Портрет в литературе и живописи

(межпредметный курс)

 

 

Шмакова Наталья Алексеевна,

учитель русского языка и

литературы

СОШ № 1 г.Радужный

Владимирской области

 

Пояснительная записка

 

Исходя из того, что целью образования является формирование всесторонне развитой гармоничной личности, остро встает вопрос об интеграции различных школьных дисциплин. Интеграция помогает достичь хороших результатов в формировании мировоззрения учащихся; ученики получают реальную возможность научиться синтезировать полученные знания, уметь видеть общие проблемы разных дисциплин.

Интегрированный межпредметный курс «Портрет в литературе и в искусстве» делает возможным создание благоприятной среды для формирования у учащихся целостного восприятия художественного и живописного произведений. Познание сходства и различия законов разных видов искусства, их специфических средств выразительности, богатой палитры красок дает возможность ученикам глубже почувствовать, понять и оценить произведения этих двух миров искусства.

Понимать язык литературы и живописи, и художника, находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого, выявить идейный замысел писателя не только анализировать образы, но и давать им свои оценки, выражать свои взгляды – вот задачи предлагаемого курса. Курс дает возможность учащимся познакомиться с приемами раскрытия внешности человека в литературе и живописи, научиться отбирать адекватные языковые средства для характеристики и оценки внешности человека (героя).

Большое место на занятиях отводится работе со словарями с текстами художественных произведений. Основным методом при работе с текстом является сравнительный анализ произведений. В процессе занятий ученики создают несколько творческих сочинений-этюдов. Создание автопортретов – итоговая работа.

Курс рассчитан на 15 часов и адресован учащимся гуманитарного цикла, которые в будущем, возможно, станут искусствоведами.

 

Содержание курса

 

Тема 1. Предмет и задачи курса.

«Так что же такое портрет? Как человек видит другого человека? Как он выражает это видение, какие приемы для этого использует?» (лекция учителя).

Работа со словарями: выписать значение слова «портрет» из словаря иностранных слов, В.Даля, С.И.Ожегова, словаря литературоведческих терминов; в каждом определении «портрета» подчеркнуть ключевые слова. Подводим итог: «портрет – это…). Задание: «Создать портрет по образцу словесного портрета в криминалистике».

Можно ли считать художественным изображением портрет, который вы создали? Чего ему не хватает, чтобы стать художественным изображением человека в слове?

Тема 2. Литературный портрет в произведениях XVIII и XIX в. (3 часа).

     1. Описание героя в стихотворении Г.Державина  “Решемыслу”. Приемы раскрытия образа лирического героя.

Прочитать стихотворение Державина Г.Р. «Решемыслу», подчеркнуть слова и словосочетания, которыми поэт характеризует своего героя. Какие качества приписывает Державин своему герою? Дает ли Державин читателю какое-либо представление о внешности Решемысла? Как, по-вашему, должен выглядеть Решемысл, чтобы его внешность соответствовала его характеру и достоинствам? Опишите прозой или стихами.

     2. Описание Сперанского в отрывке Толстого «Война и мир».

Выпишите слова и словосочетания, которые Толстой использует, создавая портрет Сперанского.

Какое впечатление оставил у вас образ Сперанского?

     3. В чем сходство Сперанского и Решемысла? Используют ли Державин и Толстой какие-либо общие приемы для создания портрета? Какие? Встречаются ли одинаковые слова и словосочетания? Если да, то выпишите их. Чем отличаются эти изображения? Вспомните какие-либо черты, характеризующие искусство тех эпох. Какие из них нашли отражение в тестах? (воспользуетесь энциклопедией).

Тема 3. Портрет в живописи художников.

     1. Рассказать о жанре народного портрета.

     2. Подумайте, какой из портретов (Д.Г.Левицкий «Портрет Кокоринова» и И.Е. Репин «Портрет А.И.Дельвига») написан во времена Державина, а какой – во времена Толстого. Обоснуйте свое мнение.

Опишите цветовую гамму портретов, композицию обеих картин (учитывайте размещение фигур в пространстве; посмотрите, не лежит ли в основе композиции какая-либо геометрическая фигура), опишите позу портретируемого.

Используйте предложенные слова и словосочетания. Суммируя собранный вами словесный материал, создайте два текста-описания: картины Левицкой и картины Репина.

Тема 4. Отличие портрета конца XVIII в.  от портрета второй половины XIX в. на примере литературных портретов.

     Выберите из предложенных ниже слов одно понятие, с помощью которого вы могли бы   охарактеризовать отличие портрета конца XVIII в. от портрета второй  половины XIX в. на примере литературных портретов Державина и Толстого. Обоснуйте свое мнение. Реализм, отвлеченность, индивидуальность, жизнеподобие, театральность, классицизм, декоративность, конкретность, противоречивость, сентиментальность, абстрактность (работа со словарями).

     Представьте себе, что вы заказали художнику свой портрет. Опишите, какие бы средства вы выбрали, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность.

Тема 5. Женские образы в литературе и живописи.

     1.Прочитать три женских портрета: из повести А.Д. Дружинина «Полинька Сакс», из романа Ф.Достоевского «Идиот» и романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Выписать слова и словосочетания, которые использованы для создания образа каждой героини.

Наблюдение над особенностями стиля (лексика, синтаксис) – работа с текстами.

     2.Перед вами пять женских портретов. Выберите среди них тот, который, с вашей точки зрения, более других напоминает Настасью Филипповну. Обоснуйте свой выбор.

     3.Прочтите рассказ И. Бунина «Натали». Подчеркните в тексте описание внешности Натали. Выпишите глаголы, которые Бунин использует, описывая Натали, и глаголы, которыми описывается, как видит Натали герой рассказа. Какой образ Натали создается благодаря этим глаголам?

Сравните описание Натали ее подругой Соней с описанием Мицерского. В чем разница? Отличается ли портрет Натали от уже знакомых вам женских портретов (Одинцовой, Настасьи Филипповны и др.).

Проследите все изменения цвета. Есть ли в них логика, смысл.

 

Тема 6. От чего зависят метаморфозы портрета?

    1. Прочтите литературный портрет из повести Леонида Андреева «Иуда Искариот». Выпишите все существительные. Что вы можете сказать об Иуде Л. Андреева? Ответьте на вопрос, используя собранный словесный материал.

    2. Посмотрите на три фотографических портрета театрального режиссера XX в. Всеволода Мейерхольда. Можно ли угадать душевное состояние Мейерхольда? Опишите его. Что наиболее выразительно свидетельствует об этом состоянии: выражение глаз, игра света и тени на лице, поворот головы. Используя фотографии, создайте словесный портрет Мейерхольда.

Посмотрите на живописный портрет Вс. Мейерхольда, написанный художником Б.Д.Григорьевым. Можно ли назвать портрет Григорьева психологическим? Сравните Мейерхольда на потрете и на фотографиях. В чем вы видите отличие, сохраняется ли в этих образах что-либо общее?

 

Тема 7-8. Заключительные занятия.

1. Беседа. Выводы о приемах раскрытия внешности человека в искусстве.

 2. Создание автопортретов (опишите себя или нарисуйте).

 

Тематический план курса.

 

 

Тема занятий

Кол-во часов

Форма занятий

 
I

 

Предмет и задача курса. Что то же такое портрет? Как человек видит другого человека? Как он выражает это видение, какие приемы для этого использует?»

 

1 час

 

Лекция, работа со словарями, поездка в Третьяковскую галерею

II

Литературный портрет в произведениях XVIII и XIXв.

2.1. Описание героя в стихотворении Г.Р.Державина  “Решемыслу”. Приемы раскрытия лирического героя.

2.2. Описание Сперанского в отрывке  из романа  Л.Н.Толстого «Война и мир». Приемы создания образа.

2.3. Использование Г.Р. Державиным и Л.Н.Толстым  общих приемов создания портрета.

 

3 часа

Лекция с просмотром видеофильмов.

Анализ стихотворения – работа в группах или в парах.

Коллективная работа: выписать слова и словосочетания, которые Толстой использует, создавая портрет Сперанского

Сравнительный анализ произведений. Письменная работа. Обсуждение работ учащихся.

III

Портрет в живописи художников.

3.1.Левицкий Д.Г. Портрет А.Ф. Кокоринова

3.2.Репин И.Е. Портрет А.И.Дельвига.

3.3.Сопоставление портретов двух художников двух разных эпох

3 часа

Лекция, наблюдения. Устные сочинения-описания картин с использование предложенных слов и словосочетаний. Сравнительный анализ. Письменная работа.

IV

Отличие портрета конца XVIII в.  от портрета второй половины XIX в. на примере литературных портретов Державина и Толстого и живописных портретов Левицкого и Репина.

 

 

1 час

Работа со словарем (по-нятия: реализм, отвлечен-ность, индивидуальность, жизнеподобие, конкрет-ность, театральность,   сен-тиментальность, абстракт-ность  и др.).

Коллективная работа (см.тему Творческое задание (п/р):

Представьте себе, что вы заказали художнику свой портрет.

V

Женские образы в литературе и живописи.

5.1.Три литературных  портрета: Полиньки Саке из одноименной  повести А.Д. Дружинина, Настасьи Филлиповны  из романа Ф.М. Достоевского «Идиот» и Анны Сергеевны Одинцовой из романа И.С.Тукргенева «Отцы и дети».

5.2. Сопоставление вышеуказанных литературных портретов с портретами живописи:

  • И.Е Репина «Актриса Стренетова»

  • Ф.С.Рокотова «Портрет А.П.Струйской»,

  • В.А.Серова «Портрет С.М.Лукомской»

  • Н.А.Ярошенко «Портрет актрисы Стрепетовой»

  • М.В.Нестерова «Портрет дочери Нестеровой»

5.3. Цветопись в рассказах И.А.Бунина. Отличие портрета Натали из одноименного рассказа с уже известными женскими портретами (Одинцовой, Настасьи Филипповны)

Проследите все изменения цвета. Есть ли в них логика, смысл. 

 

Чтение отрывков. Работа с таблицей: «Выпишите слова и словосочетания, которыми создан образ героини».

 

 

 

Устные сочинения-описания. Творческое задание: «Выберите среди этих портретов тот, который с вашей точки зрения, более других напоминает Настасью Филипповну». Обоснуйте свое мнение.

 

 

Работа с текстами:

Подчеркните описание внешности Натали, последите все изменения цвета, есть ли в  них логика и т.д.

Письменная работа (см. тему)

VI

От чего зависят метаморфозы портрета? Способность конкретного лица на портрете превращаться в идею, в символ.

6.1. Литературный портрет Иуды  из повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».

6.2. Всеволод Мейерхольд на портрете Б.Д. Григорьева и на фотографиях.  

2 часа

Работа с текстом, создание таблицы: «Выпишите эпитеты «героического», «величественного» плана и «низкого», «бытового»

Наблюдения (см. тему) П\р используя фотографии, создайте словесный портрет Мейерхольда.

VII
VIII

Заключительное занятие.

Выводы о различиях между портретами в изобразительном искусстве и портретом в литературе.

 Создание автопортретов.

 

Круглый стол.

«Попробуйте оценить пройденный вами путь. Изменилось ли что-нибудь в вашем представлении о портрете?»

Творческая работа «Попробуйте создать авто-портрет» (опишите или нарисуйте).

 

Список иллюстраций

 

1. Д.Г.Левицкий (1735-1822). Портрет  А.Ф.Кокорикова.

2. Д.Г.Левицкий. Портрет И.И.Шувалова  1780-1790.

3. Д.Г.Левицкий .Портрет А.А.Безбородко 1780 г.

4. И.Е Репин (1844 – 1930). Портрет А.И. Дельвига 1882 г.

5. Е.И Репин. Актриса П.А.Стрепетова 1882 г

6. Ф.С.Рокотов (1735-1808). Портрет А.П.Струйской 1772 г.

7. Н.А.Ярошенко (1846-1898). Портрет актрисы Стрепетовой 1884 г.

8.В.А.Серов (1865-1911). Портрет С.М.Лукомской 1900 г.

9.М.В.Нестеров (1862-1942). Портрет дочери Ольги Нестеровой 1906 г.

10.Фотографии В.Э.Мейерхольда 1921, 1923, 1924 г.

11. Б.Д.Григорьев.  Режиссер Вс.Э.Мейерхольд 1916 г.

 

Литературные произведения

1.Г.Р.Державин ст. «Решемыслу».

2.Л.Н.Толстой. Отрывок из романа «Война и мир».

3.А.В.Дружинин. Отрывок из повести «Полинька Саке».

4.Ф.М.Достоевский. Отрывок из романа «Идиот».

5.И.С.Тургенев. Отрывок из романа «Отцы и дети».

6. И.А.Бунин. Роман «Натали».

7.Л.Андреев. Отрывок из повести «Иуда Искариат»

к списку авторов