Филологический анализ художественного текста
(на материале произведений современных владимирских писателей)
Рябова Александра Юрьевна,
Шестерикова Наталья Викторовна,
гимназия № 35 г. Владимира
Курс «Филологический анализ художественного текста (на материале произведений современных владимирских писателей)» является элективным курсом для учащихся предпрофильных классов и рассчитан на 34 часа (занятия проводятся 1 раз в неделю).
Программа курса разработана на материале прозаических и поэтических произведений современных владимирских писателей. Содержание курса не включено в базовые программы, но оно построено таким образом, что его изучение базируется на полученных ранее знаниях учеников, так как предлагаемый авторский курс является неотъемлемой частью филологического образования учащихся.
Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляет ученику возможность работать на уровне повышенных требований.
Актуальность курса обусловлена интересом учащихся к современной литературной жизни Владимирского края. Мотивирующий потенциал программы призван способствовать воспитанию любви к родному краю с помощью литературного краеведения, что, в свою очередь, должно сыграть созидательную роль в воспитании будущего гражданина России.
Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, что должно помочь учащимся подготовиться к успешному освоению программы старшей профильной школы.
Программа курса состоит из двух частей, органично дополняющих друг друга. Первая часть предполагает изучение прозаических текстов современных владимирских авторов, вторая часть – текстов стихотворных. Художественные произведения, вошедшие в первую часть курса, подобраны по жанровому признаку. Стихотворные тексты, вошедшие во вторую часть курса, отражают особенности лирического сознания, характерные для поэтов разных направлений и стилей. Такое построение программы курса позволяет сформировать у учащихся представление о литературе родного края как литературе духовно богатой, яркой и разнообразной.
Программа регламентирует последовательность изучения материала, сроки работы по каждой теме.
Процесс обучения строится на системе упражнений по филологическому анализу художественных текстов и системе творческих заданий (написание сочинений в жанрах рецензии, отзыва, интервью, репортажа, письма писателю, рассказа; составление литературно-музыкальных композиций; выполнение иллюстраций с их последующим письменным анализом).
Для оценки уровня практического владения навыками филологического анализа текста в ходе учебного процесса осуществляются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль может быть индивидуализированным и дифференцированным. По завершению изучения темы проводится тестирование, а по итогам курса – зачет (защита проекта, реферата, представление творческой работы).
Программа предполагает использование активных методов обучения, в основе которых лежит личностно-ориентированный подход, реализуемый в таких формах, как взаимообучение, дискуссия, драматизация по ролям, конкурс, работа над проблемным проектом, работа маленькими группами, экскурсия, встреча с писателем.
Выполнение программы реалистично с точки зрения использования учебно-методических возможностей школы, так как планируется издание хрестоматии для учащихся по литературному краеведению, куда войдут тексты, предложенные для изучения авторами данного элективного курса.
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
1 |
2 |
3 |
1. |
|
Обзор современных литературно-художественных периодических изданий Владимирского края. |
2. |
|
Тема одиночества человеческой души в современном мире – одна из центральных тем творчества А. Ледащёва. (На примере сказки “Совиный Новый Год”). |
3. |
|
Б. Пшеничный “Легенда о племени У-у-у”: современная трактовка традиционного жанра. |
4. |
|
Сравнительный анализ двух вариантов былины “Илья Муромец” А. Шарыпова, или размышления о художественном замысле и его воплощении в слове. |
5. |
|
|
6. |
|
Сравнительный анализ произведения Ю. Фанкина “Сказ о муромских святых Петре и Февронии” и канонического текста жития русских святых Петра и Февронии, или разговор о духовно-нравственном потенциале русской литературы. |
7. |
|
|
8. |
|
Следуя традициям русской классической литературы. (На материале рассказов Л. Басовой “Черепашка” и О. Ледневой “Гость”). |
9. |
|
|
10. |
|
Образ рассказчика и характерологические языковые средства его выражения в рассказе П. Рачкова “Серебряная ложка”. |
11. |
|
Автор: Хантер или Рогво? (Соотношение “образ автора – образ рассказчика” в рассказе А. Ледащёва “Девять минут жизни Хантера”). |
12. |
|
|
13. |
|
Средства словесного выражения юмора в “рассказах о детях” В Краковского. (По рассказам “Рюмочка”, “Жучка”, “В. Милосская”). |
14. |
|
“Образ врага” в повести А. Карышева “Пленные немцы в Григорьевске”и рассказе В. Краковского “Четыре очень быстрых выстрела”. |
15. |
|
Характерные жанровые особенности мемуарной литературы. (На примере книги В. Янковского “От гроба господня до гроба ГУЛАГа”). |
16. |
|
Подведение итогов: встречи с владимирскими писателями, чьё творчество было предметом изучения в рамках курса; конкурсный отбор исследовательских работ на школьную научно-практическую конференцию. |
17. |
|
|
|
|
|
18. |
|
Концепция мира и человека в поэзии В. Пучкова. |
19. |
|
Филологический анализ одного из стихотворений В. Пучкова.
|
20. |
|
Отражение сознания современного человека на страницах поэтических произведений Д. Кантова. |
21. |
|
Тематическое многообразие лирики И. Тогунова.
|
22. |
|
Характерные особенности философской лирики М. Ефимова. |
23. |
|
Тема одиночества в поэзии А. Ледащева и словесные средства ее выражения. |
24. |
|
Тема войны и ее идейное звучание в поэзии И. Котельникова. |
25. |
|
Тематическое разнообразие лирики А. Усова. |
26. |
|
Отзвуки русской классической поэзии в стихотворениях К. Федосеева и Е. Холодновой. |
27. |
|
Филологический анализ одного из стихотворений К. Федосеева или Е. Холодновой.. |
28. |
|
Образ лирической героини в поэзии А. Улитиной. |
29. |
|
Образ лирической героини в поэзии М. Васильевой. |
30. |
|
Филологический анализ одного из стихотворений М. Васильевой. |
31. |
|
Образ лирической героини в поэзии Е. Скубаевой.
|
32. |
|
Долой пошлость! (Обсуждение стихотворений, лишенных художественных достоинств, бедных по изобразительно-выразительным средствам и содержанию, напечатанных в периодических изданиях или книгах, выпущенных местными издательствами). |
33. |
|
Подведение итогов: встречи с владимирскими писателями, чьё творчество было предметом изучения в рамках курса; конкурсный отбор исследовательских работ на школьную научно-практическую конференцию. |
34. |
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
- осознавать и определять цели задания;
- составлять простой и сложный план исследовательской работы;
- контролировать соответствие плана цели задания;
- планировать условия и последовательность работы разной степени продолжительности и сложности;
- проверять по ходу работы ее рациональность, возможности ее корректирования и совершенствования;
- участвовать в коллективной познавательной деятельности в роли ведущего или рядового участника;
- консультировать по выбранной теме исследования.
- выбирать объект для изучения;
- пользоваться обобщенными схемами;
- обращаться к вариативным способам действия;
- строить способы контроля над ходом и результатами деятельности в зависимости от условий на разных этапах исследовательской работы;
- пользоваться справочными материалами;
- составлять конспекты;
- владеть библиографическими умениями.
- определять круг вопросов обсуждаемой темы;
- выделять главное в тексте;
- конкретизировать обобщенную идею в необходимой логике;
- формулировать проблему, подлежащую решению;
- составлять свои комментарии к тексту или конспекту;
- систематизировать данные из нескольких источников информации;
- составлять рецензию на статью, литературное произведение, выступление;
- составлять тезисы сообщения;
- рефлексировать по поводу своей познавательной деятельности.
Примечание: перечисленные выше умения даются по классификации И.Я. Лернера.
Учащиеся должны знать:
- основные современные литературно-художественные периодические издания Владимирского края;
- содержание текстов, предложенных учителем для обязательного изучения;
- место современной литературы родного края в контексте современной отечественной литературы.
Учащиеся должны уметь:
- осмысленно читать произведение искусства слова, воспринимая в единстве его содержание и способы языкового выражения этого содержания;
- формулировать основные эстетические принципы изучаемого автора, видеть характерные особенности его индивидуального стиля и уметь находить их в ткани анализируемого произведения;
- производить филологический анализ художественных текстов современных владимирских писателей;
- применять полученные умения и навыки при филологическом анализе произведений русских писателей разных художественных направлений и стилей;
- вести аргументированную полемику по тематике и проблематике курса.
Басова Л. Черепашка. // Годова гора: Литературно-художественный и краеведческий сборник. – Владимир: «Транзит-Икс», 2002, с. 54-64.
Васильева М. Стихи.// Местное время. Книга первая. – Владимир: изд-во «Фолиант», 2000, с. 158 – 167.
Ефимов М. Стихи. // «Детвора», 2002, вып. 19, с. 13.
Кантов Д. Стихи.// Местное время. Книга первая. – Владимир: изд-во «Фолиант», 2000, с. 5 – 18.
Карышев А.И. Пленные немцы в Григорьевске. – Владимир, 1994 – 136 с.
Котельников И. Стихи.// Местное время. Книга первая. – Владимир: изд-во «Фолиант», 2000, с. 63 – 70.
Краковский В.Л. Два сердца. – Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 1980 – 207 с.
Ледащёв А.В. Вишневым деревьям, осеннему ветру и Королевским Мышам…- Владимир: Посад, 2002 – 102 с.
Ледащёв А.В. Записки на содранной коже. - Владимир: Посад, 2003 – 84 с.
Леднева О. Гость.// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. – Владимир: Золотые ворота, 1995, с. 64 – 68.
Пучков В.П. Эклоги: [Стихи]–Владимир: «Транзит-Икс», 1998- 48 с.
Пшеничный Б. Легенда о племени У-у-у.// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. – Владимир: Золотые ворота, 1997, II ч. – с. 55 – 58.
Рачков П. Серебряная ложка. (Рассказ бабушки Акулины).// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. – Владимир: Золотые ворота, 1995, с. 21 – 24.
Скубаева Е. Стихи.// Местное время. Книга вторая. – Владимир: «Транзит-Икс», 2002, с. 183 - 187.
Тогунов И.А. Виртуальность нежности. – Владимир: Посад, 1996 – 83 с.
Улитина А. Я Музу впервые увидела… – Владимир, 1994 – 128 с.
Усов А.М. Стихи. (Рукопись).
Фанкин Ю. Сказ о муромских святых Петре и Февронии.// Владимир: Литературно-художественный и краеведческий сборник. – Владимир: Золотые ворота, 1995, с. 110 – 119.
Холоднова Е.В., Федосеев К.Ю. Паутинки. Диалоги о любви в стихах. – Владимир: МАРКАРТ, 1999 – 44 с.
Шарыпов А.И. Убийство Коха. – Владимир: изд-во «Фолиант», 2001 – 174 с.
Янковский В. Ю. От гроба господня до гроба ГУЛАГа: быль. – Ковров: Маштекс, 2000 – 240 с.
1.Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. – М: АО «Аспект Пресс», 1994 – 240 с.
2.Введение в литературоведение. – М: Высш.шк.; Изд.центр «Академия», 2000 – 556 с.
3.Владимирские писатели: Библиографический справочник. – Владимир: Культурно-просветительское объединение «Клязьма», 1991 – 160 с.
4.Волков И.Ф. Теория литературы. – М: Просвещение; Владос, 1995 – 256 с.
5.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М: Рольф, 1999 – 448 с.
6.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М: Просвещение, 1997 – 336 с.
7.Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М: «Сов. энциклопедия», 1966 – 376 с.
8.Кричевская Л.И. Портрет героя.-М: АО «Аспект Пресс», 1994 – 186 с.
9.Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) – М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999 – 360 с.
10. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991 – 200 с.
11.Самойлов Д.С. Книга о русской рифме.– М: Худож.лит., 1982 – 351 с.
12.Хализев В.Е. Теория литературы. – М: Высшая школа, 2000 – 398 с.
13.Энциклопедический словарь юного литературоведа. / Сост. В.И. Новиков. – М: Педагогика, 1998 – 416 с.