Топонимия родного края

 

 

Петрова Вера Александровна,

 учитель русского языка и литературы

 Симской средней школы

 Юрьев-Польского района

 Владимирской области

 

Пояснительная записка

 

Предлагаемый лингвокраеведческий  курс посвящен одному из самых интересных разделов лексикологии – топонимике, занимающейся изучением географических названий. Говоря словами К. Паустовского, «для  всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Географические имена таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка. Рано или поздно у каждого непроизвольно возникают вопросы: почему слово-название так необычно? Кто придумал его? Что оно значит?

Курс поможет удовлетворить естественное желание школьника, разгадать тайну появления названия в русском языке.

Исследование оставленных в наследство нашими предками названий сел, рек, оврагов, рощ, болот – все это вместе взятое складывается в образ малой родины, это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой Владимирской земли, уважение к духовному наследию прошлого. Знать прошлое родного края  нужно каждому, так как без прошлого нет будущего.

Цель курса: через изучение топонимов родных мест помочь учащимся ближе и глубже познать свой край, привить интерес к изучению его истории, способствовать патриотическому воспитанию.

Задачи курса:

-                           знакомство учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией; сбор топонимического материала; изучение особенностей лексики, отражающей географические названия;

-                           формирование навыка поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края; развитие умения вести диалог с различными категориями собеседников; формирование навыка оформления лингвистического бюллетеня; расширение лингвистического кругозора;

-                           воспитание чувства гордости и уважения к самобытной языковой культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России; бережного отношения к народному слову.

       Курс рассчитан на учащихся 8 – 9 классов с различным уровнем обученности, проявляющих интерес к этимологии языка, истории родного края, земле, где довелось родиться.

        Данный курс поможет учащимся определиться в выборе  профиля обучения  в старшей школе, а в дальнейшем и в выборе жизненной  дороги, одной из которых могла бы стать наука. Например, такой её раздел, как топонимика. Объем курса – 13 часов.

 

Тематическое планирование

 

№№

Наименование тем курса

Кол-во ч.

Организационная форма

1.

Что такое топонимия.

1 ч.

Лекция с элементами беседы.

2.

Виды топонимов. Гидронимы.

3 ч.

Экспедиция за гидронимами. Обработка собранных материалов.

 

3.

Ойконимы.

3 ч.

Работа с книгой, архивными документами, газетными материалами.

4.

Оронимы.

2 ч.

Встречи со старожилами. Составление топонимических карточек.

5.

Микротопонимы. 

  

2 ч.

Беседа с информантами. Обработка собранных материалов.

6.

Итоговое занятие. Конференция.

 

2 ч.

Выступления учащихся с сообщениями.

 

Итого

13 ч.

 

 

 

Содержание курса

 

1.                              Что такое топонимия.

Топонимика как  наука о топонимах. Деление топонимов по какому-либо признаку: территориальному (топонимия России), языковому (русская топонимия), хронологическому (топонимия XIX в.).

Этимология топонимов.

Важность изучения топонимии для познания истории народа и истории языка.

2.                              Виды топонимов. Гидронимы.

Основные принципы и способы номинации географических объектов. Собственные названия гидрографии: рек, ручьев, озер, болот, прудов. Информационный диалог с коренными жителями села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями гидронимов. Выяснение этимологии топонимов с помощью научно-популярной и справочной  литературы.

3.                              Ойконимы.

Собственные названия населенных пунктов (с. Сима, д. Марково, д. Бильдино, с. Федоровское, с. Добрынское, с. Спасское, с. Матвейщево, д. Каменка, м. Лучки, с Веска, с. Глотово. Объяснение смыслового значения названий, их происхождения. Названия по природным и хозяйственным признакам объекта, по их принадлежности владельцу; названия – посвящения.

Работа с научно-популярной и справочной литературой.

4.                              Оронимы.

Собственные названия объектов рельефа местности: гор, холмов, оврагов и т.д. Встречи со старожилами села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями оронимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы. Составление топонимических карточек.

 5.                              Микротопонимы.

Собственные названия небольшого объекта, известность которого ограничена узким кругом местных жителей. Названия рощ, полян в лесу, родников, покоса и т.д.

Беседа с информантами. Выяснение этимологии названий микротопонимов с помощью словарей.

Составление топонимических карточек.

  

Форма контроля: оформление страницы лингвистического бюллетеня, посвященной одному из топонимов; устное выступление с сообщением.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Учащиеся должны знать:

-                           определения основных понятий, связанных с топонимикой как наукой (топонимика, топоним, гидроним, ойконим, ороним, микротопоним);

-                           основные принципы и способы номинации географических объектов;

-                           топонимы родного края, их этимологию.

Уметь:

-                           составлять вопросы для бесед с жителями села;

-                           вести информационный диалог;

-                           работать с научно-популярной и справочной литературой;

-                           систематизировать собранные материалы;

-                           оформлять лингвистический бюллетень;

-                           выступать с сообщением по топонимике.

 

Список литературы

 

1.      Кружковая работа по русскому языку / Составитель Н. Н. Ушаков. М, «Просвещение», 1979.

  1. Е. М. Поспелов. Историко–топонимический  словарь России. М., «Профиздат», 2000 г.

  2. Е. А. Левашов. «Москвичи и иных мест люди…»Л., «Наука», 1968 г.

  3. В. Ф. Барашков. Знакомые с детства названия. М., «Просвещение», 1982 г.

  4. Лев Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. «Лениздат», 1974 г.

  5. Э. М. Мурзаев. Очерки топонимики. М., 1974 г.

  6. Р. А. Агеева. Происхождение имен рек и озер. М., 1985 г.

  7. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М., «Русский язык», 1981 г.

  8. Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. М., «Просвещение», 1975 г.

  9. В. Березин. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии. Выпуск 3, 1893 г.

  10. История села Сима. «Просветитель».

  11. Г. Абрамов. Сима. Газета «Комсомольская искра» 12 июня 1960 г.

  12. С. Хламов. Меряне – наши предки. Газета «Вестник Ополья» август 2001 г.

  13. Г. Чернов. Села Федоровские. Газета «Вестник Ополья», 18 января 2002 г.

  14. В. Сачкова. Городу Святого Георгия Юрьеву-Польскому 850 лет. Газета «Вестник Ополья» 5 июля 2002 г.

  15. Г. Чернов. Град Юрьев «в поле». Газета «Вестник Ополья» 30 мая  2003 г.

к списку авторов