Культура общения и  речь

 

Романова Людмила Петровна,

преподаватель русского языка

Юрьев-Польского педагогического колледжа

Владимирской области 

 

Пояснительная записка

На современном этапе развития общеобразовательной школы перед учебной дисциплиной "Русский  язык" ставится задача интенсивного интеллектуального и речевого развития учащихся. Ее решение тесно связано с работой над культурой речи.

Элективный курс "Культура общения и речь" ориентирован на системность знаний о культуре речи, на воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Это обусловлено тем, что умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего  владения основными речевыми умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Поэтому в данном курсе обращается особое внимание на развитие навыков использования в речи элементов русского речевого этикета, что способствует повышению как культуры речи учащихся, так и их общей культуры.

Курс не только связан с языковой, речевой практикой, он имеет высокую общественную мотивацию, вызван жизненной необходимостью. В настоящее время многие слова, используемые носителями языка, находятся за пределами литературных норм. Часто можно слышать речь стилистически сниженную, где используются просторечные, вульгарные, жаргонные, бранные (нецензурные) слова и выражения. Остро встает вопрос об экологии языка, речи. Это свидетельствует об актуальности курса "Культура общения и речь".

   Цель курса: совершенствовать лингвистические знания учащихся, развивать их коммуникативные способности через овладение речевой культурой как важнейшим, жизненно необходимом средством общения.

   Задачи курса:

- углубить и расширить знания учащихся о культуре речи и речевом этикете (культуре общения);

- дать знания о нормах современного русского литературного языка, о качествах правильной и хорошей (речевое мастерство) речи;

- формировать умения анализировать чужую и собственную речь с точки зрения норм литературного языка;

- формировать умения строить в устной и письменной форме правильную, точную, выразительную, коммуникативно целесообразную речь  с учетом сферы общения;

- подготовить учащихся к успешному обучению в профильной школе, помочь сориентироваться в выборе профиля.

   Содержание курса соответствует познавательным возможностям школьников, развивает их учебную мотивацию через опыт работы на уровне повышенных требований. Программа курса представляет собой расширенный, углубленный вариант изучения вопросов, связанных с культурой речи, и включает темы, не нашедшие отражения в действующих базовых программах, но необходимые для речевой подготовки учащихся.

В программе расширена понятийная основа обучения культуре речи, язык соотнесен с действительностью непосредственно (культура общения). С этой целью предлагается углубление сведений из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассмотрение различных языковых средств с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения, ориентация учащихся на экологический подход к процессу засорения языковой среды внелитературной лексикой.

 

 В библиотечном фонде имеются пособия, словари и справочники разных типов, которые могут обеспечить работу данного курса, исключить. Они названы в списке литературы (см. приложение). Большую помощь окажет теоретико-методический журнал "Русский язык в школе".

 

Требования к уровню усвоения курса

   Окончившие курс должны знать:

- содержание курса, цель и задачи его изучения;

- речеведческие понятия, их признаки (текст, стили речи, типы речи);

- содержание понятий "речь", "культура речи", культура общения", "речевой этикет";

- специфические особенности устной и письменной речи, средства их выразительности;

- качества правильной и хорошей речи;

- нормы литературного языка;

  Учащиеся должны  уметь (научиться):

- подводить под понятия предложенный текст;

- создавать тексты разных типов и стилей;

- править и редактировать текст;

- строить устные и письменные высказывания с учетом норм литературного языка, вариантов их употребления;

- производить стилистический разбор текста;

- соотносить речевую ситуацию с употреблением этикетных формул вежливости;

- употреблять словоформы разных частей речи в соответствии с этическими нормами;

- правильно интонировать коммуникативные единицы языка;

- пользоваться различными лингвистическими и толковыми словарями.

   Виды  п р а к т и ч е с к о й   деятельности учащихся:

-  анализ текстов разных типов и стилей в свете речеведческих понятий о правильной и хорошей речи;

- совершенствование содержания и языкового оформления текстов через редактирование с целью соответствия языковых средств коммуникативной задаче речи;

- конструирование текстов с опорой на полученные речеведческие  знания;

- выразительное чтение по тексту и наизусть прозаических и стихотворных произведений;

- работа с толковыми и лексикологическими словарями и справочниками с целью закрепления норм литературного языка;

- создание речевых ситуаций с целью употребления этикетных формул обращения, приветствия, прощания и т.д. (диалог, разговор по телефону и т.д.);

- коллективное создание словаря  "Максимы вежливости";

- стилистический анализ текстов (см. приложение);

- выполнение лабораторных работ.

   Виды    с а м о с т о я т е л ь н о й    работы  учащихся:

- составление плана лекции учителя;

- тезирование статьи учебного пособия (по заданию учителя);

- конспектирование материала по предложенному учителем пособию;

- ответы на вопросы  анкеты, подготовленной учителем;

- подготовка к коллоквиуму  на тему "Проявление стилевых особенностей в  текстах разных типов»;

- подготовка к семинару на тему: "Нормы русского литературного языка, их выразительные возможности";

- написание рефератов;

- публичное выступление с ними;

- рецензирование учащимися докладов, подготовленных товарищами;

- ответы на задания теста;

- составление собственных текстов;

- пересказ публицистических текстов культуроведческой направленности с целью проявления учащимся себя как личности, способной по-своему выразить мысли  и чувства;

- подготовка к ролевой игре "Составляем словарь "Максимы вежливости";

- поиск информации по теме, предложенной учителем в словарях и других источниках.

 

   Изучение курса завершается защитой реферата или защитой проекта (по выбору ученика).

   Курс "Культура общения и речь" разработан для учащихся 9 класса  общеобразовательного учебного заведения и ориентирован на то, чтобы помочь им в выборе профиля и подготовить к успешному обучению в профильной школе.

Тематическое планирование

N п/п

Наименование   темы

Кол-во

часов     

1.

2.

3.

 

4.

5.

 

6.

Язык и культура. Язык и речь.

Культура общения, речевой этикет.

Формы речи: устная и письменная.  Средства выразительности устной и письменной речи. Интонация и ее компоненты.

Культура речи. Типы речи. Стили речи. Текст и его признаки.

Норма языка как социальное явление. Нормы русского          литературного языка, их выразительные возможности.

Обобщение и отчет учащихся об изучении курса.                       

2

7

7

 

10

7

 

2

 

Всего

35

 

Содержание программы

 1. ЯЗЫК  И  КУЛЬТУРА.  ЯЗЫК  И  РЕЧЬ.

   Сущность культуры. Язык - знаковая система, основа культуры. Функции языка: когнитивная (познавательная),коммуникативная (общение), эмоциональная, функция обобщения. Общее (язык) и частное (речь). Их единство и различие.

  2. КУЛЬТУРА  ОБЩЕНИЯ, РЕЧЕВОЙ  ЭТИКЕТ.

   Общение и речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения (передача и восприятие смысла).

 Речевой этикет как правила речевого общения. Словесные и несловесные средства этикета  (мимика, жесты).

   Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения.

   "Максимы вежливости" (максимы такта, одобрения, скромности, согласия).

   Речевой этикет как одна из сторон общей речевой культуры. Способы  обращения людей друг к другу в зависимости от степени знакомства. Употребление местоимений ТЫ и ВЫ. Обращения, заменяющие отчества  людей. Речевой этикет в момент разговора. Формы речевого этикета при ведении дискуссии, диспута.

   *  Речевая этика русских.

   История русского речевого этикета и его развитие в связи со сменой общественных отношений.

   3.  ФОРМЫ  РЕЧИ :  УСТНАЯ  И   ПИСЬМЕННАЯ. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕ-

       ЛЬНОСТИ  УСТНОЙ  И  ПИСЬМЕННОЙ   РЕЧИ.   ИНТОНАЦИЯ   И

       ЕЕ   КОМПОНЕНТЫ.

   Специфические особенности устной и письменной речи.

   Средства выразительности устной речи. Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи и ее компоненты: пауза (смысловая (логическая), психологическая, грамматическая, стихотворная); логическое ударение, мелодика тона, темп, тембр речи.

   Средства выразительности письменной речи (графика, орфография, пунктуация, разрядка, курсив, абзацный отступ (красная строка), горизонтальная линия, отделяющая текст от сноски, и т.д.).

   * Создание зрительных эффектов с помощью средств графики в поэтическом произведении: фигурное расположение текста, акростих, сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и т.д.

   4. КУЛЬТУРА   РЕЧИ. ТИПЫ  РЕЧИ.  СТИЛИ  РЕЧИ.

      ТЕКСТ   И  ЕГО  ПРИЗНАКИ.

   Культура речи как лингвистическая дисциплина, ее предмет и задачи. Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая.

   Основное понятие правильной речи - нормы литературного языка.

   Основной критерий хорошей речи - коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: богатство, точность, ясность, выразительность, уместность.

   Типичные речевые ошибки.

   Типы речи: монологическая, диалогическая. Строение типов речи.

   Стили речи. Зависимость речи от условий (сферы) общения. Характеристика стилей речи на всех уровнях языка. Проявление стилевых особенностей в текстах разных жанров (текст по выбору учителя).

   Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Микротема. Строение разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). Способы связи предложений в тексте (параллельный и цепной). Нормативный повтор, повтор - недочет и способы его исправления в тексте.

   5. НОРМА  ЯЗЫКА  КАК  СОЦИАЛЬНОЕ  ЯВЛЕНИЕ. НОРМЫ  РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО  ЯЗЫКА, ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ  ВОЗМОЖНОСТИ.

   Понятие нормы. Норма как социальное явление. Основные типы норм литературного языка, их черты и выразительные возможности.

   Орфоэпические нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Ударение, его смыслоразличительная роль.

   Лексические (словарные) нормы. Главное их назначение – умение пишущего и говорящего свободно распоряжаться своим активным словарным запасом.

   Словообразовательные нормы. Словообразовательная модель как показатель культуры речи (одеть - надеть, работник – работяга - работящий  и т.д.).

   Морфологические нормы. Их вариативность.

   Синтаксические нормы. Их вариативность и кодификация.

   Орфографические нормы. Функционирование норм, проявляющееся в типах написания.

   Пунктуационные нормы. Экспрессивно-стилистические возможности русской пунктуации. Интонация и пунктуация.

   Стилистические нормы как средство наиболее точного и образно-эмоционального выражения мысли.

Историческая изменчивость норм литературного языка. Нарушение норм носителями языка. Экологический подход к процессу засорения языковой среды внелитературной лексикой.

   Лингвистические словари (толковые, орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексикологические и др.) и справочная литература по культуре речи как средство формирования языкового чутья и речевого самоконтроля.

   6. ОБОБЩЕНИЕ  И   ОТЧЕТ   УЧАЩИХСЯ  ОБ  ИЗУЧЕНИИ  КУРСА.

   Возможные темы для реферирования и защиты проекта предложены в приложении "Справочный научно-методологический аппарат курса "Культура общения и речь".

    П Р И М Е Ч А Н И Е :  знаком *  отмечены темы для ознакомления. Они  могут быть предложены учащимся для индивидуального выступления.

Литература

          АВАНЕСОВ Р.И.  Русское литературное произношение и ударение.- М., 1984.

ВАЛГИНА Н.С.  Трудные вопросы пунктуации. - М., 1983.

Владимирский государственный педагогический университет. Методическое пособие по культурологии. - Владимир, 999.

ГОЛЬДИН В.Е.  Речь и этикет. - М., 1983.

ГОЛОВИН Б.Н.  Как  говорить правильно. - М., 1988.

ГОЛОВИН Б.Н.  Основы культуры речи.  -М., 1980.

ЖИНКИН Н.И.  Речь как проводник информации. - М., 1982.

ИВАНОВА В.Ф.  Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

КЛУБКОВ П.А.  Говорите, пожалуйста, правильно. - СПб., 2000.

КОЛЕСОВ В.В. Культура речи - культура поведения. - Л.,1988.

ЛАДЫЖЕНСКАЯ Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.

ЛАДЫЖЕНСКАЯ Т.А.  Сценарии компьютерных задач по речевому этикету // Русский язык в школе. - 1992 - N  3 - 6; 1993 - N 1 - 2.

ЛЕОНТЬЕВ А.А.  Психологические проблемы массовой коммуникации. - М., 1974.

ЛЬВОВ В.В.  Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. - М., 1989.

ЛЬВОВА С.И.  Язык в речевом общении. - М., 1991.

ПЕТРЯНКИНА Е.И. Функционально-семантический аспект интонации. - М., 1988.

СКВОРЦОВ Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?-М.,1980.

 

СКВОРЦОВ Л.И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1980.

 

СКВОРЦОВ Л.И. Что угрожает литературному языку?//Русский язык в школе. – 1994, N5.

 

СОЛГАНИК Г.Л.,  ДРОНЯЕВА Т.С.  Стилистика современного русского языка и культура речи. - М., 2002.

 

ФИЛИН Ф.П. Вопросы культуры речи. - М., 1986.

 

ФОРМАНОВСКАЯ Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

 

ФОРМАНОВСКАЯ Н.И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1982.

 

ШУСТРОВА Л.В.  Практическая стилистика русского языка. - М.,1994.

 

ЯЗОВИЦКИЙ Е.В.  Говорите правильно. Этика речи. - Л., 1969.

 

 

СХЕМА СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

 

 

   Основные особенности каждого стиля необходимо воспринимать как своеобразные правила построения текстов, созданных в том или ином стиле. На этом основывается схема стилистического разбора текстов.

 

   1. В каком стиле написан текст.

   2. Сфера применения стиля, жанр текста.

   3. Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.

   4. Функция, которую выполняет текст (общение, сообщение, воздействие, возможно совмещение функций).

   5. Основные стилевые черты текста и характерные языковые особенности (на всех уровнях языка: лексико-фразеологическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом, фонетическом (для разговорного стиля).

   6. Форма реализации стиля (монолог, диалог).

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ   МАТЕРИАЛЫ

А н к е т а

 

   1. Дайте толкование слову "культура".

   2. Разделяете ли вы мнение, что язык - основа культуры?

   3. Какие функции в жизни общества выполняет язык?

   4. Обоснуйте тезис: "Язык - это система".

   5. Можно ли отождествлять язык и речь? Их назначение.

   6. Какие значения приобретают слова "речь", "язык" в сочетаниях со словами "искусственный", "живой"?

   7. Как вы считаете, надо ли поддерживать единообразие литературного языка? Аргументируйте ответ.

   8. Как вы считаете: какие разделы языка связаны с нормами литературного языка?

   9. Синонимичны ли слова "культура речи", "культура общения", "речевой этикет". Обоснуйте ответ.

  10. Часто можно слышать фразу: "Экология языка". В чем, по вашему мнению, ее смысл?

  11. Назовите максимы (афоризмы) речевого этикета.

  12. Как вы считаете, какая тема - речевая, какая - языковая:

"Логическое ударение", "Умение выделять голосом слова, наиболее важные по смыслу". Обоснуйте взаимосвязь языка и речи.

 

Т е с т  

(итоговый)

 

   1. В каких словах ударение падает не на третий слог?

   А   обеспечение

   Б   ходатайство

   В   каталог

   Г   издавна

 

   2. В  каких словах ударение падает на последний слог?

   А   квартал

   Б   некролог

   В   облегчить

   Г   медикамент

 

   3. В каких предложениях допущена речевая ошибка? Исправьте ее.

   А.  В образе Онегина изображено молодое поколение, ищущее смысл жизни.

   Б.  Что-то слышится родное в долгих  песнях ямщика. (П.)

   В.  Обратно проливной дождь пошел.

   Г.  Птица порхнула крыльями и скрылась в облаках.

 

   4. В каких  предложениях допущена ошибка, связанная с употреблением частей речи?

   А.  В ихнем доме многое изменилось.

   Б.  На завтрак подали черный кофе.

   В.  Отдыхая в кресле, передо мной висит картина И. Левитана "Март".

   Г.  Голубые глаза хороши, ну а мне полюбилися карие.

 

   5. В употреблении каких грамматических форм есть ошибка?

   А  много делов

   Б  пишет красивее, чем я

   В  прочитал о кенгуре

   Г  склад из копий и ружей

 

   6. Найдите слова, строение которых  соответствует схеме:

   А  бессловесный

   Б  безветренный

   В  рассказал

   Г  бессердечно

 

   7. Найдите слова, в суффиксе которых пишется  е.

   А  увид.л

   Б  раскле.ть

   В  прострел.нный

   Г  обстрел.нный

 

   8. В Каких словах пишется  а  ?

   А  пап.ротник

   Б  б.скетбол

   В  ави.почта

   Г  ант.гонизм

 

   9. В каких словах нет удвоенной согласной?

   А  ал.юминий

   Б  тер.аса

   В  балован.ый

   Г  ок.упация

 

  10. Укажите предложения с ошибкой в постановке дефиса.

   А.  Цветок - ландыш расцвел в лесу.

   Б.  Брат по окончании института будет работать

инженером-строителем.

   В.  Красавица-зорька в небе загорелась.

   Г.  Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела.

 

  11. Квалифицируйте структуру данного предложения. Сколько запятых необходимо поставить?

   Еще одни другие сутки и под корой проснется сок. (А. Твардовский)

 

   А.  Сложносочиненное предложение, две запятые.

   Б.  Простое предложение осложнено однородными членами предложения; одна запятая.

 

  12. Какое предложение соответствует схеме : " П, - а. - П ". ? Исправьте ошибки.

   А.  О чем грустишь, моя милая дочь, спрашивает король. (Н. Телешов).

   Б.  Очень хорошо отвечал министр Я думаю, что лошади уже оседланы (А.Погорельский).

 

  13. Сколько запятых нужно поставить в сложном предложении?

            Куда ни обращаю взор

            Кругом синеет мрачный бор

            И день права свои утратил.

                             (А.Фет).

   А.  Одна запятая.

   Б.  Две запятые.

 

  14. Установите стиль текста.

   А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как  не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно. И даже можно  различить у дороги отдельные стебли бурьяна.

                                            (По А. Чехову).

   А. Публицистический

   Б. Художественный

   В. Деловой

   Г. Научный

 

 

                       О т в е т ы

 

1 - Б,Г

2 - А,Б,В,Г

3 - А,В,Г

4 - А,В

5 - А,В

6 - А,В

7 - А,В

8 - Б,В,Г

9 - А

10- А,В

11- Б

12- Б

13- А

14- Б

 

 

 

 

            ДИДАКТИЧЕСКИЕ    МАТЕРИАЛЫ    К     КУРСУ

 

  1. Отредактировать предложения (из сочинений учеников).

  * Хлестаков - заядлый игрун в карты.

  * Тарас Бульба медленно встал и в таком же  темпе посмотрел на

всех казаков.

  * Когда Бульба увидел Остапа, у него поднялись нервы.

  * В основу своих произведений Пушкин положил русский язык.

  * Герасим зашел с Муму в маленький ресторанчик.

  * Часто приходят к памятнику люди и любители произведений Лермонтова.

  * Пушкин себя прикрывает именем греческого певца Ариона.

  * Мери надеялась на любовь, но в ответ получила мучение.

  * Печорин же в это время поскакал в поле проветрить мысли.

  * Когда я пришла в школу первого сентября, то выстроилась возле нашего класса.

  * Пробив девять часов, мы приступили к работе.

 

  2. Найти стилистически неуместные слова. Заменить их более

     подходящими по контексту. Вставить нужные буквы.

 

  1) Самое трудное - уст.новить диагноз, определить характер хвори.

  2) Над получением этих результатов уч.ный корпел несколько лет.

  3) Тусклая лампочка озаряла н.большую комнату с грязными обоями.

  4) Указали на н.допустимость дальнейшей волынки со строительством стадиона.

  5) На грядущей недел. надо было запл.тить взносы.

  6) Не люблю, когда в букете превалируют красные цветы.

  7) - Доколе  мы буд.м терпеть ваше хамство?

  8) Около магазина слонялся пожилой страж в валенках и тулупе.

  9) Прорва усилий была потрачена на то, чтобы от.скать ошибку в ра.четах.

 10) - Скажите,баня (функционирует, работает, открыта)?

 11) В нашей квартире несколько ( жителей, жильц.в).

 12) У ребенка дурная пр.вычка (тормошить, теребить) свои волосы.

 13) Еще один спутник (вертится, вращается, крутится) вокруг Земли.

 14) Хозяйка (запросила, потребовала, заломила) сума.шедшую цену

за свою дачу.

 15) Надо внести последние (поправки, коррективы) в работу о значении искусства в жизни общества.

  3. Тексты для стилистического анализа.

 

О  языке

 

   1. Надобно помнить, что в словах заключены понятия, организованные долговечным трудовым опытом, и что одно дело - критическая проверка смысла слова, другое - искажение смысла, вызванное сознательным или бессознательным стремлением исказить смысл идеи, враждебность которой почувствована. Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие ,чем более точно направлено, тем оно победоносней. Именно поэтому одни всегда стремятся притуплять язык, другие - оттачивать его.

                                      (М. Горький)

 

   2.  Озаглавьте текст.

   У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, на зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики.

   Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие, летучие семена. Потому и называют цветок "одуванчик". В солнечный летний день золотою кажется поляна, на которой растут и цветут одуванчики.

                      (И. Соколов-Микитов.)

 

   3.  Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью  пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких хозяйств, исчисляемый сотнями тысяч рублей.

                                        (Служебная записка.)

 

   4.  Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально. Я уж собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал...

                                        (Из частного письма.)

 

   5.  Гроза - атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды, или молнии. Эти разряды - молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

                          (Из энциклопедического  словаря.)

 

   6.  Озаглавьте текст.

   Сочувствовать всему доброму и любить все доброе даже в дурных людях. Бороться со злом без уступок, но вместе с тем как можно больше прощать - вот настоящая трезвая философия жизни. Я говорю "прощать", но не мириться.

                            (По В. Короленко.)

 

   7.  Озаглавьте текст, взятый из словаря.

   Эссе (фр. - попытка, проба, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку вопроса.  Эссеистический стиль отличается образностью. Основатель жанра - М. Монтень. В русской литературе мастером эссе был Ф.М. Достоевский. В современной литературе - В.А. Чивилихин (роман-эссе "Память").

к списку авторов