Жанр сочинения-эссе
Щаднова Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 1 г.Радужный
Владимирской области
Пояснительная записка
Современный подход к изучению литературы предполагает выработку у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному (соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «Я»). На это ориентируют темы выпускных сочинений последних лет, что требует овладения новыми жанрами сочинения, среди которых чаще упоминается эссе.
Цель курса: освоение нового жанра сочинения.
Задачи курса:
а) дать представление особенностях и разновидностях жанра эссе, научить определять отличительные особенности эссе от других жанров;
б) сформировать умения работать в жанре эссе;
в) пополнить словарный запас детей, в который активно войдут новые слова, понятия (эссе, роман-эссе и др.);
г) познакомить учеников со специфическими видами деятельности: лингвистическим анализом текста через систему лабораторных и практических работ, сопоставительной работой с разными видами справочной литературы, презентацией и защитой творческих работ;
д) развивать индивидуальные способности учащихся.
Курс рассчитан на 9 часов и может быть полезен не только учащимся базового уровня, но и в профильных классах.
Тематический план.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
1.
2.
3.
4.
5.
6. |
Понятие о жанре эссе
История жанра
Законы жанра эссе
Произведения художественной классики (романы-эссе)
Подготовка к творческой работе (сочинению–эссе)
Конкурс на лучшую работу. |
1
1
2
2
1
2 |
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Работа с текстами: В.Розанов «Возврат к Пушкину». Ю.Айхенвальд «Силуэты русских писателей». Комментированное чтение. Лабораторная работа. Лингвистический анализ текстов.
Работа со справочным материалом, составление понятийного словаря.
Представление и обсуждение работ. |
Содержание курса
Тема 1. Понятие о жанре (1 час).
Форма организации занятия: беседа.
Вводятся понятия «авторская программа», эссе.
Проводится работа со словарями («Словарь литературоведческих терминов», «Краткий словарь литературных терминов»).
Тема 2. История жанра (1 час)
Форма занятия: лекция учителя. Рассматривается история зарождения жанра эссе, распространение его на Западе.
Даются сведения о русской эссеистике (А.Радищев, А.Пушкин, А.Герцен и т.д.), об обращении к эссе писателей последних десятилетий ХХ века (М. Пришвин, В. Солоухин, Д, Гранин и другие художники слова).
Тема 3. Законы жанра.
Занятие 1. Форма проведения: практическая работа.
Проводится работа с текстом (публицистическим) В.Розанова «Возврат к Пушкину»:
а) работа с памяткой «особенности жанра эссе»;
б) лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста;
в) определение характерных для эссе особенностей стиля.
Занятие 2. Форма проведения: практическая работа.
Проводится работа с текстом (публицистическим) Ю.Айхенвальда «Силуэты русских писателей»:
а) возвращение к памятке «особенности жанра эссе»;
б) лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста;
в) определение характерных для жанра эссе особенностей стиля;
г) выявление общего в оценках творчества А. Пушкина, В.Розанова и Ю.Айхенвальда.
Тема 4. Произведения художественной литературы (2 часа).
Занятие 1. Форма проведения: практическая работа.
Рассматривается произведение В. Тендрякова «Люди и нелюди»: анализ текста, ткань повествования которого пронизана публицистическими нотами, звучит отчетливо голос автора. Выявление этих особенностей в тексте.
Занятие 2. Форма проведения: практическое занятие.
Анализ рассказов В.Солоухина, где чувствуется предельная открытость автора, его позиции, мыслей.
Определение характерных для жанра эссе особенностей.
Тема 5. Подготовка к творческой работе (1 час).
Форма организации: практическое занятие.
Проводится лексическая, словарная работа (составление понятийного словаря); работа со справочным материалом.
Тема 6. Конкурс на лучшую работу (2 часа).
Форма организации: защита творческих работ.
Проходит презентация, представление и обсуждение творческих работ (сочинений-эссе).
Литература
Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984.
Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987.
Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от А до Я. – М., 2001.
В. Ф. Тендряков. Люди и нелюди // Дружба народов, 1989, №2.
В. А. Солоухин. Рассказы. – М., 1990.
Литература в школе, 1996, № 5, с. 6.