Жанр  сочинения-эссе

 

Щаднова Татьяна Петровна,

 учитель русского языка и литературы

СОШ № 1   г.Радужный

Владимирской области

        

Пояснительная записка

Современный подход к изучению литературы предполагает выработку у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному (соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «Я»). На это ориентируют темы выпускных  сочинений последних лет, что требует овладения новыми жанрами сочинения, среди которых чаще упоминается эссе.

Цель курса:   освоение нового жанра сочинения.

Задачи курса:

     а) дать представление особенностях и разновидностях жанра эссе, научить определять отличительные особенности эссе от других жанров;

     б) сформировать умения работать в жанре эссе;

     в) пополнить словарный запас детей, в который активно войдут новые слова, понятия (эссе, роман-эссе и др.);

     г) познакомить учеников со специфическими видами деятельности: лингвистическим анализом текста через систему лабораторных и  практических работ,  сопоставительной работой с разными видами справочной литературы, презентацией и защитой творческих работ;

     д) развивать индивидуальные  способности учащихся.

Курс рассчитан на 9 часов и может быть полезен не только учащимся базового уровня, но и  в профильных классах.

Тематический план.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

 

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

Понятие о жанре эссе

 

История жанра

 

Законы жанра эссе

 

 

 

 

Произведения  художественной классики (романы-эссе)

 

Подготовка к творческой работе (сочинению–эссе)

 

Конкурс на лучшую работу.

 

1

 

1

 

2

 

 

 

 

2

 

 

1

 

 

2

 

Лекция, беседа

 

Лекция, беседа

 

Работа с текстами: В.Розанов «Возврат к Пушкину».

Ю.Айхенвальд «Силуэты русских писателей».

Комментированное чтение.

 Лабораторная работа.

Лингвистический анализ текстов.

 

Работа со справочным материалом, составление понятийного словаря.

 

Представление и обсуждение работ.

 

Содержание курса

Тема 1.  Понятие о жанре (1 час).

Форма организации занятия: беседа.

Вводятся понятия «авторская программа», эссе.

Проводится работа со словарями («Словарь литературоведческих терминов», «Краткий словарь литературных терминов»).

Тема 2. История жанра (1 час)

 Форма занятия: лекция учителя. Рассматривается история зарождения жанра эссе, распространение его на Западе.

Даются сведения о русской эссеистике (А.Радищев, А.Пушкин, А.Герцен и т.д.), об обращении к эссе писателей последних десятилетий ХХ века (М. Пришвин, В. Солоухин, Д, Гранин и другие художники слова).

Тема 3. Законы жанра.

Занятие 1. Форма проведения: практическая работа.

Проводится работа с текстом (публицистическим) В.Розанова «Возврат к Пушкину»:

а) работа с памяткой «особенности жанра эссе»;

б) лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста;

в)  определение характерных для эссе особенностей стиля.

Занятие 2. Форма проведения: практическая работа.

Проводится работа с текстом (публицистическим) Ю.Айхенвальда «Силуэты русских писателей»:

а) возвращение к памятке «особенности жанра эссе»;

б)  лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста;

в) определение характерных для жанра эссе особенностей стиля;

г) выявление общего в оценках творчества А. Пушкина, В.Розанова и Ю.Айхенвальда.

Тема 4. Произведения  художественной литературы (2 часа).

Занятие 1. Форма проведения: практическая работа.

Рассматривается произведение В. Тендрякова «Люди и нелюди»: анализ текста,  ткань повествования которого пронизана  публицистическими нотами, звучит отчетливо голос автора. Выявление этих особенностей в тексте.

Занятие 2. Форма проведения: практическое занятие.

Анализ рассказов В.Солоухина, где чувствуется предельная открытость автора, его позиции, мыслей.

Определение характерных для жанра эссе особенностей.

Тема 5. Подготовка к творческой работе (1 час).

Форма организации: практическое занятие.

Проводится лексическая, словарная работа (составление понятийного словаря); работа со справочным материалом.

Тема 6. Конкурс на лучшую работу (2 часа).

Форма организации: защита творческих работ.

Проходит презентация, представление и обсуждение творческих работ (сочинений-эссе).

Литература

  1. Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984.

  2. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987.

  3. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от А до Я. – М., 2001.

  4. В. Ф. Тендряков. Люди и нелюди // Дружба народов, 1989, №2.

  5. В. А. Солоухин. Рассказы. – М., 1990.

  6. Литература в школе, 1996, № 5, с. 6.

к списку авторов