обучения в старшем звене и выбор будущей профессии (секретарь-референт)
Программа рассчитана на 72 часа (теория и практика);используется блочная система подачи материала.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. В современной коммерческой деятельности все более востребованным становится знание норм делового этикета, владение ими на бумаге, умение создать и обработать деловые бумаги с помощью ПК.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать следующие качества:
- быть профессионально компетентным (т.е. хорошо знать свое дело);
- обладать языковой компетентностью (т.е. быть грамотным человеком);
- знать действующие нормы и требования в отношении оформления деловой документации;
- умение работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных, информационными сетями;
Основная цель курса – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и профессиональной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической обработки) информации.
3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.
4. Повышение качества речевой, коммуникативной культуры, качества оформления документации.
5. Закрепление и расширение базовых понятий информационных технологий, приобщение к культуре самостоятельной работы с компьютером, развитие кругозора в сфере информационных технологий.
Отличительными особенностями курса являются:
- полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится на синтезе достижений ряда научных дисциплин (информатики, прикладной лингвистики, стилистики текста, культуры чтения, речи и общения, делопроизводства);
- блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что независимо от категории обучаемых в состав курса входят обязательные блоки (разделы). В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться в зависимости от категории обучаемых.
Мониторинг качества знаний, умений, навыков. Данный курс предусматривает рейтинговое оценивание результатов обучения.
Формы контроля: деловые игры, коллоквиумы, тесты, практикумы, кластеры.
Тематический план
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
|
Психолого-педагогическая гостиная. «Здравствуйте, это Я!» «Сюда ли Я попал?» (ролевая игра-кастинг, тестирование). (интегрированное занятие) |
2 |
|
Раздел 1. Речевая, коммуникативная культура. |
|
1.1 |
Речевой и коммуникативный этикет как универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Тезаурус – национальная специфика речевой вежливости. |
2 |
1.2 |
Целостность, самобытность, многослойность, изменчивость речевой и коммуникативной культуры народа. |
2 |
1.3 |
Изменения связанные с социальными преобразованиями: выход отдельных единиц из активного употребления; проявление новых единиц; изменение – сужение и расширение – семантики единиц. Изменение сферы употребления единицы в целом или отдельных ее значений. Изменение эмоционально-экспрессивной окраски и стилевой принадлежности единиц. |
2 |
1.4 |
Состав, структура словаря русского речевого этикета, лексикографическая характеристика знаков речевого этикета. |
2 |
1.5 |
Мое функционально-семантическое поле доброжелательного общения (ролевая игра). |
2 |
|
Раздел 2. Лексико-стилистические коннотации. |
|
2.1 |
Общее понятие, виды практической стилистики, словари русского языка. |
2 |
2.2 |
Функциональные стили русского языка. |
2 |
2.3. |
Жанрово-ситуативные стили ораторской речи. |
2 |
2.4. |
Лексическая стилистика. Смысловая точность речи, правильный выбор слова, лексическая сочетаемость слов, иноязычная лексика, канцеляризмы и речевые штампы, смысловые единицы речи, лексические образные средства речи. |
2 |
2.5 |
Библиотека как информационно-поисковая система (урок-экскурсия) |
2 |
2.6 |
Логическая структура и свойства текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Логико-психологические основы чтения. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами учебных и научных документов. |
2 |
2.7 |
Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности (доклады, рефераты) |
2 |
|
Раздел 3. Основы современного делопроизводства. |
|
3.1 |
Из истории делового письма. Понятие делового письма. Разновидности и общая структура делового письма. |
2 |
3.2 |
Современное деловое письмо в условиях унификации. |
2 |
3.3 |
Состав реквизитов и бланки деловых писем. Общие нормы и правила оформления текста. Язык стилей и этикет делового письма. |
2 |
3.4 |
Документирование информационно-справочных материалов (справки, докладные, объяснительные и т.д.) |
2 |
3.5 |
Рекомендации по составлению текстов служебных документов: язык и стиль, прописные и строчные буквы, полные и сокращенные названия, оформление дат и чисел и т.д. |
2 |
3.6 |
Изучение справочной литературы, словарей. Корректурные знаки и правила их применения. |
2 |
|
Раздел 4. Компьютерная культура. Приемы обработки деловой документации с помощью ПК |
|
4.1 |
Ведение. Правила и техника безопасности. Новые информационные технологии как основа информационного общества. |
2 |
4.2 |
Работа с готовым текстом. Создание неструктурированного текста. |
2 |
4.3 |
Списки и таблицы в тексте. Вложенные списки. Формирования оглавления. |
6 |
4.4 |
Размещение графики в документе. Вставка объектов Word Art, объектов, созданных в графическом редакторе. Рисование в документе. Вставка картинок. |
6 |
4.5 |
Правила оформления библиографического описания документов, библиографических ссылок и цитат. Вставка в текст различных объектов (колонтитулы, номера страниц, символов и т.д.) |
4 |
4.6 |
Основные требования к личным документам официального характера. Образцы оформления личных документов (заявление, автобиография, резюме, объяснительная записка, деловое письмо, докладная). |
4 |
4.7 |
Основные требования к документам управленческого характера. Образцы оформления управленческих документов (приказ, распоряжение, деловая записка). |
2 |
4.8 |
Основные приемы работы с данными. Организация работы с данными. |
4 |
4.9 |
Программные ресурсы Internet. Поисковая служба Internet. Поиск информации в WWW. |
4 |
|
Итоговое занятие. Творческая ярмарка идей «Это знаю, а это хочу знать». |
2 |
Литература
1. Балакай А.Г. Речевой этикет. Национальная специфика речевой вежливости.- М., 2001.
2. Шустрова Л.В. Лексическая стилистика русского языка. – М., 1995.
3. Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – М., 2003.
4. Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1996.
5. Басаков М.И. Как правильно подготовить и оформить деловое письмо. – М., 2003.
6. Кирсанова М.В. Современное дело производство. – М.-Н., 2003.
7. Кирсанова М.Н. Курс делопроизводства. Документационное обеспечение. – М.-Н., 2003.
8. Шафрин Ю. Информационные технологии. – М., 1998.
9. Каймин В.А. Информатика. – М., 1994.